Теория социальной
стратификации Карла Маркса
Наиболее
известным ученым и деятелем,
положившим начало развития теории
стратификации, является К. Маркс.
Именно он в числе первых
социологов сформулировал в развернутой
форме структуру общества как
целостной системы и общественного
формирования. Хотя более уместным
для социологии является термин
«Формация», который до Карла
Маркса употребляли только в
отношении такой широкоизвестной
науки как геология. Само определение
«формация» обозначает комплекс геологических
пород, связанных в горизонтальном и вертикальном
отношении, где горизонталь – для возрастных
координат, а вертикаль – для пространственных.
Карл Маркс дал такое
определение: «формация – это
социальная система, имеющая внутреннюю
взаимосвязь и находящаяся в
неустойчивом равновесии». Поэтому
до начала рассмотрения стратификации
общества необходимо уяснить структуру
всего общества в целом, имея в
виду, что главенство в обществе
имеет экономическая составляющая,
так как «бытие определяет сознание».
Двумя основными частями общества
стоит считать базис и дополнительные,
как и основные надстройки, так
как основой любого известного общества
является экономическая система. В
свою очередь основа для нее это
принцип материальных благ, слагающийся
из производства и отношений в
нем, выраженные в различных формах
собственности средств производства,
что дает основание к возникновению классового
неравенства со всевозможными вытекающими
последствиями. Это как две стороны одной
монеты являющиеся двумя частями одного
целого, каждая из которых определяет,
какое значение это целое будет иметь.
Далее разберем способ производства, который
определяет формации, создавая отдельное
ответвление с входящими в него различного
вида образовательными учреждениями и
дополняющими их религиями, искусством
и основной моралью, царящей в формации.
Помимо базиса и надстройки по теории
Карла Маркса в формацию входят социальные
классы определенных видов, группы индивидуумов,
социумы с различными образами жизни и
формами брака в свою очередь относящиеся
все к тому же способу производства, который
неразрывно связан и напрямую зависим
от производительной силы. Производительные
силы состоят по определению из субъективных
и вещественных наполняющих совместно
образующих систему производственных
отношений. Производственные отношения
это согласно теории Карла Маркса отношение
складывающиеся на производстве, которое
теоретик рассматривал в широком аспекте,
включая распределение и потребление.
Производственные отношения не зависимо
от форм собственности значительно влияют
на средства производства. Являются классообразующими
и одновременно основными факторами появления
неравенства. Оба этих составляющих тесно
взаимосвязаны. следует заметить, что
Карл Маркс являлся сторонником одномерной
стратификации, не давая четкого определения
классов, а только озвучивал предположения
по поводу их возникновения. Вот некоторые
из них: - общество, производя излишки ресурсов
не контролируя их расходование, дают
почву в тот момент, когда какой-либо из
групп эти излишки начинают рассматриваться
как собственность; - определение класса
происходит на основании владения им в
количественном отношении произведенным
продуктом. В целом же после изучения теории
Карла Маркса на основании различных его
высказываний можно вывести определение
понятия класс – это социальные группы,
неравные между собой и соперничающие
за первенство, в основном за главенство
над собственностью. Основной почвой для
появления классов Карл Маркс считал разделение
труда, которое в идеале не ведет к неравенству,
а только является образующим специализацию,
профессии и специальности, но в ходе развития
и необходимости управления все большими
ресурсами ведет к появлению руководителей
профессионального уровня, что влечет
за собой образование социально неоднородных
видов, отчерчивая технические моменты
производства и социально экономическую
составляющую. Социально- экономическая
часть включает в себя такие разделы, как:
умственный, физический, управленческий,
исполнительский, творческий и стереотипный,
каждый из которых может быть как квалифицированным
так и не квалифицированным. Именно эти
факторы являются образующими для возникновения
частной собственности и последующим
определении и закреплении за различными
классами различных специфических видов
действия. Только после этого для класса
род деятельности перестает являться
определяющим. Наоборот, для определенных
классов определяется круг профессий,
даже внутри одного класса. Подводя черту
под изучением теории Карла Маркса о социальной
стратификации. адаптируя общие понятия
его теории для улучшенного восприятия
можно в целом сказать следующее: индивиды
неизменно принадлежат к социальным классам,
которые определяются и разделяются по
признакам обладания ими средств производства
и прибыли получаемой ими. Разделение
предполагает неравенство из присвоения
одним из классов какой-либо части результатов
труда или средств производства другого
класса.
