Техника символичной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 21:04, доклад

Описание работы

Символизм создал свою философию искусства, выработал свои
эстетические принципы. Эти принципы не были едиными, монолитными, они
представляли собой эклектическую мешанину различных дуалистических и
субъективно-идеалистических концепций. Внутренняя противоречивость идейной
программы символизма соответствует противоречивости его художественных
исканий.
Течение внутри символизма, представленное именами Д.
Мережковского, Ф. Сологуба, В. Брюсова, стали именовать «старшим»
поколением символистов. Позже, в начале 900-х годов, выступила группа
«младших» символистов - А. Блок, Бич. Иванов, Белый и другие.

Файлы: 1 файл

ЛТСИ и П.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ЛТСИ и П

Доклад 

На тему: Техника символичной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка: Худододова Г.Ш.

 

2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Течения символизма.

 

Символизм  создал  свою   философию   искусства,   выработал    свои

эстетические принципы.  Эти  принципы  не  были  едиными,  монолитными,  они

представляли  собой  эклектическую  мешанину  различных   дуалистических   и

субъективно-идеалистических концепций.  Внутренняя противоречивость  идейной

программы  символизма  соответствует  противоречивости  его   художественных

исканий.

       Течение    внутри    символизма,     представленное    именами    Д.

Мережковского,  Ф.  Сологуба,  В.   Брюсова,   стали   именовать   «старшим»

поколением символистов.  Позже,  в начале 900-х   годов,   выступила  группа

«младших» символистов - А.  Блок,  Бич.  Иванов,  Белый и другие.

       Эта группа  порой очень резко выступала  против  бессодержательности,

версификаторства,  эстетизма декадентов.  За   «изящество  шлифовального   и

ювелирного мастерства Вяч. Иванов  критиковал  Брюсова.   Но  эта  борьба  с

эстетизмом сейчас выглядит совсем иначе, чем в  свое  время:  творчество  А.

Белого (псевдоним Бугаева)  и  Вяч.   Иванова  несет  в  себе  те  же  черты

эстетизма и  представляет собой разновидность декадентства.

       Провозглашенные символистами принципы выразили в  своем   творчестве

Ю.  Балтрушайтис,   И.  Аннинский,  Эллис,  М.  Волошин,  С.  Соловьев,   А.

Ремизов,  Г.  Чулков и другие  писатели.  В  целом   философская   программа

символизма  представляла собой мешанину из идеалистических  учений  Платона,

Канта, Шопенгауэра, Ницше,  Маха,  сдобренных  мистицизмом  Вл.   Соловьева.

«Всякая эстетика, -  писал  А.   Белый,  -  есть  еще  и  трансцендентальная

эстетика  в   кантовском  смысле,   то   есть   она    имеет   отношение   к

пространству и времени; учение о расположении  общих   условий   возможности

эстетической формы есть учение о  расположении  в  пространстве  и  времени.

Далее в усложнении,  форм - так называемое  содержание,  содержание  с  этой

точки зрения выводимо из формы».

       В.  Брюсов,  обосновывая  интуитивный,  антирассудочный  взгляд   на

искусство,  исходил из  эстетики  Шопенгауэра,  утверждая,   что  «искусство

есть постижение мира иными,  не рассудочными путями.  Искусство - то, что  в

других областях мы называем откровением».

       Если  одни символисты (Мережковский,  Гиппиус)  видели  смысл  поэзии

только в воплощении мистической, потусторонней действительности,  то  другие

символисты   стремились   к   гармоническому   сочетанию    в    изображении

существующего и потустороннего миров.

       Вот как  определяет символическую поэзию  К. Бальмонт:  «Это поэзия, в

которой органически, не насильственно, сливаются  два  содержания:   скрытая

отвлеченность и очевидная красота, сливается так  же легко  и  естественно,

как в летнее утро воды реки гармонически слиты с солнечным  светом.  Однако,

несмотря на скрытый  смысл  того,  и  другого  символического  произведения,

непосредственное,  конкретное  его  содержание  всегда  законченно  само  по

себе,  оно  имеет  в  символической  поэзии  самостоятельное  существование,

богатое оттенками».

       Уход  из этого мира,  «где истин  нет»,  взлеты  в  поднебесную  высь,

падение  ниц пред образом «сущего»,   возвеличение  себя  до  сверхчеловека,

стоящего  над  миром,   проповедь   крайнего   индивидуализма   и   «чистого

искусства», прославление смерти «мечтания о воле свободной» -  таков  внешне

многообразный, а по существу субъективно   ограниченный  мир  ранней  поэзии

декадентов.  Недаром Бальмонт писал:

       Я ненавижу  человечество,

       Я от  него бегу спеша.

