Теория психоанализа Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:29, реферат

Описание работы

Зи́гмунд Фрейд — австрийский психолог, психиатр и невролог, наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

Содержание работы

1. Введение.
2.1. Развитие теории психоанализа по З. Фрейду;
2.2. Значения психоанализа;
2.3. Литература по психоанализу З. Фрейда;
2.4. Уровни сознания;
2.5. Я, сверх-Я, оно;
2.6. Анализ сновидений;
2.7. Причина деятельности человека;
2.8. Характеристики инстинктов;
2.9. Инфантильная сексуальность и эдипов комплекс.
3. Заключение.
4. Использованная литература

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет государственного управления

 

 

 

Реферат по философии на тему:

«Теория психоанализа  Зигмунда Фрейда»

 

 

 

выполнила студентка

1 курса 106 группы

Ефимова Марина Олеговна

Проверила  Л.Б. Логунова

 

 

 

 

 

 

 

Москва.2013

 

Содержание:

 

1. Введение.

2.1. Развитие теории психоанализа  по З. Фрейду;

2.2. Значения психоанализа;

2.3. Литература по психоанализу  З. Фрейда;

2.4. Уровни сознания;

2.5. Я, сверх-Я, оно;

2.6. Анализ сновидений;

2.7. Причина деятельности человека;

2.8. Характеристики инстинктов;

2.9. Инфантильная сексуальность и эдипов комплекс.

3. Заключение.

4. Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Зи́гмунд Фрейд — австрийский психолог, психиатр и невролог, наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

2.1.Фрейдизм явился одной из первых концепций, настойчиво пытавшихся разобраться в проблеме скрытых мотивов поведения человека и роли этого фактора в клинике.

Ортодоксальный психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий.

Психоаналитическое учение Фрейда ориентировано всецело на человеческое бытие: на глубинные механизмы функционирования личности, принципы развертывания жизнедеятельности индивида и мотивы его поведения в окружающем мире.

Сама психология понималась как наука о сознании, о тех явлениях внутреннего мира, которые индивид способен воспринять ясно и отчетливо и дать о них самоотчет. Предполагалось, что никто не может установить психический факт с такой достоверностью, как тот, кто его непосредственно испытывает, кто сообщает о нем, направляя внутренний «взор» на происходящее в собственном сознании. Фрейд выдвинул в качестве центрального для всех его концепций положение о том, что наряду с сознанием имеется глубинная область неосознаваемой психической активности, не изучив которую невозможно понять природу человеческой активности.

2.2.Понятие "психоанализ" имеет три значения: 

1) Метод исследования, опирающийся  в основном на выявление бессознательного  значения слов, поступков и продуктов  воображения (сны, фантазии, бреды) данного субъекта. В основе метода лежат прежде всего свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования.

2) Психотерапевтический  метод, опирающийся на это исследование; он пользуется контролируемым  истолкованием сопротивления, переноса  и влечения. Применяется для лечения  психических и психосоматических  нарушений.

3) Комплекс теорий о  структуре, развитии и патологии  психики человека, в которых систематизированы  данные, полученные психоаналитическим  методом исследования.

2.3.На раннем клиническом этапе психоанализ был по преимуществу новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями. 
В основных произведениях З.Фрейда этого периода "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Отрывок из одного анализа истерии" (1905). Был сформулирован комплекс новых представлений об основах психотерапии, изложены идеи, методика, техника и результаты психоанализа. Развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической деятельности. Выработаны представления о бессознательном психическом, установлены основные элементы структуры и механизмы функционирования психики, разработаны основы глубинной психологии. 
На следующем этапе психоанализ трансформировался главным образом в общее психологическое учение о человеке. В трудах З.Фрейда этого периода "Характер и анальная эротика" (1908), "Анализ фобии пятилетнего мальчика" (1909), "Леонардо да Винчи" (1910), "Положение о двух принципах психической жизни" (1911), "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913). Развивались представления о психоанализе и его возможностях. Формулировались идеи об основных принципах, тенденциях, мотивах и установках психической жизни. Развивались представления о природе и роли комплексов, механизмах творческой деятельности, психологические теории человека, культуры, религии. На последнем этапе психоанализ обрел статус философско-социального учения о человеке, культуре и обществе. В работах З. Фрейда этого периода "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Психология масс и анализ человеческого "Я" (1921), "Я и Оно" (1923), "Будущность одной иллюзии" (1927), "Цивилизация и недовольные ею" (1929), "Введение в психоанализ. Лекции" (1933), "Почему война?" (1933). Завершалась разработка представлений о психоанализе как целостной системе и его возможностях. Развивались концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности. Исследовались проблемы массовой психологии, морали, конфликта личности и культуры, проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и общества. Намечались направления и ориентиры развития психоаналитического учения.

2.4.В качестве центральной в своей психоаналитической концепции Фрейд выдвинул проблему бессознательного в его соотношении с сознанием. Фрейд выделяет три уровня сознания: сознание, предсознание, бессознательное. Одно из основных исходных положений сводится к тому, что собственно деятельными признаются те «психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания». Любой душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – это отнюдь не обязательный процесс, т.к., по мнению Фрейда не все психические акты становятся сознательными.

