Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:48, реферат
Отдельные элементы договорной теории разрабатывались ещё философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако понятие «Общественный договор» (буквальный перевод термина «социальный контракт») впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и Жан-Жака Руссо (XVIII в). Именно после книг Руссо «Об общественном договоре»(1762), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке.
Введение. Понятие общественного договора. 2
Теория Общественного договора в системе взглядов Ж.-Ж. Руссо 5
З а к л ю ч е н и е 11
Список литературы 13
Оглавление
Отдельные элементы договорной теории разрабатывались ещё философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако понятие «Общественный договор» (буквальный перевод термина «социальный контракт») впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и Жан-Жака Руссо (XVIII в). Именно после книг Руссо «Об общественном договоре»(1762), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке. Эти старинные авторы, рассуждая об общественном договоре, имели в виду следующее. «Люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок и справедливость»1. Человек теряет свою естественную свободу («что хочу, то и ворочу»), но приобретает гражданскую свободу (свободу слова, право голоса на выборах, возможность объединяться в союзы). Человек теряет естественное право добывать себе имущество (хватать все, что плохо лежит, отнимать у слабого), но приобретает право собственности. Это и есть «Общественный договор» в старинном понимании.
В настоящее время от этой концепции осталось лишь ее ядро. Марченко М.Н даёт такое определение теории общественного договора – «социально-философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом)»2. Теория общественного договора - в различных своих модификациях - неизменно опирается на ряд универсальных основоположений: 1) идею естественного права (как права, основанного на имманентной природе человека), глубоко уходящую корнями в европейскую традицию (Аристотель, стоики, Цицерон); 2) идею государства как гаранта естественного права (не гарантированного в исходно-природном состоянии человека); 3) идею конституирования закона и государства в акте свободного волеизъявления независимых индивидов; 4) идею народа как суверена права и власти (от развиваемой схоластикой идеи договора народа с властелином до понимания народа как финального суверена власти в традиции Просвещения).
Хочется сразу отметить, что Общественный договор – это не документ, который должны подписать представители всех заинтересованных организаций, а также все заинтересованные лица. Такой документ, если подумать, в принципе нереально составить, поскольку его объем был бы бесконечен, а точное выполнение – невозможно.
«Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.»3
В работах многих отечественных и зарубежных авторов договорная теория рассматривается как естественно-правовая теория или просто—естественная теория происхождения государства и права. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - Общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Трактат “Об общественном договоре” Ж.-Ж. Руссо – один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли. Сейчас это произведение очень актуально, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.
Естественное
состояние людей Руссо трактует
состояние первобытной гармонии
с природой. Человек не нуждается ни в общественных
ограничителях, ни в морали, ни в систематическом
труде. Способность к самосохранению удерживает
его от состояния "войны всех против
всех". Однако, население растет, меняются
географические условия, развиваются
способности и потребности людей, что
приводит в конечном счете к установлению
частной собственности. Общество расслаивается
на богатых и бедных, могущественных и
притесненных, которые враждуют между
собой. Неравенство развивается постепенно:
сначала признаются богатство и бедность,
затем - могущество и беззащитность, наконец
- господство и порабощение. Общество нуждается
в гражданском мире - заключается Общественный
договор, по которому власть над обществом
переходит государству.4 В соответствии с теорией Руссо
«государство является результатом некоего
хитроумного плана богатых и первоначально
создаётся лишь в целях оправдания и защиты
интересов их самих»5. Не имея веских доводов, чтобы
оправдаться, и достаточных сил, чтобы
защищаться от бедных и угнетенных, богатый,
по мнению Руссо, составил под давлением
необходимости один из наиболее важных
и обдуманных планов, которые когда-либо
рождались в человеческом уме, а именно
— обратить себе на пользу все силы тех,
кто на него нападал, превратив своих противников
в своих защитников, внушить им иные принципы
и дать им иные установления, которые были
бы для него настолько же благоприятны,
сколь противоречило его интересам естественное
право. "Давайте объединимся, — сказал
он им, — чтобы оградить от угнетения слабых,
сдержать честолюбивых и обеспечить каждому
обладание тем, что ему принадлежит"6. Давайте установим судебные
уставы и мировые суды, с которыми все
обязаны будут сообразовываться, которые
будут нелицеприятны и будут отчасти исправлять
превратности судьбы, подчиняя в равной
степени могущественного и слабого взаимным
обязательствам. Словом, вместо того, чтобы
обращать наши силы против самих себя,
давайте соединим их в одну высшую власть,
которая будет править нами согласно мудрым
законам, власть, которая будет оказывать
покровительство и защиту всем членам
образуемой ассоциации, отражать натиск
общих врагов и поддерживать среди них
вечное согласие.
Таково было или должно быть, заключает
Руссо, происхождение государства, общества
и законов, которые еще более увеличили
неравенство и силу богатых, безвозвратно
уничтожили свободу, навсегда упрочили
собственность, "превратили ловкую
узурпацию в незыблемое право и обрекли
к выгоде нескольких честолюбцев весь
род человеческий на труд, нищету и рабство"7.
