В качестве
основы первичных влечений, движущей
силы бессознательного, Фрейд первоначально
принял сексуальные влечения, которые,
как он ошибочно полагал, являются
не только причиной возникновения невротических
заболеваний, но и мощным стимулом творческой
деятельности психически нормального
человека и культурных достижений общества.
Фрейд был
убежден, что симптомы невротических
заболеваний следует искать в остатках
и символах воспоминаний о сексуальных
переживаниях, которые будто бы имеют
место в детском возрасте каждого человека.
Эти забытые переживания детства не исчезают,
по Фрейду, автоматически, а оставляют
неизгладимые следы в душе человека, и
только раскрытием и переведением в сознание
этих следов воспоминаний можно добиться
устранения болезненных симптомов. Отсюда
- особая психоаналитическая процедура
лечения невротиков, которая определяется
Фрейдом как своего рода продолжение воспитания
и направлена на устранение остатков детства.
Сам же Фрейд за подтверждением
своей гипотезы обратился к
мифологическим сюжетам, художественным
и литературным памятникам истории,
в частности к древнегреческому
мифу о царе Эдипе. Миф рассказывает
о трагической судьбе Эдипа, который
убивает царя Фив, не ведая, что это его
отец, и, став царем, женится на своей матери.
Когда же ему открылась истина, то, мучимый
сознанием тяжкой вины, Эдип ослепляет
себя. В этом мифологическом сюжете Фрейд
усматривает не только доказательства
того, что сексуальные влечения являются
основой деятельности человека, но и подтверждение
идеи о существовании тех сексуальных
комплексов, которые якобы с детства заложены
в человеке. Так родился известный фрейдовский
постулат об извечно существующем эдипове
комплексе, согласно которому мальчик
постоянно испытывает влечение к матери
и видит в отце своего соперника. Под углом
зрения инфантильных сексуальных влечений,
кровосмесительных желаний Фрейд и рассматривает
такие феномены как человеческую способность
к образному мышлению, фантазии, творческую
деятельность художников и даже поведение
людей в обществе.
Разумеется, фрейдовская интерпретация
сексуальных влечений не имела
ничего общего со строго научным подходом
к проблеме. Об иллюзорности доводов Фрейда
свидетельствует уже сам факт обращения
к мифологической аналогии.
В рассуждениях философов, которые
еще задолго до Фрейда задумывались
над тем, какую роль играют
влечения в человеческой жизнедеятельности,
явственно обнаружились две тенденции:
одни говорили о сексуальных влечениях
как движущем начале человека, сводя к
ним всю человеческую любовь; другие давали
более широкое толкование понятию любви,
принимая любовные влечения за первооснову
всего сущего.
Теоретическая позиция Фрейда
в этом отношении не была
однозначной. Первоначально в
качестве первичных он рассматривал
лишь сексуальные влечения. Затем
он начинает различать две
группы первичных влечений: сексуальные
влечения и влечения "Я" (или
самосохранения). Еще позднее, по мере
того как фрейдовское понимание сексуальных
влечений получало более широкую трактовку,
близкую к платоновскому. понятию Эроса,
включая в себя уже всю сферу человеческой
любви, более расширительное содержание
Фрейд начинает вкладывать и в понятие
первичные влечения. Он приходит к выводу,
что первичные влечения составляют полярную
пару созидательной любви и деструктивности.
В конечном счете он выдвигает гипотезу
о том, что деятельность человека обусловлена
наличием как биологических, так и социальных
влечений, где доминирующую роль играют
"инстинкт жизни" (Эрос) и "инстинкт
смерти" (Танатос).
Предположение о существовании
в человеческой существе такого
инстинкта, который он назвал
влечением к смерти, Фрейд выводит из эволюции
всего живого, которое, достигнув органического
бытия, вследствие внутренних причин со
временем умирает и возвращается к неорганическому
состоянию. Все остальные влечения, включая
и влечение к сохранению жизни, рассматриваются
основателем психоанализа как обеспечивающие
живому организму собственный путь к смерти:
эти сторожа жизни, по Фрейду, были первоначально
слугами смерти, поскольку целью всякой
жизни является смерть Фрейдовское предположение
о существовании влечения к смерти относилось
к тем его гипотетическим построениям
и допущениям, на которых покоилось психоаналитическое
учение, окончательно сложившееся в 20-е
годы. Но именно оно является одной из
наиболее мрачных и неубедительных гипотез
в творческом наследии основателя психоанализа,
в котором, несмотря на его замысел создать
строго научную психоаналитическую теорию,
не только не проводятся последовательно
принципы научной объективности, но отчетливо
видны элементы субъективной предвзятости.