Теория социальной стратификации
Питирима Сорокина
В числе
первых теоретиков социологии
Сорокин ввел понятие социального
пространства, которое представил
научному миру как «вселенную
неопределенного вида, состоящую
из народов населяющих землю».
Согласно его теории в пространстве
индивидуум занимает определенное
место, как в горизонтальном, так
и вертикальном измерении. При
этом позиция любого члена
социума определяется Сорокиным
как «социальное положение», которое
в свою очередь представляет
собой совокупность связей как
внутри групп, так и внешних
связей с группами, отличными
от группы индивидуума. Ввиду
этого вводятся такие понятия,
как социальное восхождение и
социальный спуск. Среди этих
двух понятий образовалась группа
горизонтальной мобильности, характеризующаяся
движением индивидуума не влекущим
за собой изменений в его
социальном статусе. Причем горизонтальной
мобильностью можно считать любые
изменения такие как: изменение
места жительства, веры исповедания
и тому подобное. Только на
основе этих понятий стало
возможным выведение Сорокиным
определения социальной стратификации,
которое в его интерпретации
имеет следующее значение: « дифференциация
групп людей в классы и иерархические
ранги посредством неравномерности
распределения различных прав, обязанностей,
привилегий, ценностей, власти и
иных способов влияния одних
индивидуумов на других как
внутри, так и между группами.
Проще говоря, согласно теории
Сорокина, социальная стратификация
– это пространство в социуме
с неравными расстояниями по
вертикали и горизонтали, где
точками отсчета в пространстве
являются статусы различных индивидуумов.
Исходя из этого, становится
очевидным, что нет ни одного
общества, и вероятно не будет
никогда без влияния стратификации
из-за непрекращающегося социального
неравенства, характеризующего каждый
индивидуум. Обобщенно рассуждая о теории
социальной стратификации Сорокина, можно
уяснить, что этот теоретик социологии
использует многомерную модель стратификации,
разделенную тремя основными направлениями:
экономикой, политикой и профессиональной
деятельностью, которые можно назвать
базисными, однако кроме этих существуют
такие характеристики, не являющиеся основными
и создающими расслоение в обществе как
возраст, культура, речь и тому подобные,
которые разделяются на простые и из них
слагающиеся сложные. В свою очередь сложные
группы согласно теории Сорокина бывают
типичными и нетипичными, внутренне солидарные
и не солидарные. При этом трактовка социальной
стратификации этого социолога совпадает
с теорией Вебера в следующем: индивидуум,
занимающий определенную позицию в экономическом
плане общества высшего слоя, одновременно
относится к высшим политическим и профессиональным
слоям, а низшие слои в иерархии, как правило,
лишены гражданских прав. Однако при такой
классификации существует и исключение,
например, совершенно не обязательно человек,
занимающий высокие позиции в финансовых
сферах, одновременно относится и к политической
и к профессиональной вершинам. Также
не всегда индивидуумы, занимающие низкое
положение в финансовом плане одновременно
занимают такой же уровень в политике
и профессиональной иерархии. Политическая
стратификация по теории Сорокина имеет
следующий вид: в пределах любой группы
существуют различные ранги и независимо
от терминов их определяющих это означает,
что группа имеет политическую дифференциацию,
на которую имеет непосредственное воздействие
размер политического организма и разнородность
населения. Профессиональная стратификация
определяется как группы общества, разделенные
между собой по роду их деятельности и
занятиям притом, что некоторые профессии
имеют более престижную окраску по сравнению
с другими. Основной мыслью Сорокина следует
считать утверждение, что в обществе в
целом устойчива тенденция социальной
пирамиды с верхушкой из привилегированных
слоев и соответственно основанием из
имеющих меньшее количество привилегий.
