Техника и исторические этапы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:37, реферат

Описание работы

Философия техники - уже установившееся название одного из важных направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношение человека и техники, техники и природы и другие проблемы современной техники и технологии. Она зародилась в середине XIX века в Германии как новая форма философской рефлексии и научно-технического прогресса.1

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 Сущность техники………………………………………………....…….4
2 Исторические этапы развития техники……………………….…...….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…..21

Файлы: 1 файл

Реферат777.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что ни один крупный мыслитель 20 века не обошел своим вниманием феномен  техники в процессе технизации современной  культуры. Среди наиболее значительных философов техники следует отметить культурно-историческую концепцию (Ф. Дессауэр, Т. Литт), феноменологию Э. Гуссерля, философию жизни (А. Бергсон, О. Шпенглер), экзистенциализм (К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер), философскую антропологию (А. Гелен, Г. Плесснер), эсхатологическую метафизику Н. А. Бердяева, неомарксизм франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.)

При всем многообразии философских концепций  техники следует отметить одну особенность  философии техники - в ее формировании наряду с профессиональными философами громадную роль сыграли естествоиспытатели и инженеры. Более того, в ряде стран (например, в дореволюционной  России и Германии) инженеры были инициаторами постановки вопроса о необходимости  и важности философии техники  и формировании первых исследовательских  программ в этой области. В других же странах, в частности, во Франции  и США инициатива была выдвинута  философами и учеными, специалистами  в различных естественных науках, которые одновременно являлись правительственными экспертами по оценке технологий и  управлению научно-технической политикой. Может быть, различия в философских  концепциях, развитых в этих странах, их направленность во многом обусловлены  способами институциализации философии  техники, своеобразием ориентации тех  кадров, которые вовлечены в философские  исследования техники - университетских  преподавателей философии и естествознания, инженеров или ученых - правительственных экспертов в области технической политики. Все это нужно иметь в виду, анализируя ведущие концепции философии техники.

Трудности философского исследования техники  связаны не только с тем, что оно  далеко выходит за рамки изучения методологических проблем технического знания и технических наук, но и  с тем, что оно должно включать в себя громадный комплекс разнородных  проблем - отношение техники и  человека, техники и природы, техники  и бытия, места техники в социокульртурном мире, оценки технических инноваций и научно-технического прогресса, социологических, экономических и социально-психологических условий и последствий технического прогресса, взаимоотношений техники и труда, инженерной деятельности и техники, техники и окружающей среды, экологических последствий научно-технического прогресса и др.7 

2 Исторические этапы развития  техники

 

Независимо  от того, с какого момента отсчитывать  начало науки, о технике можно  сказать определенно, что она  возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.  
     В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в своей книге «Возникновение технологии», опубликованной в конце XIX века, писал: «Живописец, литейщик и скульптор являются работниками, искусство которых оценивается, прежде всего, как необходимая принадлежность культа. ...Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для разжигания священного огня… Колесо было великим изобретением, весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Гейгер полагает, что надо считать самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и теперь в буддийских храмах Японии и Тибета, которые отчасти являются ветряными, а отчасти гидравлическими колесами... Итак, вся техника этой эпохи, - заключает автор, - имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной».

Техника давно привлекала внимание мыслителей. Понимая технику как искусство  производить вещи воплощающее в  себе человеческое знание и подражающее  природе, Платон считал ее обязательной для строительства оборонительных стен, корабельных верфей, храмов и  других сооружений. Особое внимание при  этом он уделял тому, что техника  должна быть основана на знании. «Мы нуждаемся в таком знании,- говорит в своих «Диалогах» Платон, - в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным... Ведь здесь искусство изготовления и искусство применения существуют порознь, хотя и относятся к одному и тому же предмету». Аристотель писал, что «из существующих предметов одни существуют по природе, другие - в силу иных причин». Эта причина заключена в труде, в процессе которого «в предметах искусства мы обрабатываем материал ради определенного дела, а в природных телах он имеется в наличии как нечто существующее». Совершенно очевидно, что для Аристотеля техника - это искусство извлекать из природы ее потенциальные возможности для человеческого существования. Конечно, рассуждает далее он, в том, что создано при помощи искусства, т.е. техники могут быть ошибки. Но применение искусства - непременное условие создания новой вещи. В этом Аристотель видел отличие человека от прочих иных живых существ.

Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой  от практики и техники. Важнейшим  шагом на пути развития западной цивилизации  была античная революция в науке, которая выделила теоретическую  форму познания и освоения мира в  самостоятельную сферу человеческой деятельности.8

Античная  наука была комплексной по самому своему стремлению максимально полного  охвата осмысляемого теоретически и  обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще  только намечалась и, во всяком случае, не принимала организованных форм дисциплинарности. Понятие техники также было существенно отлично от современного. В античности понятие "тэхнэ" объединяет и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о "тэхнэ". Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. «В античном мышлении, - писал один известный исследователь – «тэхнэ» не имело никакого теоретического фундамента. Античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку, технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла».9

В средние  века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете  и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения  между теорией и практикой  решался в моральном аспекте - например, какой стиль в архитектуре  является более предпочтительным с  божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли  решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей  деятельности достигли высших уровней  ренессансной культуры. В эпоху Возрождения  наметившаяся уже в раннем Средневековье  тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в  частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и  умеющего - в самых различных областях науки и техники.

Философского  осмысления техники в те времена  занимались Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Паскаль и другие мыслители. Однако, несмотря на солидный запас  философских знаний о технике  философии техники как специфической  области философского знания еще  не было. Отмечая это обстоятельство, Н. А. Бердяев писал: «Поразительно, что до сих пор не была создана философия техники и машин, хотя на эту тему написано много книг. Для создания такой философии уже много подготовлено...».

