Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:50, реферат
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право- вот главные темы философского учения Канта. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной - метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы.
– форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
– идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
– откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
– вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
– вера и разум дают истинное знание;
– если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
– все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
– разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
– не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
– философия и теология – разные науки;
– философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
– все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:
– даны пять доказательств существования Бога;
– систематизирована схоластика;
– закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
– доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);
– выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
– вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
– разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;
– логически доказан ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.
В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Вопрос 3.
Кала́м (араб. الكلام — слово
Обращение к разуму как к высшей инстанции — это то, что объединяло калам и фальсафа и отличало их представителей (мутака́ллимов и фалясифа) от догматиков-салафитов, с одной стороны, и мистиков-суфиев — с другой. Различие же между мутакаллимами и представителями фальсафа в том, что для первых отправной точкой рассуждений были нормативные принципы ислама и проблематика, характерная для этой религии, а для вторых — нормативные принципы разума и античные модели философствования[1]. Оформился в VIII веке[5].
История
Калам возник и начал развиваться в ходе
дискуссий, зародившихся в исламе с появлением
таких религиозно-политических группировок,
какхариджиты, кадариты,
джабриты и мурджииты,
а также дискуссий с представителями немусульманских
верований. В таких дискуссиях выработался
присущий каламу метод рассуждения, основанный
на символико-аллегорическом толковании Корана и
исключающий ссылки на авторитетов при
аргументации своей позиции[1], а также формировалась его проблематика:
предметом обсуждения становились вопросы
о единстве
бога и соотношении сущности и атрибут
Свойственные каламу метод и проблематика
впервые встречается в творчестве ал-Джаада
ибн Дирхама (казнён в ок. 742 г. н. э.), который
выдвинул требование опираться только
на разум и подвергать противоречащие
ему стихи Корана символико-
Расцвет мутазилитского калама приходится
на первую половину IX века. Начиная с правления
ал-Мутаваккиля (847—861) мутазилизм стал
подвергаться преследованию. В этих условиях
попытка легализировать калам была предпринята Абуль Хасаном
аль-Ашари (873—935). Он стал основателем новой школы
калама, которая получила название по
его имени. Крупнейшими представителями
ашаризма были аль-Бакиллани (ум.
в 1013 г.), аль-Джувейни (ум.
в 1085 г.), аш-Шахрастани и Фахр
С XIII века начинается сближение калама и фальсафа. Со стороны мутакаллимов это сближение было подготовлено творчеством аш-Шахрастани и ар-Рази, а со стороны фалясифа — творчеством Насруддина ат-Туси[1].
Б) Восточный аристотелизм, восточный перипатетизм (араб. فلسفة) — средневековая мусульманская философия IX—XII веков, опирающаяся на авторитет Аристотеля. Явилась опосредующим звеном между перипатетиками и аверроизмом. Представителями этого направления были: Ал-Кинди, Ибн Сина, Фараби[1], Ибн Рушд. Одной из особенностей восточного аристотелизма был теоцентризм, что проявлялось в его совмещение с неоплатонизмом. Однако Бог скорее понимался как вечный двигатель, существующий при вечной материи. Критику идей этого направления дал Газали.
Основные черты
В) Суфи́зм или тасаввуф (араб. تص
История суфизма
Основная статья: История суфизма
Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода: период зухда (аскетизма), период тасаввуфа (суфизма) и период тарикатов (суфийских братств).
Период зухда
Период тасаввуфа
Период тарикатов
Вопрос 4.
Философия
Возрождения — направление в европейской
философии XV—XVI веков. Характеризуется
неприятием официальной католической религ
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.
В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
Информация о работе Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы