Теория «естественного права» и «общественного договора» в философии Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:45, реферат

Описание работы

В XVII - XVIII вв. в Европе были заложены основы нового видения человека и общества, становления и развития их жизненных сил. В этот период возникли предпосылки социально-исторического и духовно-культурного прозрения, осмысления происходящего с человеком и обществом. Во время постепенного и длительного умирания феодализма, первых буржуазных революций и раннего капитализма в Европе по-новому встали вопросы о том, что же такое общество, по каким законам оно возникает и развивается. Отвечая на них, мыслители той поры активно использовали идеи предшественников об обществе как аналоге государства и создали учение об общественном договоре, призванное раскрыть суть общества.

Содержание работы

Введение
Проблема происхождения государства. Основные теории
Рассуждения Джона Локка о естественном праве
«Теория Общественного договора»
Влияние идей Локка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 39.70 Кб (Скачать файл)

    На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи постоянность и долговременность действия.

   «Постоянные законы», о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного (конституционного) правового источника для законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих «законов» является существенной юридической гарантией обосновываемой Локком законности вообще, особенно законности в законодательной деятельности.

 

  Свобода это гарантия от произвола, она – основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек, ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. Законы тогда способствуют достижению главной и великой цели государства, когда их все знают и все выполняют. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы».

  Силой закона по Локку обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, то есть как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы. Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, выражает волю общества. Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство. Оно наделялось правом издавать законы, снабженные санкциями, и использовать силу общества для соблюдения этих законов. Однако государство не должно было посягать на сами эти права, ибо пределом его власти при всех формах правления являются естественные права его граждан. Государственная власть, по мнению Локка, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов; наоборот, она обязана творить правосудие и определять права граждан посредством провозглашения постоянных законов и уполномоченных на то судей. Локк считал, что государственная власть (правительство) сама должна подчиняться установленным в обществе законам, в противном случае граждане имеют полное право вернуть себе свои первоначальные права и передать их новой власти (правителю).

   Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного государства. Человек, став совершеннолетним, как свободный выбирает, под властью какого правительства, гражданином какого государства он хочет стать. Только согласие свободных людей делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми.

   Таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но так же о форме договорного установления гражданства применительно к каждому человеку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны и государства с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не одностороннее абсолютное право государства и бесправие подданных. В учении о государственной власти и о праве Локк развивает идею о переходе от естественного к гражданскому состоянию и к формам государственного управления. Цель государства, по Локку, - сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Поэтому государственная власть не может действовать по произволу. Она делится у Локка на:

  • законодательную,
  • исполнительную,
  • союзную, федеративную.

 

   Разработанное Локком учение о государстве было опытом приспособления теории к политической форме управления, которая установилась в Англии в результате буржуазной революции 1688 и компромисса между буржуазией и обуржуазившейся частью дворянства

 

 

 

 

 

Влияние идей Локка

    Благодаря скачку философских и политических идей, мыслителей Эпохи Просвещения, произошли многие буржуазные революции XVII – XIX, что привело к зарождению нового демократичного строя. Джон Локк один из этих мыслителей. Его труды сильно повлияли на течение общественных мыслей.

   В период революций были созданы знаменитые документы, которые заново открыли историю прав человека. Одним из известнейших документов, изданных благодаря переопределению прав человека, является «Американская Декларация независимости». Ее считают первой в истории декларацией прав человек. Написана она в 1776 году. Во время Великой французской революции, в 1789 году, создается не менее известная «Декларация прав человека и гражданина». Эти документы обобщили наиболее передовые достижения политической мысли того времени. Авторы деклараций исходили из теории естественного происхождения прав человека, которую наиболее широко раскрыл Джон Локк. Можно сказать, что эти декларации были созданы благодаря Локку. Без его идей, мыслей, трудов не было бы толчка для начала революций, то есть изменения общественного мнения. Большинство статей данных деклараций разделяют идеи Джона Локка. В основу идей декларации положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. «Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами» - одна из статей «Декларации прав человека и гражданина», которая полностью повторяет мысль Дж. Локка. Авторы документов считали, что только закон должен устанавливать необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как по закону. Но, все, что не запрещено законом, дозволено. «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых» - та же самая мысль, но написанная в «Американской Декларации независимости». Авторы данных деклараций изводили из одних и тех же политических взглядов.

