Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:36, реферат
В этом реферате я бы хотел поговорить о теоцентричности средневековой философии.
Для начала, чтоже такое теоцентризм.
Теоцентризм – (греч. Theos – Бог) это такое понимание мира, в котором источником и причиной всего существующего является Бог. Он и только Он является центром мироздания, активным и творящим его началом.
Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где самую высшую ступень в системе знаний занимает теология. Ниже еенаходится философия. А еще ниже различные частные и прикладные науки.
1. Введение.
2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.
3. Теория познания.
4. Чувственное познание.
5. Интеллектуальное познание.
6. Формы бытия согласно Фоме Аквинскому.
7. Свобода воли в средневековой философии.
8. Заключение.
Выделенные из чувственных образов интеллектуальные познавательные формы помещаются в следующий орган души - возможностный интеллект.
Необходимость существования подобного познавательного органа вытекает, по мнению Фомы Аквинского, из того, что интеллект, как основа интеллектуальной деятельности, является не телом, а формой человеческого тела и потому не может соединиться с ним непосредственно. Поэтому возможный интеллект может входить в контакт с телом лишь посредством интеллектуальной познавательной формы, которая является его формой.
Следовательно,
можно сказать, что природа общих
интеллектов одна и та же, но, между
ними имеются функциональные различия.
Как тот, так и другой, будучи органами
души, являются отделенными, то есть не
являются актом тела.
Интеллект выполняет в процессе интеллектуального познания три основные операции:
1) создание понятий;
2)
соединение и разъединение;
3) рассуждение.
Разум выполняет именно третью функцию, то есть связывает
суждения в определенный ход рассуждений.
В противоположность усложненному человеческому познанию Ангельское и Божественное познание, согласно Фоме, является простым, и, более высоким и совершенным. Среди существ, состоящих из материи и форм, человеческое познание - самое совершенное, однако по сравнению с познанием чистых духов оно несовершенно. Человек ничего не познает посредством своей сущности, он познает все лишь при помощи чувственных и интеллектуальных познавательных форм. Ангел же, который самого себя познает посредством своей сущности, а все остальное - при помощи интеллектуальных познавательных форм, заложенных в него Богом.
Согласно Фоме, лишь первая функция интеллекта в
зачаточной ступени
уподобляет наше познание познанию чистых
духов. Если же речь идет о Боге, то его
познание выше не только человеческого,
но и ангельского познания. Он видит все
в себе посредством своей сущности.
Формы
бытия согласно Фоме
Аквинскому.
На
низшей ступени бытия форма, согласно
этому философу, составляет лишь внешнюю
определенность вещи (causa formalis); это
неорганические стихии и минералы. На
следующей ступени форма предстает как
конечная причина (causa finalis) вещи, которой
присуща целесообразность, названная
Аристотелем "растительной душой",
как бы формирующей тело изнутри – это
растения. Третий уровень - животные, здесь
форма есть действующая причина (causa efficiens),
поэтому сущее имеет в себе не только цель,
но и начало деятельности, движения. На
всех трех ступенях форма по-разному привходит
в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец,
на четвертой ступени форма представляется
не как организующий принцип материи,
а сама по себе, независимо от материи
(forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная
душа, высшее из сотворенных сущих. Не
будучи связана с материей, человеческая
разумная душа не погибает со смертью
тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы
имя "самосущего". В отличие от нее,
чувственные души животных не являются
самосущими, а потому они и не имеют специфических
для разумной души действий, осуществляемых
только самой душой, отдельно от тела -
мышления и воления; все действия животных,
как и многие действия человека (кроме
мышления и акта воли), осуществляются
с помощью тела. Поэтому души животных
погибают вместе с телом, тогда как человеческая
душа - бессмертна, она есть самое благородное
в сотворенной природе. Как и Аристотель,
Фома Аквинский рассматривает разум как
высшую среди человеческих способностей,
имея в виду в самой воле прежде всего
ее разумное определение, а именно способность
различать добро и зло. Как и Аристотель,
Фома видит в воле практический разум,
то есть разум, направленный на действие,
а не на познание, руководящий нашими поступками,
нашим жизненным поведением, а не теоретической
установкой и не созерцанием.
Свобода
воли в средневековой
философии.
Личный характер Бога не позволял мыслить Его в терминах необходимости. Бог имеет свободную волю. «И никакая необходимость, - обращается к Богу Блаженный Августин, еще один знаменитый средневековый философ, - не может принудить Тебя против воли Твоей к чему бы то ни было, потому что Божественная воля и Божественное всемогущество равны в существе Божества…» (Бл.Августин. О граде Божием, ч 4. Стр. 165).
Соответственно
и в человеке воля выступает на
первый план, а потому в средневековой
философии переосмысливается
Если
в античности центр тяжести этики
был в знании, то в средние века
он - в вере, а значит, перенесен
из разума в волю. Так, для Блаженного
Августина все люди не что иное, как воля.
Наблюдая внутреннюю жизнь человека, и
прежде всего свою собственную, Бл.Августин
вслед за апостолом Павлом с сокрушением
констатирует, что человек знает добро,
однако же воля его не подчиняется ему,
и он делает то, чего не хотел бы делать.
«Я одобрял одно, - пишет Августин, - а следовал
другому...» (Бл.Августин. Исповедь. Киев,
1980. С. 210.) Это раздвоение человека Августин
называет болезнью души, неподчинением
ее самой себе, то есть высшему началу
в себе. Именно поэтому, согласно средневековым
учениям, человек не может преодолеть
своих греховных влечений без божественной
помощи, то есть без благодати.
Заключение.
Итак, как мы видим, в средние века человек больше не чувствует себя органической частью космоса - он как бы вырван из космической, природной жизни и поставлен над нею. Он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. У него нет даже того твердого статуса - быть выше всех животных, какой ему давала языческая античность.
Двойственность положения человека - важнейшая черта средневековой антропологии. И отношение человека к высшей реальности совсем иное, чем у античных философов: личный Бог предполагает и личное к себе отношение. А отсюда - изменившееся значение внутренней жизни человека; она становится теперь предметом внимания даже более пристального, чем то, которое мы находим у стоиков.
Для античного грека, даже
Блаженный
Августин же вслед за апостолом Павлом
открывает "внутреннего человека",
целиком обращенного к надкосмическому
Творцу. Глубины души такого человека
скрыты даже от него самого, они, согласно
средневековой философии, доступны только
Богу.
Материалы использованные при написании работы: