Наиболее приемлемо понимание необходимости
как морального закона. Этот закон призывает
разум человека находить обязательства
перед духовными ценностями. Другими словами,
помогает различать добро и зло. Человек
не несёт внешнего наказания за нарушение
собственной нравственной позиции, но
бичует сам себя, что, определённо, тяжелее.
Потому моральный закон предоставляет
каждому возможность выбрать добро и следовать
ему. Это свобода самореализации, развития
внутреннего мира, который не может быть
подавлен внешними воздействиями. Только
наше сознание, наша воля и наши действия
пагубно или плодотворно влияют на наш
внутренний мир.
Именно выбор, который обеспечивается
разумом и волей, выступает формой проявления
свободы. Выбор будет свободен в том случае,
если все интеллектуальные и волевые ресурсы
будут направлены на него, и моральные
ценности сливаются с внутренней потребностью.
Его могут сделать несвободным преобладающие
чувства, затуманивающие разум или внешнее
принуждение.
Нравственная свобода – не просто выбор
поведения, а превращение моральных требований
во внутренние потребности и убеждения
человека. Нравственная свобода проявляется
в умении:
делать осознанный моральный выбор действий и поступков;
давать им нравственную оценку;
предвидеть их последствия;
осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами
страстями, желаниями.
Таким образом, только приняв
себя и мир в себе, можно достигнуть свободы.
Заключение
«Тот, кто имеет
зачем жить, может вынести любое как» - сказал Ницше. И если у человека
не будет смысла жизни, ему незачем жить.
У каждого из нас есть целый мир, в который
каждый вносит свой небольшой, но значительный
вклад. Потому как общество – это группа
людей, от человека зависит общество, а
от общества – человек. Мы развиваемся,
приобретаем свою неповторимость, становимся
личностями благодаря обществу.
Человеческое общество – это
высшая ступень организации живых систем.
Личность не растворяется в обществе:
сохраняя значение неповторимой и самостоятельной
индивидуальности, она вносит свою лепту
в жизнь общественного целого.
Степень свободы человека зависит
от характера и уровня развития общества,
от заботы общества об удовлетворении
материальных и духовных потребностей
личности, то есть свобода человека тесно
связана со свободой общества. С другой
стороны свободное развитие общества
зависит от свободного развития каждого
из его членов, «свободное развитие каждого
является условием свободного развития
всех».
Смысл жизни человека раскрывается
в многообразных видах деятельности –
в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении
наукой, литературой и искусством, в активной
общественной деятельности и т.д. При этом
труд и производство – не самоцель, а необходимая
предпосылка и реальная основа создания
объективных условий для того, чтобы каждый
человек мог проявить себя, развернуть
свои способности, обнаружить таланты.
Чтобы он имел реальную возможность свободно
развиваться как творчески деятельная
личность.
Список Литературы:
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы: бесплатная электронная библиотека Royallib.ru.
- Бердяев Н.А. Царство духа и царство
кесаря: М., 1995. С. 325
- Хрусталёв Ю.М. Общий курс философии:
М., 2003. г. 3-4.
- Спиркин А.Г. Основы философии : учеб пособие А.Г. Спиркин. — М. : Гардарики, 2006. — 736 с.
- Бондаренко Ю.Я. У истоков современной морали Ю.Я. Бондаренко
— М. Знание, 1991. — 64 с.
- Рыбкина И.В. Роль ценностей в современном обществе И.В. Рыбкина. А. П. Горячев.
// Философские беседы. — 2000. № 7. — С. 128.
- Лавриненко В.Н. Философия: Юристъ; 1998, р – , С. 258.