   «Нет ничего более очевидного, чем то, что существа одно и той же породы и вила, при своем рождении получают одинаковые природные преимущества», одна из идей, на которую опираются все перечисленные декларации. При рождении, люди получают одни и те же права. «Все люди равны и независимы». Это одни из идей, которые привели к переменам. Благодаря этим изречениям проводились значимые изменения в обществе, в том числе и революции. Основой данных документов являются гуманистические идеи Эпохи Просвещения. Главная мысль документов – обеспечить защиту жизни и свобод человека путем провозглашения его естественных прав, «удерживать всех людей от посягательств на права других и от нанесения ущерба, соблюдать закон природы, который требует мира и сохранения всего человечества». Авторы деклараций утверждали - единственной причиной общественных бедствий является забвение прав человека. Поэтому, считали они, должны быть созданы специальные документы, которые будут напоминать гражданам о правах человека, будут служить образцом права и способствовать всеобщему благу.

    Итак, труды Джона Локка сильно повлияли на изменение направления политической и философской мыслей. Он является одним из тех людей, благодаря стали возможны масштабные изменения в жизни государства и общества в целом. Локком были разобраны основные идеи, которые были «движущей силой» революционеров XVII – XIX веков. Так же его взгляды на естественно-правовую теорию стали основой для деклараций прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Джон Локк – английский философ и политический деятель. Локк один из крупнейших английских политических мыслителей. «Два трактата о правлении» - одна из наиболее важных работ Дж. Локка, целью, которой, является обоснование государственного устройства, соответствующее природе человека. Локк полностью разделял идеи естественного права и общественного договора. Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии и европейской культуры.

   Отличием учения Локка является то, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в «догосударственном состоянии» и исходит из представления «естественного состояния». По мнению Дж. Локка, основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным средством для этого служат законы, установленные в этом обществе. Главной угрозой является сосредоточение власти в руках абсолютного монарха, который самостоятельно устанавливает законы и принуждает к их исполнению. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Единственным законным источником политической власти является согласие народа, то есть общественный договор. Основным законом всех государств является установление законодательной власти. Точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого его члена. Люди и их права равны с самого рождения. Локк верил в здравый смысл народа и объявлял его единственным судьей в вопросе о том, справедливо ли действует власть. Локк сформировал политические принципы и идеалы, которые стали основой всех демократических правовых государств мира. Джона Локка можно считать одним из основоположников либерализма и современного конституционализма. Его труды изменили Европу XVII века.

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб. Пособие для вузов Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Белов В.А. Проблема человека в западной философии. - М.: ЮрИнфоР, 2000
  3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. – М.: ВЛАДОС, 2004
  4. Жаринов В.М. Философия. - М.: Приор - Издат, 2005.
  5. Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Филологическое общество «СЛОВО», 2001
  6. Рассел Б. История западной философии: Кн.3. – Ч.2: От Руссо до наших дней. – М.: Мысль, 1992
  7. Современная западная философия. / Сост. Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Издательство политической литературы, 1994.
  8. Об общественном договоре. Сущность заключения общественного договора и его значение . – [электронный ресурс].-Режим доступа: https://sites.google.com/site/obobsestvennomdogovore/obsestvennyj-dogovor-gobbsa-lokka
  9. Джон Локк о правах и свободах личности . – [электронный ресурс].-Режим доступа: http://day-ghost.narod.ru/philosophy/ph18.html

 


Информация о работе Теория «естественного права» и «общественного договора» в философии Джона Локка