Судьба Марксизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:07, реферат

Описание работы

Марксизмом называется разработанная Карлом Марксом "научная теория" коммунизма, претендующая на роль "Общей теории Всего". По сути, эта теория представляет собой смесь различных работ, содержащую множество терминов, идей, и методов, взятых у различных философских и экономических школ девятнадцатого века, и некоторых теологических учений прошлого.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Причины и предпосылки развития идей марксизма в России 4
Глава 2. Историческое развитие идей марксизма в России 9
РАЗДЕЛ 1. Развитие идей марксизма Плехановым 9
РАЗДЕЛ 2. Идеи В. И. (Ульянова) Ленина 11
РАЗДЕЛ 3«Послеленинское» развитие философской мысли в России 17
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Марксизм реферат.docx

— 39.66 Кб (Скачать файл)

Теоретические труды Плеханова по истории философии, социологии, эстетике оставили заметный след в дальнейшем развитии диалектико-материалистического учения.

2.2 Идеи В. И. (Ульянова) Ленина

Новый этап в истории марксизма в России связан с именем   Владимира Ильича (Ульянова) Ленина.  В юности познакомился с работами К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова и стал убежденным марксистом. В творческой деятельности Ленина можно выделить три периода: 1) 1895-1905, 2) 1905-1917, 3) 1917-1924.

Первый период. В начале периода Ленин ведет борьбу с идеологией народничества, доказывая, что Россия уже стала на путь капитализма, что в российской деревне идет социальная дифференциация. Он обосновывает идею необходимости внесения социалистического сознания в рабочий класс: «Вопрос стоит только так: буржуазная и ли социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой третьей идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемой классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной».

Для решения этой задачи Ленин предлагает создать партию нового типа – партию профессиональных революционеров, которая возглавит рабочее движение. Против этого выступил Плеханов, ратовавший за партию западноевропейского образца и парламентские формы борьбы, для которой в России в действительности не было никаких объективных условий. Плеханов негативно оценил революцию 1905 г., считая, что пролетариату не надо было браться за оружие. Ленин же в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции», проанализировав итоги первого организованного выступления российского пролетариата, сделал важный вывод о том, что в этой революции решающей силой был рабочий класс. На основе всестороннего анализа Ленин выдвинул идею о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую, но теснейшим образом связывал вероятность ее успеха и особенно возможность построения социализма в нашей стране с победой социалистической революции в ряде более развитых капиталистических стран.

Второй период. В этот период Ленин занимается научной деятельностью. Он пишет такие работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Крах II Интернационала», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция». В это же время он усиленно штудирует «Науку логики» Гегеля.

В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин выступает против увлечения некоторых российских марксистов, пытавшихся соединить марксизм с эмпириокритицизмом, марксистскую социологию с махистской теорией познания. Марксизм, по Ленину, имеет собственную философию – диалектический материализм и не нуждается ни в какой особой философии. Имеет марксизм и собственную диалектико-материалистическую теорию познания, основанную на принципе отражения, рассматривающего наши ощущения и представления как образы находящихся вне нашего сознания явлений и предметов действительности.

Ленин проанализировал кризис, возникший в философии в связи с некоторыми результатами научной революции в физике в конце XIX – начале XX в. и выразившийся в отрицании существования материи. До сих пор в философии и естествознании господствовала атомистическая теория материи, отождествлявшая материю с атомом как ее мельчайшим структурным элементом. Расщепление атома и открытие радиоактивности породило тезис об исчезновении материи. Ленин объяснил эту ситуацию следующим образом: исчезла не материя, а исчез тот предел, до которого мы знали материю. Если раньше мы знали ее до уровня атома, то сейчас до уровня электрона, а завтра будем знать ее еще глубже, потому что материя бесконечна и нет предела ее познанию. И далее Ленин дает определение материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях и выделяет два подхода к материи – философский и естественнонаучный. В рамках философского подхода материя рассматривается как философская категория для обозначения объективной реальности и в этом аспекте материя обладает одним единственным свойством – быть объективной реальностью, существовать независимо от сознания человека. Естественнонаучный подход характеризует материю со стороны ее структуры, форм, свойств, состояний и выражает изменчивость конкретно-научных представлений о ней.

В «Философских тетрадях» Ленин материалистически истолковывает некоторых положений гегелевской диалектики. Во фрагменте «К вопросу о диалектике» он обосновывает две концепции развития – метафизическую и диалектическую, подчеркивая несомненное преимущество последней. Здесь же дает обобщающее определение диалектики. Диалектика – это «живое, многосторонне (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…».

Ленин обосновывает подход к обществу как целостной социальной системе, развивающейся по своим объективным законам. Он внес значительный вклад в разработку вопроса о субъективном факторе в истории и показал, что на содержание исторических событий оказывают влияние интересы, мотивы, настроения различных социальных групп.

Третий период посвящен разработке проблем социального развития и общественно-государственного устройства России после завоевания пролетариатом власти. Основные работы этого периода: «Очередные задачи Советской власти», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Письмо к съезду» и др.

Ленин видел преемственность исторического развития общества и показывал, что социализм как экономический уклад естественным образом вырастает из капитализма. «Государственно-монополистический капитализм, - пишет Ленин, - есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет». Переход от капитализма к социализму может совершиться с помощью социалистической революции. Ленин вносит определенные коррективы в теорию социалистической революции Маркса.

Монополизация капиталистического производства и распределения, по Ленину, порождает неравномерность в экономическом и политическом развитии отдельных стран, в результате чего возникает ситуация, при которой отстававшие ранее страны выходят вперед и стремятся устранить несоответствие между развитием производительных сил и накопленного капитала, с одной стороны, разделом колоний и сфер влияния для финансового капитала – с другой. Вследствие неравномерности развития стран объективные предпосылки социалистической революции, по мнению Ленина, не могут сложиться одновременно во всех развитых капиталистических странах, поэтому он делает вывод о возможности победы социалистической революции сначала в немногих странах или даже в одной, отдельно взятой стране.

Ленин видел неготовность России к непосредственному «введению социализма» и многократно открыто заявлял об этом: «Я не только не рассчитываю на «немедленное» перерождение нашей революции в социалистическую, а прямо предостерегаю против этого». «Россия не достигла высоты развития производительных сил, при котором возможен социализм». Но в марте 1818 г Ленин все больше говорит о немедленном переходе к социализму и предлагает два средства решения этой задачи:

1) призыв к трудовой дисциплине  и самодисциплине трудящихся;

2) принудительная роль государства.

Государством переходного периода от капитализма к социализму может быть только диктатура пролетариата. Ленин считал необходимым слом буржуазной государственной машины, но полагал возможным использование таких ее элементов, как банки и почта. Он выделяет три основные функции государства диктатуры пролетариата:

1) свержение эксплуататорских классов  и подавление их сопротивления;

2) организация рабочих и всех  трудящихся на строительство  нового общества, обеспечение для  них равных прав и обязанностей;

3) хозяйственное и культурное  строительство.

Основная задача новой власти должна состоять в реализации и защите коренных интересов рабочих и их союзников по строительству социализма. Органами народовластия должны стать Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Характеризуя Советское государство, Ленин писал, что оно «неизбежно должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)». Верховным органом власти становится Всероссийский съезд Советов, в руках которого находится и законодательная, и исполнительная власть.

Ленин считал, что насилие со стороны пролетариата – это объективная закономерность социалистической революции, но формы, методы и средства насилия должны соответствовать конкретно-историческим условиям и специфике страны. Он называл такие формы насилия, как гражданская война, использование старых специалистов, борьба за новую дисциплину труда и др.

Идея ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая Лениным и его соратниками, не находила поддержки у трудящихся масс и все больше отрывалась от их интересов. Благая цель становилась злом: крестьянство «раскрестьянивалось», рабочий класс деклассировался. Ленину стало ясно, что в среде мелкотоварного крестьянского производства перекрывать все рыночные связи – значит обрекать страну на катастрофу. Он выдвигает концепцию новой экономической политики Модель социализма приобрела новые черты:

1) признается необходимость товарно-денежных  отношений;

2) вводится принцип оплаты по  количеству и качеству труда;

3) на государство возлагаются  предпринимательские функции;

4) кооперация признается социалистической  формой жизни;

5) объявляется необходимость формирования  гражданского общества и правового  государства.

Ленин рассчитывал, что план и государственный аппарат, опирающийся на закон, ограничат стихию рынка, а свободная торговля и вовлечение народных масс в управление и контроль помогут в борьбе с бюрократизмом. Однако после смерти Ленина в стране возродился военно-коммунистический вариант развития общества, победила немарксистская концепция социализма в виде сталинской модели социализма.

Таким образом, сфера интересов Ленина – теория и практика политической деятельности, теория государственного устройства, революция как социальная технология. Ленин во многом воспринял «позднее» направление развития марксизма, где основными являются такие понятия, как «диктатура пролетариата», «разрушение старого общества», «уничтожение частной собственности», «революционное насилие», «завоевание власти» и т. д. Социальная философия приобретала откровенно политизированный характер, с ярко выраженной ориентацией на насилие как «повивальную бабку истории».

В области философии Ленин существенно обогатил концепцию материализма, обосновал теорию отражения, предпринял методологический анализ взаимосвязи естествознания и философии. Его интерес к проблемам диалектики был связан с практикой, политикой. Он доказывал, что практика выше теории и является критерием истины.

2.3 «Послеленинское» развитие философской мысли в России

Следующий этап, продолжавшийся до 90-х годов XX века. На этом этапе идея партийности философии получила дальнейшее развитие. Произошел полный отказ от творческого подхода, философия марксизма была превращена в догму - в сборник цитат. И это несмотря на то, что в науке произошли крупные открытия, многое изменилось и в жизни общества. Гонениям (под видом борьбы за чистоту марксистской философии) подвергаются теория относительности и генетика. Борьба против идеализма возводится в ранг государственной политики. Всякая попытка сказать свое слово рассматривается как ревизия марксизма. По существу, философская жизнь в стране замерла. Творческое учение превратилось в свою противоположность - в набор упрощенных, примитивных рассуждений, комментирующих мысли К. Маркса и Ф. Энгельса без учета новых условий. Монополия на философские высказывания была отдана отдельным личностям, выполнявшим социально-политический заказ.

 

 

Заключение

Таким образом, можно сказать, что идеология Маркса нашла свое применение  именно в России благодаря тому что она по своей специфике наиболее подходила под особенности развития российского государства, общества, менталитета населения.

Кроме того, в России использовалась не сама идеология марксизма, а его «Ленинская интерпретация», которая исходила из потребностей российского общества. Именно это позволило марксизму завоевать главенствующее положение и стать официальной идеологией. 

Литература:

    1. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.
    2. Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.
    3. Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская революция. М.,1996.
    4. Новикова С. С. «История развития социологии в России» Воронеж 1996 г.
    5. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994.

 

 

 


Информация о работе Судьба Марксизма в России