Только при условии вытягивания пирамиды
вверх в социуме происходят катаклизмы
социального плана, перевороты, революции,
превращая пирамиду в трапецию. Вслед
за этим возникает вновь рост пирамиды
благодаря вхождению в нее новых сил и
это чередование циклично, то есть общественное
развитие соответствует синусоиде.
Теория социальной стратификации
Макса Вебера
Знаменитый
социолог Макс Вебер, проводя
многолетние исследования, положившие
начало его теории о социальной
стратификации, вывел к ней
собственный, совершенно отличный
от видения другими теоретиками,
трехмерный подход. Основу его
трех измерений социальной стратификации
составляют: экономика, власть и
престиж. В последствии эти три измерения
им же были названы автономными.
Согласно
теории Макса Вебера именно
собственность, а точнее виды
ее владения, дают возможность к
возникновению экономических классов,
в которых различают меры доступа к власти,
образованию политических партий, а престижность
отдельных из них создает статусные группировки.
Вебер определяет
класс как возможность отдельно
взятого человека получать доступ
к различным благам и доход
в рыночных условиях. Проще говоря,
в класс входят индивидуумы
с исходным положением, профессиями,
доходами и доступом к возможностям
обладания ресурсами. Этот социолог не
без основания полагал, что классы имеют
место только в обществе с капиталистическим
строем, так как именно этот строй определяется
рыночными отношениями. Но в условиях
рынка индивидуумы делятся на два вида:
первые предлагают товары и услуги, а вторые
только рабочую силу. В свою очередь отличаются
первые от вторых только количественным
обладанием собственностью.
Как и
у остальных теоретиков социологии
у Макса Вебера ни в одной
из работ нет четкой классификации
структуры изученного им общества,
в частности капиталистического.
Поэтому большинство социологов,
изучающих работы этого теоретика,
дают нам совершенно различные перечни
в зависимости от собственной интерпретации.
Наиболее близкими по всеобщему мнению
считаются классификации определенные
на основании трудов Вебера Радаевым и
Шкаратан. Она имеет следующий вид:
- рабочий класс;
- мелкая буржуазия;
- интеллигенция и инженерно-технические
работники;
- административно-управленческий
персонал;
- собственники;
- арендодатели;
- предприниматели.
Экономическая
составляющая, мысленно разделенная
на две части позволяет отнести
в одну из частей собственников
с неизменно позитивным настроем
и пролетариат с его негативными
настроениями вследствие неимения
собственности и по большому
счету квалификации для возможной
ее реализации в условиях рынка.
При таком расслоении в центре
образуется средний класс, в
который входят мелкие собственники
и люди, имеющие определенные
навыки и знания, требуемые в
условиях рынка.
Следующим
делением согласно теории Вебера
является деление на основе
престижа и возникающую в следствие
вертикаль статусных групп, а
иначе говоря, иерархию. Основой,
в которой служат общины, в
которых складывается понятие
почести, определяемое как любое
из качеств оцененное большим
количеством индивидуумов общины.
Зачастую такого рода оценивание
было связано с классовым различием,
в котором нужно заметить собственность,
а вернее количественное обладание
ей играло не последнюю роль,
а возможно и главенствующую,
но в одну статусную группу
могли входить как люди имеющие
собственность, так и не имущие.
Макс Вебер
представлял приобретение в статусных
группах почести ( престижа) возможным
только путем прочного закрепления за
членами группы строго исключительными
видами деятельности, налагая запрет на
занятие этим же других индивидуумов,
иначе говоря монополизируя любые блага.