Таким образом, будучи созданным в результате
заключения Общественного договора, государство
обслуживает в первую очередь богатых,
а затем уже обращает внимание на защиту
интересов и охрану свободы всех.
Но в последствии в основу государственной власти, по мнению Руссо, стали вкладывать воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения Общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия Общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые8.
«Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде»9.
Для того, чтобы общественное соглашение не оказалось пустой формальностью, оно должно с неизбежностью заключать в себе следующее, очень важное обязательство, которое "одно только может придать силу другим обязательствам". А именно — обязательство, согласно которому, если кто-то откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден к повиновению всем политическим организмом. Это означает, что его силой заставят выполнить обязательство, что "предоставляя каждого гражданина в распоряжение отечества, оно гарантирует его от всякой личной зависимости". Это условие составляет секрет и двигательную силу политической машины, и только оно делает законными гражданские обязательства, которые без этого были бы нелепыми, тираническими и давали бы лишь повод к огромным злоупотреблениям.
Рассматривая
государство как продукт
Государство рассматривается Руссо как "условная личность", жизнь которой заключается в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.
Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления ибо, согласно Общественному договору, "только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо".
Народ, рассуждает мыслитель, не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом.
Следует иметь
в виду, что в "Общественном договоре"
речь идет о времени первоначального
возникновения государства на договорной
основе, а не последующего его развития.
На ранних стадиях развития общества и
государства ввиду немногочисленности
и компактности проживания на сравнительно
небольших территориях населения Руссо
и другими сторонниками договорной теории
допускалась возможность их совместного,
непосредственного решения вопросов и
принятия законодательных актов.
Что же касается более поздних периодов
развития человеческого общества и государства,
то здесь вместо непосредственной демократии
на первый план выступают различные формы
представительной демократии.
Идея представительства, отмечал
Руссо, — идея современная. Она сама по
себе не отвечает природе человека. Более
того, она противоречит ей. Представительство
идет от феодального общества, этого несправедливого
и абсурдного правления, в котором род
человеческий унижен и в котором самое
имя человека обесчещено. "В древних
республиках и даже монархиях народ никогда
не имел представителей и даже это слово
не было известно"11.
Какие же причины, помимо роста численности
населения, вызвали необходимость обращения
людей к столь нелестно характеризуемой
автором идее представительства? Это —
прежде всего "охлаждение любви к Отечеству,
более яркое проявление частных интересов,
огромные размеры государств, завоевания
и злоупотребления правительства".
Именно эти причины, по мнению Руссо, в
первую очередь вызвали к жизни институт
представительства, а вместе с ним и привели
к "учреждению депутатов или представителей
народа"12.
Английский народ считает себя свободным.
Однако "он горько ошибается; он свободен
только во время выборов членов парламента;
как только они выбраны, он становится
рабом, он — ничто. То применение, которое
он делает из своей свободы в краткие моменты
пользования ею, заслуживают того, чтобы
он ее терял"13.
Таков вердикт Руссо и других сторонников
договорной теории не только по отношению
к. английской, но и по отношению ко всей
представительной системе в целом.
Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда "хотят быть неограниченными". Хотя им издавна твердили, что "самое лучшее средство стать таковыми - это снискать любовь своих поданных", однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки"
Власть, возникающая из любви поданных, несомненно, наибольшая, но она непрочна и условна. Поэтому "никогда не удовлетворяются ею государи". Личный интерес любых повелителей состоит прежде всего в том, "чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться". Конечно, замечает мыслитель, если предположить, что поданные всегда будут оставаться совершенно покорными, что государь был бы заинтересован в том, чтобы народ был могуществен, "дабы это могущество, будучи его собственным, сделало государя грозным для соседей". Но так как интерес народа имеет "лишь второстепенное и подчиненное значение" и так как оба предположения несовместимы, то естественно, что "государи всегда предпочитают следовать тому правилу, которое для них непосредственно выгодно".
Таким образом, у любого правителя всегда сохраняется свой собственный, отличающийся от народного, интерес и соблазн сосредоточения в своих руках как можно больше государственной власти. Последнее же приводит не только к тому, что "расстояние между государем и народом становится слишком велико и государству начинает недоставать внутренней связи", но и к тому, что в политическом режиме устанавливаются признаки открытого игнорирования прав и свобод народных масс, признаки деспотизма. В этих условиях, как следует из Общественного договора по Руссо, народ может реализовать свое естественное право на сопротивление. При этом, заключает он, восстание, которое "приводит к убийству или свержение с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный", как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. "Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает"14.
Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения государства и права следует, что Ж.-Ж. Руссо исходит из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства на основе Общественного договора, но и на его защиту. Несмотря на то, что научность договорной теории оценивалась достаточно неоднозначно и противоречиво, вплоть до полного отрицания ее исторической самостоятельности, тем не менее некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение в практике государственного строительства. Примером этого могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции юридически закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию. Таким же приме ром был и СССР.