Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теории бюрократии М. Вебера, её анализ и возможности её применения. Важнейшими моментами будет изучение и рассмотрение двух бюрократических концепций, предложенных М. Вебером.
Для этого были решены следующие задачи:
1. Изучить работы М. Вебера и других исследователей по данной теме.
2. Рассмотреть бюрократию как один из типов господства и провести сравнительный анализ теорий патримониальной и рациональной бюрократии.
3. Рассмотреть роль бюрократии в общественной жизни и управлении государством.
Введение
Глава 1. Патримониализм и патримониальная бюрократия
1.1. Патримониализм. Общая характеристика
1.2. Патримониальная бюрократия. Особенности и исторические примеры
Глава 2. Концепция рациональной бюрократии
2.1. Теория рационализации
2.2. Идея легального господства в рациональной бюрократии
2.3. Администрации как часть рациональной бюрократии. Бюрократия и общество
Заключение
Список использованной литературы
Все же возможность использования понятия патримониализма для анализа структуры управления российского государства серьезно рассматривалась некоторыми исследователями. Наиболее подробно бюрократический аппарат "старого режима" был описан на основе концепции патримониализма Р. Пайпсом, по мнению которого патримониальный тип государства существовал на протяжении большей части российской истории и в целом сохранялся вплоть до реформ 1860-х годов. Однако следует отметить, что в русском переводе книги Пайпса "Россия при старом режиме" отсутствует сам термин "патримониальный", который заменен понятием "вотчинный"1. Такой перевод представляется неудачным, поскольку он служит препятствием сравнительно-историческому анализу управленческих структур.
Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что в своей книге Пайпс использует лишь отдельные элементы веберовской модели патримониализма. Кроме того, в работе американского историка прослеживается тенденция противопоставлять западные политические институты как некую норму российской политической системе, представляющей, по его мнению, исключение из общего правила. Очевидно, что эта позиция прямо противоположна точке зрения самого Вебера, согласно которой именно западный феодализм и западное правовое государство носили исторически уникальный характер.
М. Масловский считает, что
работы современных западных исследователей,
где применяется концепция
Таким образом, следует подчеркнуть,
что о патримониальной
Глава 2. Концепция рациональной бюрократии
Понятие патримониальной бюрократии выступает как один из элементов более общей теории бюрократии, представленной в работах Вебера. Но для последующего развития социологии наибольшее значение имел другой элемент данной теории - разработанная в "Хозяйстве и обществе" идеально-типическая модель рациональной бюрократии. Однако эта модель также не исчерпывает всей веберовской теории бюрократии и не должна рассматриваться изолированно.
2.1. Теория рационализации
Понятие "рационализация" являлось основным понятием анализа современного капитализма, предложенного Максом Вебером, обозначая множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.
Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:
1. В области экономической
организации – организацию
2. В религии – развитие
теологии интеллектуальной
3. В области права –
вытеснение практики выработки
законов на основании
Таким образом, понятие рационализации являлось частью веберовской концепции капиталистического общества как "железной клетки", внутри которой индивид, лишённый религиозного смысла и нравственных ценностей, во всё большей степени подчиняется надзору со стороны правительства и бюрократической регуляции. Возрастание роли рационального действия с точки зрения структуры общества в целом означает, что рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление – как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры – во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки. Арон Раймон в своей книге "Этапы развития социологической мысли" акцентирует внимание на том, что согласно Веберу рационализация представляет собой результат соединения целого ряда исторических фактов, предопределивших направление развития Европы за последние 300-400 лет. Он не рассматривает проявление этих факторов как нечто заранее предопределенное – скорее, это своего рода историческая случайность, а поэтому рационализация, с его точки зрения, есть не столько необходимость исторического развития, сколько его судьба [1]. Случилось так, что в определенный временной период и в определенном районе мира встретились несколько феноменов, несших в себе рациональное начало: античная наука (особенно математика), рациональное римское право, рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Согласно Веберу, фактором, позволившим синтезировать все эти элементы, оказался протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства (прежде всего для внедрения в экономику достижений науки и превращения последней в непосредственную производительную силу), поскольку экономический успех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание [4].
В результате в Европе возник новый, никогда не существовавший прежде и потому не имеющий аналогий в истории тип общества, который современные социологи называют индустриальным. Все прежде существовавшие типы обществ в отличие от современного Вебер называет традиционными. Важнейший признак традиционных обществ – это отсутствие в них господства формально-рационального начала. Формальная рациональность – это прежде всего калькулируемость, формально-рациональное – это то, что поддается количественному учету, что без остатка исчерпывается количественной характеристикой. Экономика, которая руководствуется определенными критериями, лежащими за пределами того, что можно рационально подсчитать и что Вебер называет "ценностными постулатами", т.е. экономика, служащая целям, не ею самой определенным, характеризуется как "материально определяемая" [5]. В прежних типах обществ преобладала "материальная рациональность", в современном – формальная рациональность, что соответствует преобладанию рационального целенаправленного типа действия над всеми остальными.
