Теория «естественного права» и «общественного договора» в философии Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:45, реферат

Описание работы

В XVII - XVIII вв. в Европе были заложены основы нового видения человека и общества, становления и развития их жизненных сил. В этот период возникли предпосылки социально-исторического и духовно-культурного прозрения, осмысления происходящего с человеком и обществом. Во время постепенного и длительного умирания феодализма, первых буржуазных революций и раннего капитализма в Европе по-новому встали вопросы о том, что же такое общество, по каким законам оно возникает и развивается. Отвечая на них, мыслители той поры активно использовали идеи предшественников об обществе как аналоге государства и создали учение об общественном договоре, призванное раскрыть суть общества.

Содержание работы

Введение
Проблема происхождения государства. Основные теории
Рассуждения Джона Локка о естественном праве
«Теория Общественного договора»
Влияние идей Локка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННООЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Финансовый Университет при Правительстве РФ»

 

Омский филиал

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

                                                     Философия

 

Студентки:

Группа № 2ГМУ1 Курс: 2

Тема: «Теория «естественного права» и «общественного договора» в философии Джона Локка»

_______________________________________________________________

 

 

 

Факультет: финансово-учетный

Специальность (направление): государственное и муниципальное управление

Отделение: очное

Научный руководитель: Романова Елена  Николаевна

 

 

 

_______________

Дата поступления 

Работы в деканат 

_________________

Допуск к защите

Подпись преподавателя 

________________

Защита работы

Оценка 

Подпись преподавателя 




 

 

 

 

 

 

     План :

  1. Введение
  2. Проблема происхождения государства. Основные теории
  3. Рассуждения Джона Локка о естественном праве
  4. «Теория Общественного договора»
  5. Влияние идей Локка
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В XVII - XVIII вв. в Европе были заложены основы нового видения человека и общества, становления и развития их жизненных сил. В этот период возникли предпосылки социально-исторического и духовно-культурного прозрения, осмысления происходящего с человеком и обществом. Во время постепенного и длительного умирания феодализма, первых буржуазных  революций и раннего капитализма в Европе по-новому встали вопросы о том, что же  такое общество, по каким законам оно возникает и развивается. Отвечая на них, мыслители той поры активно использовали идеи предшественников об обществе как  аналоге государства и создали учение об общественном договоре, призванное раскрыть суть общества. Среди английских просветителей первейшей величиной явился Джон Локк (1632—1704). Его политические взгляды наиболее полно изложены в труде «Два трактата о государственном правлении». Суть политической концепции Локка состоит в обосновании единства и взаимозависимости прав человека. Как и Гоббс, Дж. Локк полагал, что государство возникло в результате общественного договора. Однако, заключив договор, считал он, люди не утратили естественные права, они-сохранили за собой неотчуждаемые права, в том числе основные из них: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. При этом Локк был глубоко убежден в том, что собственность каждого человека является результатом его труда.

    По Локку, полные гарантии экономической свободы человека возможны лишь при дополнении ее свободой политической. Для обеспечения политической свободы, для предотвращения посягательств на свободу человека со стороны государственных органов, считал он, необходимо разделить властные полномочия государства между его различными структурами. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и федеральной, ведающей внешними сношениями. Законодательная власть должна принадлежать представительному собранию, исполнительная — королю и кабинету министров. Разделение государственной власти между ее структурами будет взаимоограничивать и уравновешивать их. Локк ратовал за такое государство, в котором верховенствует, закон, соответствующий своим содержанием естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы человека.

 

 

 

Проблема  происхождения государства: основные теории.

Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые  из известных концепций, в которых  рассматриваются данные вопросы. Среди множества теорий и концепций следует назвать в первую очередь следующие:

*  по мнению  Платона, общество и государство  существенно не различались между  собой. Государство было формой  совместного поселения людей,  обеспечивавшей защиту совместных  интересов, территории, поддержание  порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд,

*  У Аристотеля  впервые появляется четкое разделение  понятий общества и государства.  Он полагал, что государство  воплощает в себе систему отношений  особого типа - отношений господства  и подчинения, которые он назвал  политическими. Изучив различные  формы государственного устройства  древнегреческих полисов, он предложил  в качестве идеальной, нац.  политику, т.е. государство, в котором  органически переплетались черты  монархии, аристократии и демократии,

*  в средневековой Европы прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим, 

*  в 17 - 18 вв. появляются теории, позже объединенные  понятием теорий общественного  договора. Подробно о них пойдет  речь дальше. Эти теории, имевшие  различные модификации, оказались  чрезвычайно популярными и сохраняют  свое значение поныне, 

*  из других  теорий происхождения государства,  имевших большое значение в  развитии человечества, следует  назвать марксистскую теорию. Ее  сторонники происхождения государства  видят в классовой борьбе. Чтобы  враждебные классы "не пожрали"  друг друга, нужна сила, которая  будет поддерживать порядок в  обществе. та сила, защищая интересы господствующего класса, будет держать в повиновении классы эксплуатируемые.

 

 

 

 

Рассуждения Джона Локка  об естественном праве

Для решения  данного вопроса Джон Локк рассуждает о том, как возникло человеческое общество, культура, какие законы определяют бытие социума, какие функции  выполняют искусство, наука, религия  и право, какова роль языка в становлении  человека как социального существа.