Техника прошла в своем развитии долгий исторический путь, включающий в себя ряд этапов, среди которых можно выделить четыре основных: этап зарождения техники, ремесленную технику, машинную технику  и современную (информационную) технику.

На первом из указанных исторических этапов техника  носила ещё сугубо случайный характер. Исторически первые средства или  орудия, как подчеркивали Л. Гейгер и Л. Нуаре, случайно находились, а  не изобретались преднамеренно. Следовательно, на самом раннем этапе своего существования  первобытный человек ещё не знал изготовления орудий в собственном  смысле слова.

Только  по истечении огромного отрезка  исторического времени, исчисляемого тысячелетиями, употребление случайно находимых естественных предметов  в качестве орудий, становилось настолько  постоянным, привычным, укоренившимся  и автоматизированным актом, что  древнейшие люди по аналогии и путем  подражания научились приготовлять орудия для целесообразного использования.

Древнейший  человек, работая методом «проб  и ошибок», случайно наталкивался на нужное решение и поэтому можно  сказать, что новое средство, скорее, само «находило» человека, чем он –  его.

На первом историческом этапе формирования и  развития техники арсенал технических  средств был весьма скромным, а  набор операций (умений и навыков) по их изготовлению и применению был  весьма простым, элементарным. Ввиду  этого умением не только использовать, но и изготавливать эти простые и даже примитивные орудия фактически обладали все взрослые члены первобытного человеческого коллектива.

На первом историческом этапе существования  техники темпы её развития были крайне низкими. Поэтому этап зарождения и  становления техники был самым  длительным и продолжался, по-видимому, сотнями тысячелетий. Он охватывал  собой весь доисторический период существования  человечества и завершился только с  появлением древних цивилизаций  в Месопотамии, Египте, Индии и  Китае, где начинает складываться новый  этап в развитии техники – этап так называемой ремесленной техники.

На втором историческом этапе развития техники  технические изделия становятся сравнительно многочисленными и  гораздо более разнообразными, а  технология их изготовления – достаточно сложной. Именно поэтому уже не всякий человек может, как это было раньше, сам изготовить необходимые для  своей работы орудия. Использование  некоторых наиболее сложных орудий требует теперь соответствующей, более  или менее серьёзной подготовки. Ещё более серьёзной подготовки и длительной выучки требует теперь занятие собственно ремеслом, т.е. изготовлением  самих орудий и производством  утвари и услуг.

Следовательно, развитие техники шло по пути дифференциации и узкой специализации технической  деятельности, которые привели к  образованию отдельной социальной прослойки, специально занимающейся этой деятельностью – ремесленников.10

Одна  из важнейших особенностей ремесла, отличающая его от других, более  развитых форм технической деятельности, заключается в том, что при  нем орудие труда ещё выступает  простым дополнением или придатком  к человеку, который поэтому продолжает оставаться главным действующим  лицом всего технического процесса.

Другое  существенное отличие ремесла как  особой формы технической деятельности состоит в том, что оно основывается не на науке, не на теоретическом расчете, а на традиционных знаниях, на передаваемых от поколения к поколению (от отца к сыну и т.д.) практических навыках  и умениях. Ремеслом можно было овладевать только эмпирическим путём.

Второй  исторический этап в развитии техники  продолжался тысячелетиями и  в историческом плане завершился лишь с наступлением эпохи Возрождения, а ещё точнее – с началом  эпохи Нового времени в Европе.

В основе машинной техники лежит уже инженерная деятельность, которая ориентируется  на науку, на теоретическое и прикладное естествознание.

Переход от мануфактуры к промышленному  производству, который ознаменовался  превращением средства производства из орудия в машину, привел к широкому внедрению в производство и использованию  в производственном процессе машинной техники. Это, в свою очередь, резко  повысило спрос на инженерную деятельность. Появляется острая потребность в  научно-методической, профессиональной подготовке инженеров.

Итак, машинная техника, как боле высокий этап в  развитии техники, не могла складываться иначе, чем на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного  естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающий её от техники ремесленной, состоит  в том, что мускульная сила человека как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил  природы (силой животного, ветра, воды, пара, электричества и т.д.).

В период машинной техники движущим началом  технического прогресса выступает  уже преобразованная в машину сила природы. Это значит, что имевшая  место в ремесленном производстве непосредственная связь человека с  орудием разрывается, и отношения между ними при промышленном производстве становятся опосредованными природными силами. В результате собственно техническая функция и функция сугубо исполнительная, которые ранее соединял в себе и одновременно выполнял один и тот же человек (ремесленник), оказываются теперь разделенными. И в самом деле, указанные функции в машинной технике выполняются уже разными людьми: инженерами (проектировщиками и конструкторами) и рабочими (исполнителями).

Среди всех существенных признаков информационной техники как нового этапа в  историческом развитии техники, который  начал складываться примерно с середины ХХ столетия, прежде всего, необходимо выделить следующие. Во-первых, при  информационной технике не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами.

Во-вторых, на информационном этапе своего исторического  развития техника еще в гораздо  большей степени становится «органом человеческого мозга» и «овеществленной  силой знания», что в частности  выражается в синтезе науки, техники  и производства.

В-третьих, в непосредственной связи с этим стоит и такой признак информационной техники, как возрастающая вовлеченность  техники и науки в экономический  оборот, их коммерциализация.

Информация о работе Техника и исторические этапы ее развития