В своем учении о формальной рациональности и об отличии именно в этом отношении современного типа общества от традиционных обществ Вебер не оригинален: то, что он обозначил как формальную рациональность, было в свое время открыто Марксом и выступало у него в качестве понятия "абстрактного труда". Правда, это понятие играет в структуре марксовой мысли другую роль, нежели формальная рациональность у Вебера, но влияние Маркса на Вебера в этом в этом пункте не подлежит сомнению. Этого влияния, впрочем, Вебер никогда не отрицал. Более того, он относил Маркса к тем мыслителям, которые наиболее сильно воздействовали на социально-историческую мысль XX века.
Учение о формальной рациональности – это, по существу, веберовская теория капитализма. Необходимо отметить тесную связь между веберовской метрологией, в частности теорией социального действия и выделением типов действия, с одной стороны, и его теорией генезиса капитализма – с другой. На самом деле Вебер подчеркивал, что при создании идеально-типической конструкции исследователь руководствуется, в конечном счете "интересом эпохи", которая и задает ему "направленность взгляда". Эпоха поставила перед Вебером в качестве центрального вопрос о том, что такое современное капиталистическое общество, каково его происхождение и пути развития, какова судьба индивида в этом обществе и как оно реализовало или реализует в будущем те идеалы, которые в XVII и XVIII вв. были провозглашены его идеологами как "идеалы разума". Характер вопроса предопределил методологический инструментарий Вебера. Был создан тип "социального действия", в частности целерационального действия, который послужил точкой отсчета для конструирования других типов действия. Характерно, что сам Вебер считал наиболее чистым эмпирическим образцом целерационального действия поведение индивида в сфере экономической. Не случайно примеры целерационального действия Вебер приводит, как правило, из этой сферы: это или обмен товаров, или конкурентная борьба на рынке, или биржевая игра и т.д. Соответственно, когда речь заходит о традиционных обществах, Вебер отмечает, что целерациональный тип действия там встречается преимущественно в сфере хозяйственной.
Вопрос о судьбах капитализма обусловил, таким образом, как "методологический индивидуализм" Вебера, так и его вполне определенную социальную позицию.
2.2. Идея легального
господства в рациональной
Рациональная бюрократия
характеризуется Вебером в ходе
анализа легального господства. Отличительной
чертой этого типа господства служит
наличие системы формальных правил,
регулирующих деятельность управленческого
персонала. Эти формальные правила
могут быть изменены в соответствии
с принятыми процедурами. Если при
традиционном господстве возможности
создания новых законодательных
норм ограничены священной традицией,
то при легальном господстве не существует
каких-либо ограничений для
Предполагается, что повиноваться
следует формальным правилам, а не
лицу, обладающему властью. При этом
глава политического союза
Необходимо отметить, что
легальное господство не имеет какого-либо
ценностного фундамента, представляя
собой чисто "функциональный, то
есть свободный от всяких содержательных
(ценностных) моментов тип управления"
[8]. Само по себе легальное господство
не обладает в глазах подчиненного
ему населения достаточной
Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:
1) должностные обязанности
исполняются на постоянной
2) эти обязанности разделены
между функционально
3) должности образуют иерархию, в которой определены возможности контроля за исполнением приказаний и их обжалования;
4) правила, регулирующие
деятельность организации,
5) ресурсы организации
отделены от имущества ее
6) должностное лицо не
может присвоить свою
7) управление основывается
на письменных документах, что
делает канцелярию центром
8) легальное господство
может принимать различные
При легальном господстве
с бюрократическим
1) они лично свободны
и подчинены власти только
в том, что касается их
2) они организованы в четко установленную иерархию должностей;
3) каждая должность обладает
строго определенной сферой
4) чиновник занимает должность
на основе добровольного
5) кандидаты отбираются
на основании их специальной
квалификации и при этом
6) вознаграждением служит
постоянное денежное жалование,
7) должность рассматривается как единственный или по крайней мере основной род занятий занимающего ее лица;
8) существует система
служебного продвижения в
9) чиновник отделен от
владения средствами
10) он подчинен в своей
деятельности жесткой и
С точки зрения Вебера, рациональная
бюрократия не тождественна легальному
господству. С одной стороны, легальное
господство может осуществляться и
небюрократическими (например, коллегиальными)
органами управления. С другой стороны,
бюрократический