Что же касается постулата об инстинкте
смерти, то он вызвал, пожалуй, самую резкую
критику даже среди буржуазных теоретиков.
Согласно материалистическому пониманию,
определяющим моментом в истории
является, как указывал Ф. Энгельс,
производство и воспроизводство
непосредственной жизни, то есть производство
самого человека, продолжение рода. Однако
бессознательные влечения, участвующие
в этом процессе, составляют только одну
его сторону, причем далеко не доминирующую.
Поэтому глубоко ошибочно переоценивать
их значение в жизни отдельного человека
и тем более в историческом развитии человечества,
как это имеет место в психоаналитическом
учении Фрейда.
По замыслу Фрейда, раскрытие
природы бессознательных влечений
должно было способствовать пониманию
динамики и способа функционировании всех психических
процессов. Согласно его предположению,
человеческая психика функционирует по
своим собственным законам: ее деятельность
автоматически регулируется принципом
удовольствия, направляющим бессознательные
влечения в русло получения максимального
удовольствия. То, что не доставляет удовольствия,
отвергается психическим аппаратом, который
как бы блокирует все другие выходы психическим
актам, ориентируя их только в том направлении,
где возможно достижение удовольствия.
Позднее, прослеживая историю возникновения
и развития психоанализа, Фрейд писал,
что, его работы о толковании сновидений,
об остроумии и ряд других с самого начала
показали, что психоаналитическое учение
не ограничивается областью медицины,
а может быть использовано и в различных
науках о духе. Одной из областей приложения
психоаналитического учения Фрейда стала
философия истории и культуры. Считая,
что с помощью психоаналитического исследования
отдельного человека можно осветить многие
загадки истории человечества, Фрейд использовал
психоанализ для конструирования своей
собственной философии истории. При этом
Фрейд исходил из того, что психическое
развитие отдельного человека сокращенно
повторяет ход развития всего человечества,
а протекание бессознательных процессов
обусловливает специфику возникновения
как этических и моральных норм человеческого
поведения, так и общественных связей,
культурных достижений и социальных институтов,
свидетельствующих о прогрессе человеческой
цивилизации от примитивных первобытных
сообществ до современной организации
буржуазного общества.
Психоаналитическая картина истории
развития первобытного состояния
человечества впервые была дана
Фрейдом в работе "Тотем и
табу" (1913), где с позиций своего
учения он попытался объяснить
процесс становления психической жизни
примитивного человека.
Объяснение многих явлений, характерных
для первобытного общества (механизмов
функционирования психики примитивного
человека, процессов образования
первобытных запретов - табу, возникновения
анимизма и тотемизма), осуществлялось
Фрейдом на основе данных, полученных
при изучении типичных детских неврозов
- так называемых фобий детей, а теоретической
установкой при этом служил эдипов комплекс.
В конструировании психоаналитической
философии истории Фрейд опирался также на гипотезы,
которые существовали в то время в биологии
и этнологии. От Дарвина он позаимствовал
представления о примитивной человеческой
орде, управляемой сильным отцом; от шотландского
этнографа Аткинсона - идеи о так называемой
циклопической семье, когда сыновья, объединившись
между собой, восстают против тирании
отца и убивают его; от Робертсона Смита
- представления о возникновении тотемизма.
Психоаналитическое толкование
философии истории исходит из
того, что религия, мораль, социальные чувства первоначально
составляли одно целое: они вырабатывались
филогенетически на базе эдипова комплекса,
а именно: религия и нравственность - посредством
подавления этого комплекса, социальные
чувства - в результате необходимости
преодоления сопернических чувств между
сыновьями за право обладать женщинами
в первобытной орде.
Основоположник психоанализа приходит
к выводу о наличии нравственных
и моральных основ психической
жизни человека, из которых произрастают
все культурные и социальные достижения человечества.
Но такое
понимание природы нравственности
не согласуется с первоначальными
установками психоанализа, согласно
которым прогресс человечества всецело
связан с деятельностью бессознательных
психических сил человека, ориентированных на эдипов комплекс.
Чтобы освободить свое учение
от этого внутреннего противоречия,
Фрейду нужно было отказаться
от одной из двух посылок.
Но у него не хватило на
это мужества или научной объективности.
Начав с рассмотрения
истории развития первобытного общества, Фрейд попытался
набросать эскиз исторического развития
человеческой культуры и цивилизации
в целом. Одним из основных факторов культурного
развития Фрейд считал постепенное отречение
от природных бессознательных страстей
и влечений, присущих первобытному человеку.
