Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:50, реферат
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право- вот главные темы философского учения Канта. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной - метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы.
Во-вторых, благодаря рассмотрению субъекта знания как исторически развивающегося была снята дихотомия ложного и истинного, как она выступала в докантовской философии и у Канта. И неудивительно: ведь эта дихотомия была тесно связана с противопоставлением научного и ненаучного знания. Вопрос об истинном и ложном знании Гегель переносит в историческую плоскость, в результате чего появляется новый принцип: «истинно для своего времени». Тем самым вводится понятие относительной истины.
В-третьих, немецкая классическая философия, рассматривая историю в качестве субъекта знания, вводит в саму историю кантовское различие эмпирического и трансцендентального (теперь ставшего умопостигаемым) уровней рассмотрения, так что сама история выступает как бы в двух планах - как история фактическая, эмпирически данная, и как история, взятая, по словам Гегеля, «в ее понятии», то есть по истине. Последняя представляет собой, в сущности, умозрительную конструкцию, имевшую для послекантовского идеализма такое же значение, какое для до-кантовского рационализма имело учение о субстанции.
На основе учения о трансцендентальной субъективности, таким образом, вновь возрождается своеобразная онтология. Но теперь это не онтология бытия (позволим себе применить такое тавтологическое выражение), а онтология субъекта, онтология культурно-исторической деятельности человечества, предстающего как некий абсолютный, а потому божественный субъект.
Перенесение центра тяжести философии на субъекта привело к анализу всего разнообразия культурно-исторических форм как продукта деятельности разных исторических субъектов (народов, наций, эпох), выражающих свою неповторимость, своеобразие в предметах материальной и духовной культуры.
На протяжении XIX и XX веков изучение этих своеобразных форм становится важнейшим предметом гуманитарных наук, получивших на протяжении этих двух столетий невиданное прежде значение. XIX век был веком истории: истории всеобщей (гражданской), истории литературы и искусства, истории языка и мифологии, истории науки, философии и религии, истории хозяйства, государства и правовых учений.
История как способ бытия субъекта (человека и человечества) обладает для XIX века (и выразившего идеи этого века послекантовского немецкого идеализма) тем же статусом, каким обладала природа как способ бытия объекта для XVII и XVIII веков, для материализма эпохи Просвещения. Если базой прежней онтологии были науки о природе, то базой новой стали науки о культуре. И не случайно романтики и Гегель оказались в такой же мере создателями методов анализа культуры, в какой Г. Галилей, Р. Декарт, Г. Лейбниц были творцами естественно-научных и математических методов.
Вопрос 1 (Занятие 4)
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) —
философское учение и направление в методологии
науки, определяющее единственным
источником истинного, действительного
знания эмпирические исследован
Основоположником позитивизма является
ученик Сен-Симона Огюст
Конт (1830-е гг.).
В программной книге «Дух позитивной философии»
(Париж,1844)
Конт представляет человечество как растущий
организм, проходящий в своём развитии
три стадии: детства, юношества и зрелости.
Идеи Конта вдохновили двух английских
мыслителей Милля[1] и Спенсера
На немецких землях позитивизм впитал
некоторые элементы кантианства и
приобрел свою специфику. Поэтому его
стали различать от первого позитивизма
и называть вторым позитивизмом[3] или Эмпириокри
Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма[5]
Со вторым «немецким» позитивизмом тесно
связан неопозитивизм или логический
позитивизм Венского
кружка, поскольку его лидер Мориц
Шлик был непосредственным преемником Маха[6]. Помимо Шлика центральными фигурами
кружка были Карнап и Нейрат.
Принимал участие в работе кружка иЛюдвиг
Витгенштейн. Этот кружок нашел в Англии своего активного
сторонника и пропагандиста в лице Айера,
а в США в лице Куайна.
С 1930Венский кружок
издает совместно с берлинской группой Рейхенбах
«Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно
называют аналитической
философией, поскольку англоязычная философия была
уже подготовлена как многовековыми традицияминоминализма и эмпири
После Второй мировой войны в англоязычных странах появился постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[8].
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Позитивизм критиковал натурфилософские
построения, которые навязывали науке
неадекватные умозрительные образы изучаемых
ею объектов и процессов. Однако эту критику
позитивисты перенесли на всю философию
в целом. Так возникла идея очищения науки
от метафизики[9]. Сущность позитивистской концепции
соотношения философии и науки отражается
во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия».
Тем не менее многие позитивисты верили
в возможность построения «хорошей», научной
философии. Такая философия должна была
стать особой сферой конкретно-научного
знания, она не должна отличаться от других
наук по своему методу. В ходе развития
позитивизма на роль научной философии
выдвигались разные теории: методология
науки (Конт, Милль),
научная картина мира (Спенсер),
психология научного творчества и научного
мышления (Мах, Дюэм),
логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингви
Информация о работе Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы