Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 09:02, реферат
Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.
Введение…………………………………………………………………………..3
Теория познания (гносеология)………………………………………………..4
Созерцание……………………………………………………………..5
Представление…………………………………………………………7
Мышление…………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемой литературы…………………………………………...25
Суждения понятия. Создав понятие предмета, мышление тем самым полагает противоположность между собой и сферой представления. Если на ступени рассудка оно ещё было целиком погружено в сферу представления, то теперь оно противопоставляет созданное им самим понятие содержанию образа предмета. Снимается данная противоположность посредством суждений понятия. (В формальной логике они называются суждениями модальности: ассерторическое, проблематическое, аподиктическое.) В таких суждениях мышление соотносит содержание своего понятия с содержанием представления самого предмета и через это устанавливает истинность их обоих. Строятся такие суждения по принципу: «Если тебе корова имя, у тебя должно быть молоко и вымя. А если нет молока и вымени, то что толку в твоем коровьем имени».
Одно дело – понятие (дефиниция) и совсем другое – определяемые им реальные предметы. Они могут как соответствовать, так и не соответствовать друг другу. Например, если в понятие «студент» входит необходимость изучения наук, прохождения практики, сдачи экзаменов, написания курсовых и т.д. и конкретный субъект Иванов всё это действительно делает и делает хорошо, то, следовательно, он соответствует этому понятию, а если нет, то – нет.
Судить о чём-либо в
С другой стороны, понятие
Умозаключения разума. Сущность отдельных предметов, как выше было сказано, заключается не в них самих, а в той всеобщей системе, которой они принадлежат. Необходимость постижения таких систем обусловливает переход мышления человека на третью ступень его развития – умозаключений разума или просто разума. На ступени рассудочных суждений мышление ещё было погружено в сферу представления предметов. На ступени суждений понятия оно входит в отношение противоположности к ней. На ступени разумных умозаключений мышление полагает отношение противоположности уже внутри самого себя. Оно противопоставляет себе все созданные им самим понятия (дефиниции) предметов и, отталкиваясь от них, выстраивает понятие той всеобщей системы, которой эти предметы принадлежат.
Чтобы соотнести единичные предметы с образуемой ими всеобщей системой, требуется найти некую особенность, которая была бы присуща как самим предметам, так и их системе. Только при посредстве такой особенности мышление становится способным выстраивать разумные умозаключения.
В первом виде умозаключений – качества – искомая особенность, связывающая единичные предметы с их системой, имеет ещё формальный характер. Например: «Иванов – студент. Студенты обучаются в университете. Иванов обучается в университете».
Во втором виде умозаключений – рефлексии – эта особенность приобретает уже содержательный характер, но полагается только со стороны единичного предмета. Например: «Иванов изучает историю. Иванов обучается в университете. Следовательно, в университете дают историческое образование». Или: «Петров изучает физические науки. Петров обучается в университете. Следовательно, в университете дают физическое образование».
В третьем виде умозаключений – необходимости – данная особенность выступает уже как полагаемая всеобщей системой. Например: «Студент университета Иванов может обучаться на историческом, физическом, химическом,… факультетах. Он обучается на историческом. Следовательно, он не обучается на остальных факультетах». Или «Студент университета Петров может обучаться на историческом, физическом, химическом,… факультетах. Он обучается на физическом. Следовательно, он не обучается на остальных факультетах».
Благодаря последовательному ряду умозаключений мышление создаёт понятие интересующей его всеобщей системы (университета), которое предстаёт перед ним в виде исчерпывающего перечня всех её особенных подразделений (факультетов). Затем, вооружившись этим понятием, оно возвращается к единичным предметам (студентам) и вносит необходимые коррективы в их дефиницию. Иначе говоря, оно спускается со ступени умозаключений разума на ступень суждений понятия и обновляет своё понимание единичного предмета (на каком факультете учится, по какой кафедре специализируется).
