Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 04:19, контрольная работа
В "доктрическом" развитии Канта (до 1781 г.) наиболее интересны теоретические точки роста, из которых потом родились “Критика чистого разума” и “Критика практического разума”. Два главных произведения Канта образуют мостик к “Критике чистого разума “. Одно из них называется “Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного” (1764 г.), а второе- “О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира” (1770 г.). Последнее вместе с еще одним небольшим, но примечательным документом - письмом к Марку Герцу от 1772 г. - содержит некоторые идеи и замыслы “Критики чистого разума”. Но со времени вызревания замысла до выхода в свет “Критики чистого разума” прошло целых девять лет. За девять лет Кант не публиковал ничего, кроме отдельных мелких работ; он обдумывал, вынашивал идеи “Критики чистого разума”.
1. Введение…………………………………………………………1
2. Теория познания Канта……………………………………….3
2.1. Два вида знания по Канту…………………………….3
2.2 Учение о чувственности……………………………….3
2.3.Учение о рассудке………………………………………6
2.4 “Чистый разум”………………………………………..10
3. Этическая концепция И.Канта……………………………...14
4.Вопрос…………………………………………………………...19
5.Список литературы……………………………………………20
Механизмы, которые связывают чувственные созерцания с понятиями и образуют как бы систему таких ступенек, по которым человек постепенно переходит к понятиям являются образ и схема Посредством образа человеческое сознание начинает делать первые шаги к обобщениям, как бы отрываясь от всего многообразия чувственного материала и в то же время еще оставаясь "вблизи" самого чувственного материала. А вот когда мы имеем дело со схемами, то при всей связи с чувственностью, процессами созерцания начинаем раскрывать смысл, объективную суть предмета. Иными словами, схема есть шаг к понятию, и, может быть, ближайший к нему шаг. Абстрактное понимание возникает тогда, когда схема переводится на более обобщенный уровень. Уже образ обобщает. Но он, по Канту, все-таки есть продукт эмпирической способности воображения. Схема же - даже если она относится к "чувственным понятиям" понятие о собаке, - "есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения a priori...". И тут Кант снова удивляет тех, кто готов предположить, будто схема строится на основе образа; напротив, оказывается, что "благодаря схеме и сообразно ей становятся возможными образы...". Вопреки обычному сенсуалистическому подходу, который рисует путь познания как движение от образов к понятиям, Кант заявляет: "В действительности в основе наших чистых чувственных понятий лежат не образы предметов, а схемы. Понятию о треугольнике вообще не соответствовал бы никакой образ треугольника". Ибо образ ограничивался бы, согласно кантовским разъяснениям, только частью объема понятия и никогда не достигал бы общности понятия. Так же обстоит дело и с понятием о собаке, которое "означает правило, согласно которому мое воображение может нарисовать четвероногое животное в общем виде, не будучи ограниченным каким-либо единичным частным обликом, данным мне в опыте, или же каким бы то ни было возможным образом in concreto".
Итак, схематизм - важнейшая для Канта деятельность, механизм нашего рассудка. Это был весьма новый, а потому почти не подхваченный последующей философией анализ. Да и сам Кант говорил, что "схематизм нашего рассудка в отношении явлений и их чистой формы есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть"
Кантовское учение о философских категориях стоит в центре трансцендентальной аналитики. Чистыми понятиями рассудка являются для него именно категории философии, которые он "выводит" из (несколько им модифицированной) формально-логической классификации суждений и которые предстают в виде следующей схемы:
ТАБЛИЦА КАТЕГОРИЙ:
1. Количества: Единство Множество Целокупность;
2. Качества: Реальность Отрицание Ограничение;
3. Отношения: Присущность, Самостоятельное существование (substantia et accidens),
Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию);
4. Модальности: Возможность – невозможность; Существование – несуществование; Необходимость - случайность
Перед нами - достаточно полная таблица основных категорий, основных понятий рассудка, как их называл сам Кант. Кстати, он вполне допускал возможность своеобразного разветвления категориальной сетки - возникновения производных понятий рассудка (они названы "предикабилиями") вокруг основных категорий (или, как называл их Аристотель, "предикаментов"). Другими словами, Кант не только предположил возможность, но и, по существу, обрисовал контуры обширной системы категорий, т. е. взятого во всей полноте "родословного древа чистого рассудка". Я воспринимаю замерзание воды, т. е. ее превращение в лед. Я последовательно схватываю, замечает Кант, два ее крайних состояния - жидкое и твердое. Это тоже связано с синтезированием многообразия впечатлений (касающихся и каждого из состояний, и перехода от первого ко второму). Устанавливается - тоже посредством синтеза - их временное отношение. Перемещая внимание "от постоянной формы своего внутреннего созерцания, т. е. от времени...", я способен перейти к категориям действия - причины. (Устанавливая, что лед появился как следствие изменения состояния воды, изменения температуры.) время играет главную роль в кантовской интерпретации категорий. Для перехода от чувственности к рассудку, для установления их единства требуется, утверждает Кант, нечто такое, что было бы однородно, с одной стороны, с явлением, а с другой - с категориями. Любая категория может быть введена и рассмотрена через какую-либо специфическую временную диалектику, реальность? Она соответствует ощущению чего-либо, указывая на бытие (во времени). Отрицание – небытие чего-либо (тоже во времени). Схема причинности - "реальное, за которым, когда бы его ни полагали, всегда следует нечто Другое". И опять речь идет о времени. Так же интерпретирует Кант все другие категории.
Но Кант предполагает и другую возможность:
когда категории берутся
2.4 “Чистый разум”
Рассмотрим основные аспекты кантовского определения разума.
Во-первых, разум в отличие от чувственности и рассудка есть способность опосредованного, прямо не восходящего к опыту познания.
Во-вторых, разум - способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству познания. Кант так и говорит: "Всякое наше познание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления". Отсюда можно вывести суммарное определение разума: "Подведение обработанного рассудком материала чувственности под высшее единство мышления".
В-третьих, Кант определяет разум как способность производить понятия.
В-четвертых, разум - в отличие от рассудка как способности давать правила - является "способностью давать принципы". Кант поясняет: "...я назову познанием из принципов лишь такое познание, в котором я познаю частное в общем посредством понятий".
В-пятых, если рассудок - это способность суждения (т. е. способность строить суждения, способность судить), то разум определяется как способность строить умозаключения, способность умозаключать. Речь тут идет не о формально-логических сюжетах. Как анализ суждений в учении о рассудке, так и разбор умозаключений у Канта - трамплин для диалектического познания разума.
В-шестых, в учении о разуме центральное значение придается понятию "идея разума".
"Под идеей, - пишет Кант, - я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет". А вот другое кантовское определение идеи: в идеях опытное значение разума рассматривается как определенное абсолютной совокупностью условий. Отсюда следует, что идея, будучи понятием некоторого максимума, никогда не может быть дана полностью и адекватно. Трансцендентальные идеи Кант определяет и как категории, которые расширены до безусловного. Идея в кантовском смысле - это, например, идея добра как такового или идея совершенного государственного устройства. "Государственный строй, - пишет Кант, - основанный на наибольшей человеческой свободе согласно законам, благодаря которым свобода каждого совместима со свободой всех остальных... есть во всяком случае необходимая идея, которую следует брать за основу при составлении не только конституции государства, но и всякого отдельного закона; при этом нужно прежде всего отвлечься от имеющихся препятствий, которые, быть может, вовсе не вытекают неизбежно из человеческой природы, а возникают скорее из-за не пренебрежения к истинным идеям при составлении законов... Хотя этого совершенного строя никогда не будет, тем не менее следует считать правильной идею, которая выставляет этот максимум в качестве прообраза, чтобы, руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное общественное устройство к возможно большему совершенству". Кант дает следующую классификацию трансцендентальных идей. В случае идей речь идет о всеобщем. Наши представления, поставленные на уровень всеобщности, могут относиться либо к субъекту (субъектам), либо к объектам. В случае отношения к объектам имеются два аспекта: отношение к многообразному содержанию объекта в явлении и отношение ко всем вещам вообще. Вспомним, что в случае идей происходит восхождение (в ряду условий) к безусловному. Отсюда три класса трансцендентальных идей (“три мира”):
1) Исследуется абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта - и тогда перед нами мир психологических идей. Это микромир человеческого.
2) Выстраивается абсолютное единство ряда условий явлений - и тогда рождается мир космологических идей. Это макрокосмос, природа, космическая целостность, и главное- что исследуется тема "человек в природе", возможность и место его свободной, спонтанной, автономной деятельности;
3) Изучается абсолютное единство всех предметов вообще - и тогда исследование погружается в мир теологических идей. Теологические идеи вводят нас в мир веры, где понятиям Бога и бессмертия души отведено центральное место, но где как будто неожиданно, а для Канта совершенно естественно - мы оказываемся во вполне рациональном мире поисков высшего, целесообразного единства природы и человека, материи и духа.
Одно из важнейших понятий в учении о разуме – антиномии. Антиномии - это исключающие друг друга равно доказуемые суждения; к ним с неизбежностью приходит разум, пытающийся охватить мир в целом. В соответствии с четырехступенчатой таблицей категорий перед разумом возникают четыре космологические идеи, где тезис и антитезис существуют на равных основаниях:
1. Тезис: Мир имеет начало (границу) во времени и пространстве. Антитезис: Мир во времени и пространстве безграничен.
2. Тезис: Все в мире состоит из простого. Антитезис: Нет ничего простого, все сложно.
3. Тезис: В мире существует
причинность через свободу.
