Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:29, реферат
Зи́гмунд Фрейд — австрийский психолог, психиатр и невролог, наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.
1. Введение.
2.1. Развитие теории психоанализа по З. Фрейду;
2.2. Значения психоанализа;
2.3. Литература по психоанализу З. Фрейда;
2.4. Уровни сознания;
2.5. Я, сверх-Я, оно;
2.6. Анализ сновидений;
2.7. Причина деятельности человека;
2.8. Характеристики инстинктов;
2.9. Инфантильная сексуальность и эдипов комплекс.
3. Заключение.
4. Использованная литература
Начиная с 1920г. Фрейд вводит в свою психоаналитическую концепцию теорию инстинктов Жизни и Смерти. Инстинкт Жизни или Эрос включает в себя понятие либидо и влечение к самосохранению, то есть силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. "хотеть" или "желать"), или энергия либидо - термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении. Согласно Фрейду, существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон, ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.
Инстинкт Смерти или Танатос совершенно отделен от либидо и фактически представляет внутреннюю деструктивность и агрессию, направленную в первую очередь против себя. В то время как инстинкт Жизни является созидательным, инстинкт Смерти – это та сила, работа которой постоянно направлена к смерти и, в конечном счете, на возвращение к первоначальному неорганическому состоянию полной свободы от напряжения или усилия. Поскольку направленная вовнутрь агрессия, независимо от ее источника, представляет опасность для индивида, возникает постоянная необходимость бороться с ней таким образом, чтобы сделать ее менее деструктивной по отношению к нему, что может быть сделано одним или двумя способами: посредством ее эротизации, то есть посредством соединения ее с либидо, вследствие чего она может принять форму садизма или мазохизма (соединение секса и агрессии), или же посредством направления ее вовне и превращения в агрессию против других.
2.8.Любой инстинкт имеет четыре характеристики: (а) источник, б) цель, в) объект и г) стимул.
а) Источник инстинкта - состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал.
б) Цель инстинкта всегда состоит в устранении возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).
в) Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивиды способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.
Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:
1) привязки, или направления энергии на объект (катексис)
2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (анти-катексис).
Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей.
г) Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.
Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте.
2.9.По мнению Фрейда, страхи, являются выражением желаний, т.е сознательный страх – это часто выражение бессознательной потребности - отсюда формулировка двух гипотез, включенных в психоаналитическую теорию: гипотеза об инфантильной сексуальности и эдиповом комплексе (бессознательном сексуальном влечении к родителю противоположного пола).
В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд описал онтогенез сексуальных влечений (либидо, как указывалось ранее). Они возникают с момента рождения и сопутствуют человеку всю жизнь. Половое влечение вначале не отделено от инстинкта самосохранения. Однако, в отличие от последнего оно обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации.
Первая фаза «оральной сексуальности»: младенец переживает явное наслаждение не только при сосании груди, но и замещающих ее вещей (пальцы и т. п.). В дальнейшем либидо локализуется в различных телесных зонах и сладострастное ощущение связывается с деятельностью прямой кишки – фаза «анальной сексуальности», функцией мочеиспускания – фаза «уретальной сексуальности». Новорожденный любит самого себя и наслаждается своим собственным телом. Контакт с окружением (прежде всего с матерью) ведет к распространению либидозных стремлений на лиц, окружающих его; он становится гетероэротичным. В «фаллическом» периоде (4—5 лет) детская сексуальность достигает вершины, и объектом либидо становится родитель противоположного пола: мальчик влюбляется в мать, девочка в отца (мальчик переживает Эдипов комплекс, девочка — комплекс Электры). Родитель того же пола становится конкурентом. Это ведет к возникновению внутридушевного конфликта, так как ребенок любит обоих родителей. В этой фазе, по мнению Фрейда, мальчик переживает кастрационный комплекс, девочка — представление, что она уже была так наказана. Выходом из этих конфликтов-комплексов является отождествление себя с конкурирующим (возненавиденным) и в то же время любимым родителем. Таким путем формируется основа морали — «Сверх-Я» и возможность активного подавления сексуальных влечений.
Далее в развитии сексуальности наступает период «латенции» в течение которого сексуальность становится фактически бездействующей и остается таковой вплоть до периода половой зрелости. В пубертатном периоде в связи со сложными нейроэндокринными изменениями в организме сексуальность вновь оживает. Юноша (девушка) разрешает свой конфликт, направляя половое влечение на дозволенные — внешние объекты. Наступают период зрелости и нормальная половая жизнь.
Во фрейдовской теории считается, что легкость или сложность, пережитая ребенком при прохождении указанных догенитальных фаз, имеет фундаментальное влияние на его позднейшие (уже в качестве взрослого) отношения к основным формам поведения. Конфликты или трудности, пережитые на той или иной стадии, могут привести к фиксации либидо на данном пункте, а позднейшие неприятности вызывают регрессию к нему. Младенец испытывает наслаждение в так называемых эрогенных зонах в связи с процессами кормления и испражнения, в результате чрезмерной стимуляции или фрустрации ( психическом состоянии, возникающем в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей) или за счет повышенной чувствительности, за счет чего эрогенные зоны сохраняют характер либидо и в последующие годы, когда при нормальном развитии главная роль должна перейти к генитальной зоне. Эта задержка, фиксация на прегенитальном уровне ведет к сублимациям и комплексам реакций, которые и входят в структуру личности, становясь составными частями характера. Например, человек может ожидать всех благ от других людей, а не от собственных усилий, потому что им руководит подсознательное желание, чтобы его кормили, сублимируемое в желание получать помощь, знания и т.д.
3. Труды З. Фрейда играли и играют важную роль в истории не только психологии, психиатрии, неврологии, но и всей культуры нашего века. Им были открыты проблемы, психические механизмы, феномены, факты, касающиеся той части регуляции человеческого поведения, в которой представлена сложная и загадочная область бессознательной психики. Было написано большое количество литературы на эту тему, которая используется специалистами в этой сфере и по сей день. Были определены три уровня сознания, которые и являются объяснением многим нашим страхам, влечениям, желаниям и т.д. Также Фрейд выделил три инстанции человеческой сущности: «Я», «Оно» и «Сверх-Я» - и описал их существование во взаимосвязи. К тому же были описаны защитные механизмы, с помощью которых человек может избавиться от давления на его психику бессознательного. Особое внимание Фрейд уделил анализу сновидений и толкованию их природы. Им была описана природа инстинктов, их источник, цель, объект и стимул. А также он выдвинул гипотезу об инфантильной сексуальности и эдиповом комплексе. Все эти исследования и выводы легли в основу теории психоанализа Фрейду.
4. Использованная литература