    Локк  считает, что частная собственность  существует изначально, а не возникает  на определенной стадии развития  человеческого общества. Таким образом,  исходной посылкой для Локка  является одно из базовых положений  философии истории, сформулированное  идеологами английской буржуазной  революции еще в середине XVII века. Джон Локк исходил из представления  о «естественном состоянии». «Естественное  состояние людей – это состояние  полной свободы в отношении  их действий и в отношении  распоряжения своим имуществом  и личность в соответствии  с тем, что они считают подходящим  для себя в границах закона  природы, не испрашивая разрешения  у какого-либо другого лица  и не завися от чьей-либо воли». Важной особенностью учения Локка является то, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в «догосударственном состоянии».

     В «естественном состоянии» господствует  равенство, “при котором всякая  власть и всякое право являются  взаимными, никто не имеет больше другого”. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако, «В естественном состоянии есть свои неудобства», писал Локк, и «я легко допускаю, что гражданское правление является подходящим средством, избавляющим от неудобств естественного состояния». Люди отказались от права абсолютной свободы и заключили общественный договор для создания гарантий естественных прав. Результатом этого соглашения стало государство, гарант естественных прав и свобод, имеющее право издавать законные, использовать силы для применения этих законов, что отличало его от других форм коллективности (семей, хозяйственных единиц).

    Общество  в естественном состоянии у  Локка выглядит как социум, организованный  на основе принципов равенства,  справедливости, независимости людей  друг от друга. В этом обществе  отношения между индивидами регулируются  нормами морали и религии, но  не права, о котором люди, пребывающие в естественном состоянии, ничего не знают. «Единственный путь отказа от своей естественной свободы – соглашение с другими людьми об объединении в сообщество, для того, чтобы жить удобно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества». С его точки зрения, первоначально в человеческом обществе царила доброжелательность и взаимоподдержка, ибо людей было мало, и каждый владел участком земли, который он и его близкие были способны обработать. Человек владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Говоря другими словами, Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. Но, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно, противятся этому. Второй предпосылкой разлада в обществе и разрушения гармонии отношений становится быстрое увеличение населения. При нехватке земли каждый видит в соседе не товарища, а врага, мечтающего завладеть долей собственности, ему не принадлежащей. Так люди «вовлекают себя в состояние войны», которое длится до тех пор, пока люди не осознают ненормальности сложившегося положения вещей. В процессе поиска выхода из создавшейся ситуации они в конечном счете приходят к мысли о необходимости учреждения государства, которому делегируются полномочия силой устанавливать мир, защищать собственность и жизнь собственников. Это согласие и есть «общественный договор», на который опирается вся пирамида властных, экономических и правовых отношений современного общества.

   Государство  получает от образовавших его  людей ровно столько власти, сколько  необходимой достаточно для достижения  главной цели. Заключается же  она в том, чтобы все и  каждый могли обеспечивать, сохранять  и реализовывать свои «гражданские  интересы: жизнь, свободу и имущество». Все перечисленное Дж. Локк называл  одним словом - собственность.

   «Избежать  состояния войны — вот главная  причина того, что люди, образуют  общество и отказываются от  естественного состояния».Так как государство создано для гарантирования естественных прав (свобода, равенство, собственность), оно не должно посягать на эти права. Главная опасность для естественных прав вытекает из привилегий, особенно из привилегий тех. Кто обладает властными полномочиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Теория общественного  договора»

 В «Двух трактатах о государственном правлении» Джон Локк формулирует следующие положения: Суть общественной жизни заключена в договоре между людьми, хотя они этого не понимают. Общественная жизнь есть процесс развития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. В естественном состоянии люди равны перед собой и Богом. Но их свобода – не анархия и вседозволенность, она предполагает следование законам природы, данным Богом, подчиненность разумным соображениям о самосохранении и продлении рода. Разумность людей побуждает их искать согласия при сохранении индивидуальной свободы, создавать власть, гарантирующую соблюдение разумных прав индивидов. В основе индивидуальной свободы лежит собственность индивида. Каждый человек является собственником своей жизни и средств своего жизнеобеспечения, в том числе своего труда, лишение его собственности – главное нарушение его прав и свободы. Абсолютизм не гарантирует соблюдения индивидуальных прав на жизнь, свободу и собственность людей, а потому недопустим. Монархические режимы нужно ограничить конституциями, сделать их парламентскими. Чтобы повысить вероятность того, что власть не будет ограничивать права граждан на жизнь, свободу и собственность, ее нужно разделить на законодательную, исполнительную и «федеративную» с целью исключения всевластности каждой из них. Люди должны передавать власти не все свои права, а лишь часть их. При этом должно соблюдаться правило: чем больше собственности имеют люди, тем больше у них политических прав и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность.

   Если власть не выполняет своих обязанностей перед гражданами, то она становится незаконной, что дает право гражданам на сопротивление, ограниченное разумными пределами, ведущее не к устранению власти вообще, а к установлению прочного политического баланса и улучшению функционирования власти.

  В государстве, основанном на разумном общественном договоре, невозможно установить единые моральные нормы и требовать единого вероисповедания. Свобода совести и веротерпимость – обязательные условия нормальной общественной жизни и законности власти.

  Локк называет «природную власть», то есть ту, «которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в сообщество... Таким образом, принимая это во внимание, все сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии по отношения ко всем другим государствам и лицам, не принадлежавших этому сообществу... Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть можно назвать федеративной... Две власти, исполнительная и федеративная, хотя они в действительности отличаются друг от друга, так как одна из них включает в себя исполнение муниципальных законов общества внутри его самого по отношению ко всему, что является его частями, другая же включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб, все же эти два вида власти почти всегда объединены».

Информация о работе Теория «естественного права» и «общественного договора» в философии Джона Локка