В работах 20 - 30-х годов при
рассмотрении истории культурного
развития человечества Фрейд
учитывает уже и социальные
факторы существования человека,
пытается раскрыть материальные
и духовные аспекты культуры
в их взаимном переплетении. Такой подход к осмыслению
истории культуры был, разумеется, более
плодотворным.
Высоко оценивая достижения человечества
в его господстве над природой,
основатель психоанализа видит
и другую сторону исторического
прогресса: «люди располагают такой властью в своем господстве
над силами природы, что, пользуясь ею,
легко могут уничтожить друг друга вплоть
до последнего человека. Они это знают
- отсюда возникает значительная доля
их теперешнего беспокойства, их уныния,
их мрачного предчувствия»6.
5.Заключение
Учение Фрейда оказало огромное
влияние на развитие науки
и культуры XX века — без его
идей трудно представить себе
современную психологию, психиатрию,
философию, искусство. Однако, как
это часто бывает с первооткрывателями,
Фрейд в своей концепции чрезмерно усилил некоторые очень
важные, но все же не единственно определяющие
стороны дела. Во-первых, он явно биологизировал
бессознательное, которое оказалось сведено
к чисто природному феномену, к чисто биологическим
влечения. Во-вторых, Фрейд акцентировал
внимание на одной стороне человеческого
бытия — на бессознательном, но потерял
из виду другую сторону — личность и свободу
человека. Фрейдовское «Я» лишено подлинной
свободы, это «Я» есть не свободная личность,
а марионетка, за право манипулирования
которой бьются одинаково безличные «Оно»
и «Сверх-Я», природа и культура, которая
у Фрейда сведена к общественно выработанным
требованиям. И при изображении этой схватки
у Фрейда не нашлось места для самоценной
личности, обладающей духовной автономией
от природы и общества.
II. Свобода сопряжена с ответственностью.
Поэтому-то многие
и боятся ее (Б. Шоу)
Свобода сопряжена
с ответственностью,
поэтому-то многие и боятся ее.
Бернард Шоу
Свобода есть высшая
дисциплина.
Живая Этика.
Что такое свобода? Этот вопрос стал довольно актуальным
в современном обществе и часто подвергается
обсуждениям критиков, писателей, артистов
и других людей. Нужна ли человеку свобода?
Влечёт ли она за собой ответственность?
И, вообще, так ли просто, как кажется на
первый взгляд, быть свободным? На эти
вопросы пытаются дать разумный ответ миллионы
людей, но понятие "свобода" настолько
загадочно и многогранно, что порой бывает
так трудно полностью вникнуть в его смысл
душой и телом, сердцем и разумом...
"Я хочу быть свободным! Я хочу не зависеть от других!"
Такие уверенные возгласы довольно часто
исходят из уст представителей современной
молодёжи. Они думают, что свобода - это
полное освобождение от каких-либо обязательств
перед друзьями, близкими, перед самим
собой. Они хотят свободы, но не знают,
как её получить. Они уверены - всё слишком
просто, чтобы долго задумываться над
этим. "Свобода появится, как только
я повзрослею, стану совершеннолетним,
уеду в другой город"... Мечтают, верят.
Но не могут освободиться от ответственности.
И никогда не освободятся. Свободы без
ответственности не бывает. Как не бывает
книги без смысла. Это два неразрывных
понятия, и нужно с этим смириться.
Так что же такое свобода?
Многие словари трактуют это слово,
как "течение событий таким
образом, что воля каждого действующего
лица в этих событиях не подвергается
насилию со стороны других лиц". По-моему,
это одно из наиболее удачных определений.
Ведь, действительно, человек имеет право
жить и совершать определённые поступки,
соответствующие его убеждениям. Он может
делать то, что хочет, если это не противоречит
закону. И ответственность с него за это
не снимается. Она только усиливается.
Свобода налагает на человека ответственность
перед самим собой и перед обществом.
Не думаю, что Бог
создал нас для того, чтобы мы портили природные
богатства и рушили человеческие ценности.
Скорее всего, наше истинное предназначение
- вести добродетельную жизнь и совершенствовать
столь несовершенный мир. Поэтому чувство
ответственности заложено у нас в крови.
Оно является потребностью, которую нужно
удовлетворять. Ведь без чувства ответственности
человек не может оправдать своё жизненное
предназначение.
Именно свобода даёт
нам право на самореализацию. Свобода
убеждений позволяет нам создать
свой собственный внутренний мир. Но именно это право налагает
на нас ответственность за самих себя,
требует уважения к себе и убеждениям
других людей. Свобода мысли и слова помогает
нам реализоваться в кругу своих друзей
и показать свою ярко выраженную индивидуальность.
Но эти свободы тоже приходят к нам с ответственностью.