       Мое единое  отечество -

       Моя пустынная  душа.

       Различия  существовали  также  между  московским   и   петербургским

символистом.

       Всякого  рода «странности»  в  среде  русских  символистов  появились

практически одновременно с рождением символизма. Еще  в  90-х  годах  Брюсов

поражал собеседников загадочными речами, намеренно ничего  не  разъясняя.  А

Бальмонт «дикими» выходками покорял женщин и доводил до исступления  мужчин.

Воспитанный же в такой атмосфере читатель уже ничему не удивлялся.

       Жизнь  порождала искусство, искусство  переливалось в жизнь –  строило

ее по своим законам.  Игра  перерастала  в  реальность,  и  все  оказывалось

соответствием всего.

       Эта   причудливая    действительность    становилась    повседневной

атмосферой, ею жили и дышали. Таков был московский символизм.

       В Петербурге  все обстояло немного по-другому.

       Символистами  называли себя и те, кто стремился  к туманным намекам на

неясный им самим смысл, и направлявшие мысль читателя  по  пути  прихотливых

ассоциаций, и претендовавшие на то, чтобы определить словами  еще  никем  не

познанную сущность Вселенной.

 

       Символизм  Петербурга  –  это  особое  состояние  мира  и  человека,

повлекшее за собой перемены во всех областях жизни. В человеке  же  главное,

по символизму, особая нервность, тяготение к мистическому познанию.

 

       Петербургские  символисты стремились  продемонстрировать  обостренную

чувствительность,  непонятные  обычному  человеку  переживания,  неожиданные

видения. Символисты описывают мир духов, доступный спиритам.

       Символизм  по-петербургски – это игра  со светом и тенью. Вера  в  то,

что  помимо  мира  видимого,  реального,  существует  другой  –   невидимый,

сверхъестественный; вера в  возможность  человека  общаться  с  этим  миром.

Символизм по Петербургу – это разрыв границ и прорыв в будущее, а  вместе  с

тем и в прошлое, прорыв в иное измерение.

       Три  главных  элемента  нового  искусства,  считают  символисты,   –

мистическое    содержание,    символы    и     расширение     художественной

впечатлительности.

       Петербургский    символизм    иногда     называют     «религиозным».

Религиозность,  однако,  понимается  максимально  широко  –  это  не  только

православие, но и иные вероисповедания и религиозные искания:  от  народных,

сектантских, до рассудочных конструкций высокообразованных людей.

       И Ветхий  и  Новый  Завет,  считали  петербургские  символисты,  уже

исчерпаны.  Человечество  должно  перешагнуть   в   царство,   предсказанное

Апокалипсисом. И они старались показать современному православию новый  путь

– Третьего Завета.

       Таким  образом, символизм не был однороден. Внутри него  существовали

различные течения, которые позднее привели к расколу и падению символизма.

листы.

 

       Постулаты символизма  отнюдь не нивелировали его  творцов;  они  были

людьми яркой индивидуальности: у каждого в поэзии свой  тембр  голоса,  своя

палитра  красок,  свой  облик.  Певучий  Бальмонт,  первым  из   символистов

достигший  всероссийской  известности  и  славы;  многогранный,   с   литыми

бронзовыми строфами, Брюсов, наиболее земной, наиболее далекий  от  мистики,

наиболее реалистический по  духу  среди  своих  собратий;  до  болезненности

тонкий психолог, созерцатель Иннокентий Анненский; мятущийся  Андрей  Белый,

создавший замечательную книгу стихов о задыхающейся  в  годы  реакции  после

девятьсот  пятого  года  России  “Пепел”  и  романы  “Серебряный  голубь”  и

“Петербург”; мастер горестных в своей музыкальности стихов,  автор  “Мелкого

беса”  Сологуб;  многомудрый  Вячеслав  Иванов,  “ловец  человеческих  душ”,

знаток Эллады, неиссякаемый источник изощренных теорий;  Александр  Блок,  с

годами ставший национальным поэтом, нашей гордостью,– Блок, чья поэзия  –  и

печальная, и полная  светлой  любви  песнь  о  родине,  и  повесть  о  своих

пожизненных духовных путях и блужданиях.

       О некоторых символистах хочется рассказать отдельно.

 

 

 

Специфика взглядов (особенности символизма).

 

На чем же настаивали символисты, что лежало в основе их  поэтики?  В

чем  заключались  их  специфические  взгляды?  Символизм  в  литературе  был

движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма. Уже  Мережковский

в  своем   трактате   объявил   войну   материалистическому   мировоззрению,

утверждая, что вера, религия – краеугольный  камень  человеческого  бытия  и

искусства. “Без веры  в  божественное  начало,–  писал  он,–  нет  на  земле

красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы”.

       Огромное влияние  на  русских  символистов  оказал  философ  и  поэт

Владимир Соловьев. В его учении было  заложено  идущее  от  древнегреческого

Платона представление о существовании двух  миров  –  здешнего,  земного,  и

потустороннего, высшего, совершенного, вечного.  Земная  действительность  –

только  отблеск,  искаженное  подобие  верховного,  запредельного  мира,   и

человек – “связующее звено между божественным и природным  миром”.  В  своей

мистической религиозно-философской  прозе  и  в  стихах  Вл.  Соловьев  звал

вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему  –

вечному и прекрасному миру. Эта идея о  двух  мирах  –  “двоемирие”  –  была

глубоко усвоена символистами. Среди них утвердилось и представление о  поэте

как  теурге,  маге,  “тайновидце  и  тайнотворце   жизни”,   которому   дана

способность приобщения к потустороннему, запредельному, сила прозреть его  и

выразить в своем искусстве. Символ  в  искусстве  и  стал  средством  такого

прозрения  и  приобщения.   Символ   (от   греческого   symbolus   –   знак,

опознавательная примета) в художестве есть образ, несущий и  аллегоричность,

и  свое  вещественное  наполнение,  и  широкую,  лишенную  строгих   границ,

возможность истолкования. Он таит в себе глубинный смысл,  как  бы  светится

им. Символы, по Вячеславу Иванову,– это  “знамения  иной  действительности”.

“Я не символист,– говорил он,– если слова мои равны себе, если они – не  эхо

иных звуков, о которых не знаешь, как о Духе, откуда  они  приходят  и  куда

уходят”. “Создания искусства,– писал  Брюсов,–  это  приотворенные  двери  в

Вечность”. Символ, по его формуле,  должен  был  “выразить  то,  что  нельзя

просто   “изречь”.   Поэты-символисты,    утверждает    Бальмонт,    “овеяны

дуновениями, идущими из области запредельного”, они – поэты  –  “пресоздавая

вещественность сложной  своей  впечатлительностью,  властвуют  над  миром  и

проникают  в  его  мистерии”.  В  поэзии  символистов  укоренялся  не   всем

доступный,  достаточно  элитарный,  по  выражению   Иннокентия   Аннинского,

“беглый язык намеков, недосказов” – “тут  нельзя  ни  понять  всего,  о  чем

догадываешься, ни объяснить всего, что  прозреваешь  или  что  болезненно  в

себе ощущаешь, но для чего в языке не  найдешь  и  слова”.  Появились  даже,

начиная со стихотворений Вл. Соловьева, целые  гнезда  слов-символов,  слов-

сигналов  (“небо”,   “звезды”,   “зори”,   “восходы”,   “лазурь”),   которым

придавался мистически

 

 

Валерий Яковлевич Брюсов

 

       В истории русской  литературы Брюсов  навсегда  остался  открывателем

новых  путей,  «искателем  смутного  рая»,  великолепным   мастером   стиха,

доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих  страстей,

все «сокровища», заложенные в чувстве.

       Брюсовым создан  собственный стиль – звучный,  чеканный,  живописный.

Для него характерно  разнообразие  форм,  их  неустанный  поиск,  стремление

обнять в своем творчестве все  времена  и  страны.  Брюсов  ввел  в  русскую

поэзию образ современного большого города с его людскими  толпами  и  огнями

реклам. Брюсову  всегда  была  близка  общественно-гражданская  тема.  Труд,

творческие возможности человека, подчиняющего своей  воле  силы  природы,  -

один из важнейших мотивов поэзии Брюсова.

       Для Брюсова  характерна поэзия намеков.

       Для анализа  я выбрала стихотворение «Ночью», т.к. оно наиболее  ярко

отражает его творчество.

 

        Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,

        Грязные крылья  по темной почве раскинуты,

        Кругло-тяжелые  веки безжизненно сдвинуты,

        Тянется шея  – беззвучная, черная Яуза.

 

        Чуешь себя  в африканской пустыне на роздыхе.

        Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?

        Нет! качая  грозными крыльями в воздухе,

        То приближаются  хищные птицы – стервятники.

 

        Падали запах  знаком крылатым разбойникам,

        Грозен голос  близкого к жизни возмездия.

        Встанешь, глядишь…а они все кружат над покойником,

        В небе ж  тропическом ярко сверкают созвездия.

 

       В этом стихотворении  Брюсов словно уводит нас в  иную  реальность,  в

иное измерение, он противопоставляет Россию с Африкой и сравнивает Москву  с

самкой страуса. В данном случае  самка  спящего  страуса  является  символом

Информация о работе Техника символичной деятельности