Предсознание как бы является мостиком между осознаваемым и неосознаваемым содержанием психики. Бессознательное - самая глубокая и значительная часть человеческого разума. Оно содержит в себе животные, примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания, которые неприемлемы для нашей морали. Это могут быть неприятные или травматические события детства, агрессивные чувства к родителям, сексуальные влечения. Бессознательное нелогичное, вневременное, хаотичное, аморальное. Содержания бессознательного, по мнению Фрейда, во многом накладывают свой отпечаток на нашу повседневную жизнь. Многие значимые наши поступки определяются и направляются бессознательными импульсами, влечениями. Они не осознаются человеком, когда же они начинают осознаваться - это встречает сильное сопротивление и неприятие человеком. Но подавленные влечения и воспоминания проявляются в замаскированной, символической форме, так же как и неосознаваемые инстинктивные влечения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе.

2.5. Позднее в 20-е годы, в книге «Я и Оно», а также в «Лекциях по введению в психоанализ» Фрейд использует иное сравнение для характеристики сущностной структуры человеческой психики, которая понимается как состоящая из трех инстанций, - Оно, Я, Сверх-Я. Бессознательное «Оно» — наиболее архаическая, безличная часть психики — представляет собой влечения, существует с рождения и всегда целиком подсознательно. Оно представлено у Фрейда в качестве того унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения.  

Сознательное «Я» формируется в результате контакта с внешним миром и развивается постепенно, в течение всего детства и отрочества. Это посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия в деле оказания влияний этого мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательная душевная жизнь преимущественно протекает в «Я».

«Сверх-Я» — это представитель идеалов и запретов;  инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения. Формируется оно под влиянием воспитания, в первую очередь в результате отождествления себя с любимой (и ненавидимой) личностью одного из родителей.

В психоаналитической философии Фрейда отношения между этими тремя инстанциями предстают как весьма сложные и многообразные. Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. Оно и Я – это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, подобно тому как всадник предпринимает усилия по обузданию превосходящей силы лошади. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и Я фактически подчиняется воле Оно, создавая лишь видимость своего превосходства над ней, или как выражается Фрейд, Я является слугой Оно, старающимся заслужить расположение этого господина.

Не менее сложным оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствования, на другом – лик запретов, Сверх-Я, так же как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли совести или же чувства вины. Поскольку же по своему происхождению и сущностной основе Сверх-Я рассматривается Фрейдом не иначе, как в образе своеобразного «адвоката внутреннего мира», т.е. Оно, то в итоге Я оказывается в тисках многообразных и глубочайших противоречий, возникающих на почве постоянных и настоятельных требований Оно и Сверх-Я. Более того, по выражению Фрейда, «Я является несчастным существом, которое служит трем господам и вследствие этого подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны вожделений Оно и со стороны строгости Сверх-Я».

В «Лекциях по психоанализу» Фрейд различает три вида тревожности: наряду с вызванной реальностью выделяются тревоги, обусловленные давлением со стороны бессознательного Оно и со стороны Сверх-Я. Соответственно задача психоаналитической процедуры усматривается в том, чтобы освободить Я от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых Я под давлением различных сил, оно спасается с помощью «защитных механизмов» - вытеснения, регрессии, сублимации.

Вытеснение означает активное, но не осознаваемое самим индивидом устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения и мышления. Сублимация – один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и общества; он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности.

2.6.Анализ сновидений Фрейд рассматривает как составную часть психоанализа. Сновидения выполняют защитные функции. Это «неврозы нормального человека», галлюцинаторное символическое исполнение вытесненных желаний. В природе сновидения и психоневроза много общих механизмов. Различается явное (то, что фактически галлюцинируется во сне) и скрытое содержание сна (то, что обнаруживается мыслями, приходящими в голову сновидцу, когда он думает и рассказывает о сновидении). Сновидения поставляют материал, который помогает восстановить детские воспоминания, понять невроз и личность невротика либо здорового человека.

Согласно Фрейду, уже в сновидениях обнаруживаются антисоциальные, противоморальные желания человека, свидетельствующие о его «дурных» наклонностях. Эти желания обретают свое самовыражение в символической форме, т.к. в сновидениях цензура сознания ослаблена, контроль человека над самим собой устранен, угрызения совести отсутствуют. Раскрытие символики языка бессознательного позволяет выявить все те «неприличные» желания индивида, которые, будучи вытесненными и подавленными днем, оживают и приобретают реальную значимость ночью во время сна.

2.7.Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Фрейд считал, что поведение активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. У каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами, которые и направляют организм к определенным целям. Инстинкты – "последняя причина всякой деятельности" – это силы, побуждающие людей к действию. Согласно Фрейду, любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяются инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и не прямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение, - их действия служат цели уменьшения этого напряжения.

Информация о работе Теория психоанализа Зигмунда Фрейда