4. Тезис: В ряду мировых причин
есть некая необходимая
Остановим внимание на первой антиномии. Доказательство тезиса и антитезиса ведется от невозможности обратного. Доказывая тезис, Кант предлагает допустить, что мир не ограничен во времени. Тогда в каждый момент бесконечное время оказывается ограниченным (со стороны настоящего), а это противоречит идее бесконечности; бесконечный прошедший, т. е. "сосчитанный", ряд невозможен. Рассматривая антитезис, Кант опять-таки начинает с противоположного допущения: мир ограничен во времени; но тогда получается, что было "пустое" время, когда мира не существовало. Опять-таки бессмыслица. Решение антиномии, которое предлагает Кант, следующее. Если кто-нибудь скажет, что какой-то предмет или пахнет хорошо, или пахнет дурно, то можно сказать и нечто третье, а именно что данный предмет вообще не пахнет, и оба противоположных суждения могут оказаться ложными. Так и в данном случае: при всей видимой обоснованности оба противоположных суждения о конечности или бесконечности мира ложны. Они относятся лишь к миру явлений; в мире вещей самих по себе возможно и нечто третье.
В двух последних антиномиях, по Канту, и тезис и антитезис истинны. Самая важная для Канта третья антиномия. Свободы нет, все на свете жестко детерминировано. Да, действительно, это так в мире явлений. Но человек наделен свободой воли, и природная детерминация над ним не властна. Тоже верно, соглашается Кант с самим собой и поясняет: так обстоит дело в мире вещей самих по себе. Человек живет в двух мирах. С одной стороны, он феномен, клеточка чувственного мира, существующая по его законам, порой далеким от человечности. Но с другой стороны, он ноумен, существо сверхчувственное, подчиненное идеалу. У человека два характера: эмпирический, привитый окружением, и ноуменальный, интеллигибельный, как бы присущий ему изнутри. Если человек лжет и его ложь наносит вред обществу, кто виноват? Исследуя эмпирический характер, мы можем найти причины данного дурного поступка в плохом воспитании и плохом окружении. Но хотя мы и полагаем, что поступок определялся этими причинами, тем не менее мы упрекаем виновника не за влиявшие на него обстоятельства, мы рассматриваем совершенный проступок сам по себе и указываем на разум как на причину, которая могла и должна была определить поведение человека иначе. "Поступок приписывается интеллигибельному характеру человека; теперь, в тот момент, когда он лжет, вина целиком лежит на нем; стало быть, несмотря на все эмпирические условия поступка, разум был совершенно свободен, и поступок должен считаться только следствием упущения со стороны разума"
Довольно странно в учении о чистом теоретическом разуме видеть философское суждение о Боге и в этом “Критика чистого разума” весьма противоречива . С одной стороны Кант стремится полностью изолировать "умопостигаемый предмет" от эмпирического опыта и эмпирического ряда условий. И поступает в целом правильно, потому что человек (по крайней мере более развитой, зрелой цивилизации) получает понятие Бога (и всего "божественного") не на пути непосредственного предметного опыта. С другой стороны, ведь уже и сказанное раньше позволяет связать целокупность опыта, устанавливаемую разумом, и идею Бога. Кант подробно разбирает так называемые онтологические доказательства бытия Бога, т. е. такие, которые подводят к Богу через идеи бытия, существования, беря их из теологии. Кант приходит к результату любопытному, даже парадоксальному. С одной стороны, он говорит о том, что рациональными аргументами можно доказывать существование Бога, но невозможно сделать доказательства убедительными для противоположной стороны. Значит, делает вывод Кант, противоположные доказательства будут постоянно приводиться, сталкиваться друг с другом. Но не только, даже не столько эта необходимость заставляет Канта тщательно разбирать теологические идеи. Главное - в рамках теоретического разума - состоит для Канта в том, чтобы понять, из каких внутренних потребностей разума, исследующего мир, родилась и еще будет рождаться идея Бога. Стремление разума к окончательной завершенности картины мира, к поиску основания всех оснований, т. е. к идеалу чистого разума, - вот, собственно, рациональная предпосылка теоретических рассуждений о Боге, все равно, ведет ли их теолог, философ или просто верующий человек, не ведающий о философско-теологических премудростях, но для себя или для других отыскивающий аргументы и доказательства веры в Бога. Есть знаменитая кантовская фраза, над которой ломают головы многие интерпретаторы: "Поэтому мне пришлось ограничить (aufheben) знание, чтобы освободить место вере...". Глагол aufheben имел более простое значение, Кант хотел сказать: "я убираю разум с того места, которое не ему принадлежит. Я ставлю на это место веру". Кант, собственно, констатирует то, что все мы знаем как абсолютный факт жизни: сколько бы ни доказывали атеисты, что Бога нет, а верующие - что Бог есть, сколько бы в пользу двух противоположных тезисов ни было приведено рациональных аргументов, все равно спор не будет окончен, не будет разрешен. Для Канта важно, что, несмотря на все рациональные споры и на то, как они складываются, Бог есть для того человека, который в него верит.
Информация о работе Теория познания и этические представления Канта