Тема любви в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 19:35, реферат

Описание работы

Слова «любовь», «любить», «любимый», «любимая» так плотно вошли в наш активный словарный запас, что, произнося их, люди часто и не задумываются об их уместности и значении. Одним и тем же словом мы называем как свое влечение, страсть по отношению к определенному предмету либо процессу (например, любить свою собаку, учебу, спорт), так и оформленное чувство к конкретному человеку. В украинском языке четко прослеживается употребление двух разных слов, которые пытаются разграничить любовь: «кохати» (относительно неодушевленных предметов и процессов) и «любити» (относительно человека). Это лишний раз подтверждает, что данное слово не должно быть пустым.
Философская антропология в широком смысле -- философское учение о природе и сущности человека. Она изучает фундаментальные свойства человека, такие как свобода, совесть, смысл жизни и т. д., а также такие феномены, как игра, смерть и, конечно, любовь.

Содержание работы

Вступление. 2
Глава 1. 3
1.Тема любви в философии. 3
2. Любовь в античной философии 4
3. Любовь в средние века. 5
Глава 2. 7
4. Любовь в эпоху Ренессанса. 7
5. Философия любви в Новом времени. 8
6. Любовь в немецкой классической философии. 8
7. Любовь в западноевропейской философии XX столетия. 11
Неофрейдизм 14
Экзистенциализм 18
Глава 3. 20
8. Любовь в Русской философии 20
Заключение. 24
Список используемой литературы. 25

Файлы: 1 файл

Тема любви в истории философии.docx

— 82.65 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

_______________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)

_________________________________________________________

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

Тема любви в истории философии

_____________________________

(наименование темы)

 

 

 

 

 

Выполнил аспирант

 

Украинский Андрей Александрович

____________ ____________Ф.И.О.

Специальность № _______________

_______________________________

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:

Быданов Виктор Евгеньевич


(фамилия, имя, отчество)

______________________________

(ученая степень, ученое  звание)

_______________________________

(должность)

Оценка ___________________

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

Содержание.

Оглавление

 

 

Вступление.

Слова «любовь», «любить», «любимый», «любимая» так плотно вошли в наш активный словарный запас, что, произнося их, люди часто и не задумываются об их уместности и значении. Одним и тем же словом мы называем как свое влечение, страсть по отношению к определенному предмету либо процессу (например, любить свою собаку, учебу, спорт), так и оформленное чувство к конкретному человеку. В украинском языке четко прослеживается употребление двух разных слов, которые пытаются разграничить любовь: «кохати» (относительно неодушевленных предметов и процессов) и «любити» (относительно человека). Это лишний раз подтверждает, что данное слово не должно быть пустым.

Философская антропология в широком смысле -- философское учение о природе и сущности человека. Она изучает фундаментальные свойства человека, такие как свобода, совесть, смысл жизни и т. д., а также такие феномены, как игра, смерть и, конечно, любовь.

Таким образом, любовь - это феномен. Феномен в философии - это нечто переживаемое человеком: иначе говоря, то, что составляет содержание человеческого переживания.

Философский анализ феномена любви есть, прежде всего, анализ формальных, «чистых» условий любви вообще как человеческой способности, как инварианта, остающегося неизменным в различных культурных формах, в различных исторических эпохах.

Любовь - это бытийное определение человека, поскольку она не имеет никаких внешних причин для своего существования. Нельзя объяснить возникновение любви с помощью какой-либо причины (например, красоты, ума, силы и т.п.), так как если такие причины действительно сыграли свою роль, то никакой любви нет, а есть только ее имитация. Любят не за что-то, любят, потому что любят, хотя любящий искренне верит в то, что его избранник самый красивый и самый умный.

Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями человеческого существования. Нет законов природы, по которым мы должны любить друг друга. Человек любит как метафизическое существо, когда он поднимается выше своей природной стихии.

Проблема любви в истории философии, да и любви в целом, имеет не малое значение в современном обществе, многие пытаются понять и узнать, что же есть любовь на самом деле. Наиболее распространённым способом познания любви, есть, её доскональное изучение через исторические источники. В моём реферате мы попытаемся погрузиться в

эти самые источники и рассмотреть любовь с философской точки зрения, а точнее с точки зрения мыслителей былых эпох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.Тема любви в философии.

О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова - любовь.

Уже давно люди спрашивали себя, когда возникла любовь - вынес ли ее человек из животного царства, или она появилась позднее. Многие считают, что любовь родилась позже своих собратьев - ненависти, зависти, дружелюбия, материнского чувства. Пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком, наверно, не знали никакой любви. Исследователи древности говорят, что ее не было даже тогда, когда стало возникать единобрачие. Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности, пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимнейшие отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко».

Многие философы, психологи, ученые считают, что во время античности любви не было, а был один только телесный эрос, простое половое влечение.

Интересно, что любовь появляется во времена, когда женщина попадает под господство мужчины. Можно было бы подумать, что любовь возникла в истории как психологическое возмещение за женское рабство: подчинив женщину, мужчина сам попал к ней в плен. Но это внешний подход - и очень однолинейный. Рождение любви - как и других духовных чувств - зависело не от одной причины, а от многих, и было только одним звеном в цепи общего развития человека.

У рождения любви было много и других пружин - и прежде всего духовное усложнение человека, рождение в нем новых идеалов, подъем на новые ступени этического и эстетического развития.

Титаническая ненасытность - особое свойство античной любви, и о нем много рассказывают нам и мифы и стихи древних. Именно с такой ненасытностью любили в мифах и Зевс, и Посейдон, и Аполлон, другие боги. Любовные подвиги совершал и Равана, старший царь ракшасов из индийской мифологии: у него были сотни жен, и он каждый день посещал их всех. И здесь любовь титанична, чрезмерна, полна буйного изобилия.

Христианский мыслитель Аврелий Августин выделял три формы любви - любовь человека к Богу, любовь к ближнему и любовь Бога к человеку. Первая выражается как стремление человека к совершенству на пути к Богу и связана с человеком, его природой, дающей возможность думать, решать. Она начинается как желание любить Бога, однако без нужной ясности о предмете любви. Поэтому сначала надо найти истинный предмет любви и путь к нему, что внесет беспокойство в сердце, поставит вопрос. В результате исканий человеку надо достичь правильного направления любви и возвышенной любви к Богу, а не низменной любви к сотворенному миру.

Любовь к ближнему - вторая форма любви, принятая в христианстве. Она возможна потому, что «ближний» - это подобие Бога. Она объединяет естественно и без исключения всех людей в единое целое.

Третья форма - любовь Бога к созданию. Бог не только любит, он сам есть любовь, таинство которой заключено в учении о триединстве. В таком аспекте любовь в своей изначальной глубине непостижима и недоступна человеку. Но любовь Бога прорывается наружу как творение и избавление человека от грехов. Бог не только создает вселенную в первом акте своей любви, но и реставрирует мир «падших», восстанавливает в нем истинный порядок.

Рене Декарт, в трактате «Страсти души» (1649) утверждает, что «любовь есть волнение души, вызванное движением «духов», которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими, а ненависть есть волнение, вызванное духами». Декарт для себя проводил различие между видами «соединения», но в своем трактате стремился продемонстрировать максимальную объективность и беспристрастность.

Определение любви Спинозы, построенное в духе абстрактных и педантичных составляющих его философской системы, недалеко ушло от формализма соображений Декарта, но направленность конкретизации этого определения иная.

В свою очередь Стендаль в знаменитом трактате «О любви» (1822) указывает на четыре формы любви: любовь-страсть, любовь-желание, физическую любовь и любовь - честолюбие.

Отсюда можно сделать вывод, что никто и никогда ещё не имел одинакового, стандартного, универсального для всех понятия и суждения о любви. Для каждого она - что-то особенное, неповторимое, желанное, и просто необходимое для жизни. Любовь это универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство.

2. Любовь в античной философии

Начнем с темы любви в античной философии, как о ней размышляли  философы того периода. Любовь для древних греков не более загадочна, чем все остальное, разве что притягательнее многих иных вещей. Свои представления о любви литераторы и философы античности выражали обычно с помощью мифологических образов. Те многообразные значения, которые в русском языке охватываются одним словом «любовь», язык древних греков выражает разными словами: эрос, филия, сторге, агапэ.

 

Эрос у древних греков – это половая, страстная любовь. Мифологическим олицетворением эроса является бог Эрот, или Эрос.

 

Филия – это привязанность к самым разнообразным вещам. Это и любовь к родителям, к детям, и любовь к родине, и любовь к товарищам

(дружба), и эротическая  любовь, и любовь к познанию, и  прочее.

 

Агапэ – еще более мягкая любовь, жертвенная и снисходящая к ближнему. Именно такое понимание любви восхваляло христианство в период заката языческой культуры.

 

Сторге – любовь-привязанность семейная.

В Древней Греции любовь была представлена в образах нескольких мифологических существ – прежде всего Афродиты и Эрота, а в Риме соответственно -Венеры и Амура. Это человеческое чувство и влечение переносилось греками на весь мир, принимало вид безличной силы, существующей самостоятельно.

Гесиод задал вопрос, что возникло первым? Сначала зародился хаос, а потом множество богов и между ними прекраснейший Эрос. Таким образом, Эрос представляется как одна из первых сил, появившихся в мире. Под его влиянием и продолжается цепь порождений.

Парменид объясняет происхождение богини любви. Он говорит, что в центре космоса находится богиня любви, которая посылает соединиться мужскому с женским. Богиня любви влияет на взаимное влечение существ, связывает земной и небесный миры.

Эмпедокл отводил важнейшую роль в существовании мира филии. Он говорил, что в мире есть четыре основных элемента – земля, вода, воздух и огонь, а сочетание их находится под действием двух сил – Вражды и Любви. Эти силы по очереди господствуют в мире. Эмпедокл считал, что существование одной лишь Любви было бы гибельно для космоса.

Объяснение природы любви предлагает  Платон в  диалоге «Пир». Он оспаривает мысль, будто любовь – это поиск своей половины. Люди стремятся в действительности не к половинам, а к благу и бессмертию. Люди, смертные по своей природе, стремятся путем рождения детей сохранить себя в вечности, ради этого они и служат Эроту. Многие, беременные телом, просто рожают обычных детей. Но есть и беременные духовно, это – творцы, изобретатели, вынашивающие разум и прочие добродетели. Они тоже испытывают страстное желание родить и особенно радуются, когда встречают человека, наделенного прекрасной и даровитой душой. В соприкосновении с прекрасным рождается на свет то, что давно вынашивалось душой. Дети, рожденные душой, в отличие от обычных детей, бессмертны. Платон не призывает отменить земную любовь. Она – необходимая ступенька, ведущая человека к познанию любви небесной. В молодости человека сначала влечет к прекрасному телу, затем он замечает, что есть и другие прекрасные тела, и все они в этом смысле подобны одно другому.

Платон считает, что у каждого человека своя любовь, и любовь эта бывает разная, она имеет разные ценности и может приносить благо и разрушение. И в наши дни существует множество истолкований любви. Многие люди, например, может быть, сами того не зная, верят в миф об андрогинах, по которому все люди разделены на две части единого целого и каждый ищет свою половину

     3. Любовь в средние века.

В эпоху средневековья в обществе происходит коренное изменение взглядов на

основные жизненные понятия, ценности,  что связанно с широким

распространением Христианства как мировой религии. Зародившись еще во 2-ой

половине 1 в. н.э. в провинциях Римской империи, становится ее господствующей

религией, отвечая интересам всех слоев населения.

Христианство, быстро осознав себя носителем принципиально новой этики, нового

понимания человека и его места в мире, сделало огромный вклад в историю

человеческой культуры, и прежде всего - это идеал всеобъемлющей любви как

основы всей человеческой жизни.  Любовь в Новом завете понимается очень

широко и почти все ее аспекты связаны с божественным авторитетом. Широко

проповедуется и любовь к ближнему, к каждому человеку, которая является

необходимой ступенью любви к Богу. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата

своего ненавидит, тот лжец...Если мы любим друг друга, то Бог в нас

пребывает, и любовь  Его совершенна есть в нас» .

В свете этой божественной любви и любви ко всему человечеству особый отпечаток

накладывается и на интимные чувства.  Любовь между двумя людьми воспринималась

как некое эгоистичное и греховное проявление. Так, Августин, крупнейший

представитель и завершитель латинской патристики, выделял два вида любви: одна любовь земная - нечистая, плотская, увлекающая ко всему переходящему, а в результате -

в глубины ада; другая любовь - святая, которая поднимает нас к высотам, к

небесам. Земная любовь тяжелая, она не позволяет человеку наслаждаться истинной

красотой жизни. Надо очиститься от нее через две заповеди: любви к Богу и любви

к ближнему, которые составляют основу жизни и главный стимул к познанию мира.

«Если ты любуешься телами, то восхвали за них Бога-Творца и перенесись любовией

своей к самому Художнику. Если тебя восхищают души, то люби их в Боге, ибо все

постоянство их в Боге,» - писал Августин порицая низменность земной любви.

И именно в этом контексте византийским отцам церкви, которые придерживались

раннехристианских взглядов на любовь, было достаточно сложно объяснить многие

эротические мотивы,  содержащиеся в канонизированных  (принятых христианством

в качестве закона)  книгах Ветхого завета, которые совершенно не

Информация о работе Тема любви в истории философии