Если на ступени рассудка мышление ещё довольствовалось односторонними рассудочными дефинициями предметов, сформулированными на основе изучения самих этих предметов, то на ступени разума оно располагает уже полным пониманием предмета, определённым как со стороны его единичности, так и со стороны его всеобщности.
Различие между формальной
Таковы три ступени деятельности мышления: рассудок, суждения понятия, разум. На ступени рассудка мышление ещё погружено в сферу представления предметов. На ступени суждений понятия оно входит в отношение противоположности к ней. На ступени разума мышление полагает отношение противоположности уже внутри самого себя. Оно противопоставляет себе все созданные им самим понятия (дефиниции) предметов и, отталкиваясь от них, выстраивает понятие той всеобщей системы, которой эти предметы принадлежат.
Заслуга И. Канта состоит в
том, что он определил две
крайние ступени деятельности
мышления: рассудок и разум. Заслуга
Гегеля состоит в том, что
он указал на ещё одну ступень,
Итак, деятельность интеллекта
по производству знаний включает в
себя три последовательных этапа: созерцание,
представление, мышление. В соответствии
с этими же этапами наш интеллект
использует три формы для выражения
полученных им знаний о мире. На ступени
созерцания знания о мире принимают
форму произведений искусства. На ступени
образного представления –
Постигнутые мышлением понятия предметов становятся его собственным достоянием. На этой ступени предметы уже только тем отличается от своих понятий, что они существуют реально, тогда, как их понятия присутствуют в мышлении человека в идеальной форме. Поскольку понятия предметов принадлежат теперь мышлению, оно может позволить себе теоретически преобразовать их.
Что значит теоретически или мысленно преобразовать понятие предмета? Это значит внести изменения в соотношение его частей и элементов. В ходе таких изменений в той или иной степени преобразуется всё понятие целиком. Например, имея понятие какого-либо конкретного дома, мы можем мысленно перестроить его: увеличить число этажей, перенести вход, сократить число окон и т.д.
Преобразованное мышлением понятие становится планом, или проектом по переделке самого реального предмета. Соответственно, в этом пункте заканчивается теоретическая деятельность интеллекта – суть деятельность познания. Её продолжением становится практическая деятельность человека. Интеллект, претворяющий свои теоретические проекты в реальность, становится волей.
Заключение
Таково содержание классической теории познания. Целый ряд её ключевых положений был сформулирован ещё более двух тысяч лет назад Аристотелем. Вот они.
- «Сущее либо воспринимается чувствами, либо постигается умом» [1, С. 439].
- «Представления – это как бы предметы ощущения, только без материи» [1, С. 440].
- «Звукосочетания (слова) – это знаки представлений..., а письмена – знаки того, что в звукосочетаниях» [3, С. 93].
- «Имена имеют значение в силу соглашения, ведь от природы нет никакого имени» [3, С. 94].
- Для мышления «представления как бы заменяют ощущения» [1, С. 438].
- «Ум человеческий направлен на составное (раздельное),.. но лучшее для него в некотором целом» [2, С. 316].
Но в своём развитом виде данная теория появилась только в начале XIX века, благодаря работам великого немецкого философа Вильгельма Гегеля.
Список литературы
1. Аристотель. О душе. / Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 369-450.
2. Аристотель. Метафизика. / Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 63-368.
3. Аристотель. Об истолковании. / Собр. соч. в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1978. С. 91-116.
4. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. / Г.В.Ф. Гегель. // Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1977. 452 с.
5. Гегель, Г.В.Ф. Философия духа. / Г.В.Ф. Гегель. // Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 472 с.
6. Труфанов С.Н. Грамматика разума. / С.Н. Труфанов. / Самара. Гегель-фонд. 2003. 624 с. http://trufanov_sn.sama.ru/
7. Труфанов С.Н. Классическое учение Вильгельма Гегеля о человеке: о теле, душе, сознании, самосознании, разуме, интеллекте, воле, свободе. / С.Н. Труфанов. / Саарбрюкен, Издатель: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 204 c. http://trufanov_sn.sama.ru/