Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 05:11, доклад
Основная характеристика средневекового знания — умозрительность. Логика как главный способ получения знания и его организации. Обнаружение недостаточности чисто логической аргументации истинности знания. Поиски достоверных оснований в исходных посылках. Обращение к опытно-практическому знанию как сфере получения исходных посылок. Основные параметры опытно-практического знания, новое понимание опыта по сравнению с античностью.
Работая
над теорией образования
Практика
понимается здесь не как пассивная
деятельность, а как деятельность,
нацеленная на создание нового или
на разрушение, уничтожение субстанции,
причем не механическое, а связанное
с изменением сущности. Таким образом,
устанавливается корреляция между
знанием истины и умением воздействовать
на природу вещи, и нужен только
один шаг, чтобы перейти к
Представление об эксперименте не было чуждо античной и тем более средневековой науке. Мы имеем в виду представление о мысленном эксперименте, правда, не оформленное понятийно. Например, отвергая притяжение и доказывая перипатетический тезис о естественном движении тел (стремлении их к своему месту), Ибн Сина строит «мысленный эксперимент». Если бы, рассуждает он, тела притягивались — огонь небом, камень землей и т.д., — то тяжелые и большие тела было бы притянуть труднее, а маленькие и легкие — легче; но в действительности мы видим обратное. Значит, движение имеет природу.
Элементом
вызревавшего методологического принципа
эксперимента, в частности мысленного
эксперимента, было широкое использование
доказательства «от противного», которое
хотя уже имело место в античности,
практически не выходило за пределы
математики. У мыслителей средневекового
Арабского Востока оно было введено
как способ построения мысли в
разные сферы науки. Иногда аргументом
«от противного» становились
реальные факты, отклонения и нарушения
в реальных объектах исследования,
например, описывая работу мозга, Авиценна
замечает: «Хранилище общего чувства
есть сила представления, и она находится
в передней части мозга. Вот почему,
когда эта часть повреждена, действие
представления нарушается…
Очень важным моментом становления нового метода было развитие такой формы анализа, как логическая критика, состоящая в опровержении какого-либо положения путем доведения его до абсурда. Подобную работу по выяснению достоверности сомнительной посылки проделал уже аль-Фараби: «Ясно, что тот, кто не хочет в своих убеждениях и мнениях ограничиваться презумпциями (а это такие убеждения, обладатель которых не уверен в себе), — тому необходимо перейти от них к противоположностям».
С целью критики недостоверного суждения Авиценна вводит в анализ «испытательный» и «противодействующий» силлогизмы, позволяющие выяснить действительный характер знания, истинность которого утверждает оппонент, дать отпор невежественному претенденту. Ученый с помощью логических приемов стремится «обнаружить недостоверность» (а не просто доказать достоверность), требует «опровергнуть все эти возможности, чтобы осталась одна». Это уже серьезная тенденция в развитии метода научного исследования — если и не сознательная ориентация на использование антитетики в качестве одного из центральных приемов анализа, то все же достаточно частое обращение к такому стилю мышления.
Обращение
к антитетике как методологическому
приему вызывалось опять-таки необходимостью
определения достоверности
Таким
образом, «возможность», «вероятность»,
«противоречивость» вводятся в перипатетическую
науку как фундаментальные
Так
же в итоге обстоит дело и с
отношением к опыту. Несмотря на достаточно
широкое введение его в структуру
научного исследования, научного знания,
опыт и тем более эксперимент
не стали еще главным компонентом
деятельности ученого. Математические
главы «Даниш-намэ» очень
Находясь в пределах античной средневековой конструкции науки, Авиценна часто смешивает тончайшие наблюдения душевных явлений с метафизическими концепциями, представлениями о душевных «силах».
Еще
ярче и определеннее взгляд на научное
знание выражен в отношении Ибн
Рушда к алхимии: «Весьма сомнительно,
существует ли алхимия (как действительная
наука); если да, то ее искусственные
произведения не могут быть тождественны
с произведениями природы; в лучшем
случае искусство может только подражать
природе, но оно никогда не достигнет
действительности самой природы». Здесь
справедливый скепсис сочетается с
пиетистским почтением к
Само
собой разумеется, что в эпоху
арабо-мусульманского средневековья
для эксперимента еще не было достаточной
технической базы (инструментов, приборов).
Не было и точности интуитивно схваченных
концептов галилеевского
Экскурс
в средневековую науку арабо-
Информация о работе Связь «фалсафы» с наукой и практической деятельностью. Опыт как элемент знания