Проявлялось внутри групп это следующим
образом – возможность ношения определенной
одежды, украшений, знаков отличия, производство
определенного продукта, отдыха отдельного
и отличного от других индивидуумов группы
для подчеркивания исключительности членов
именно этой статусной группы и возможного
упрочнения и увеличения дистанции между
группами. Также для создания исключительности
широкое использование получали брачные
связи лиц внутри одного круга и тому подобные
меры выделения путем исключительности.
Все это вело к образованию прогрессирующей
замкнутости статусной группы.
Третьей
основой для социального разделения
Вебер считал различия власти
в свою очередь порождающее
возникновение партий, в которые
люди объединялись согласно своим
убеждениям. По утверждению Вебера,
человек, принадлежащий к определенной
группе имеет в равных объемах
власть, богатство и престиж, которые
независимы друг от друга. Партии же представляют
интересы согласно статусному положению
входящих в них индивидуумов и, конечно
же, с возможностью пополнения своих рядов
из своих же статусных групп, но необязательным
условием образования партий является
классовая или статусная ориентированность,
а скорее лояльность по отношению к любым
статусным группам в идеале.
Единственное
выраженное согласие Вебера с
остальными теоретиками, изучавшими
теорию социологической стратификации,
заключается в принятии существования
социальной дифференциации как
аксиомы, но в понимании ее
характера, внутренних взаимоотношениях
его теория отличительна своим
трехмерным видением.
Общее сравнение теорий стратификации
К. Маркса, М. Вебера и П. Сорокина
Теории стратификации
общества развивались постепенно, поэтому
сложно сравнивать труды авторов, которые
занимались этой проблемой на заре
социологии и тогда, когда она
заняла положенное ей место в системе
наук об обществе и человеке. Однако,
несмотря на это, новые теории никогда
полностью не отрицали всего, что
создавалось до них, и определенная
часть мыслей ученых-социологов переходила
в работы их потомков, трансформируясь
и развиваясь. Теории стратификации
не были исключением.
Как я говорила ранее, одним
из первых, кто постулировал разделение
общества и выделил критерии его
дифференциации, был Карл Маркс. Однако
в его работах мы встречает
размежевание общество по одному (экономическому),
критерию на два противостоящих друг
другу класса. Вебер же соглашается
с Марксом, что людей разделяет
их отношение к собственности, порождая
классы, однако он добавляет ещё
два направления стратификации,
такие как престижные различия и
властные различия, которые порождают
создание политических партий и страт.
На основании этого он уже выделяет
не два основных класса, пять. Позднее
Сорок усложняет схему стратификации,
предложенную Вебером, считая, что кроме
основных трех координат дифференциации,
существуют дополнительные, которые
и составляют то многообразие социальных
слоев, которые находятся в разных
положениях по отношению друг к другу.
Также у них можно встретить
не совпадение в основных водоразделах
общества: если у Вебера это –
престиж, власть и собственность, то
у Сорокина – власть, богатство
и степень владения умениями и
навыками.
Маркс считает, что два базовых
класса, которые он выделяет, находятся
в постоянном противоборстве, и именно
здесь происходит поляризация общества,
которая ведет к неизбежному конфликту.
И после достижения его пиковой точки,
неизбежно произойдет отмирание одного
класса, и переход в привилегированное
положение другого, угнетавшегося до этого.
При этом обществу в своем развитии свойственнее
прогресс, который приведет в итоге к обществу
без классов, где будет отсутствовать
угнетение.
Вебер придерживался другой
точки зрения, считая, что стратификация,
существующая в капиталистическом
обществе, неизбежна и необходима.
Общество должно быть именно таким, но
строй должен быть рациональным, что
он называет «императивной координацией».
В обществе Вебера, где порядок
ставится на первое место, «те, кто оказывается
в неблагоприятном положении, становятся
скромными в силу необходимости
быть в согласии с разумом. В этом
смысл класс представляет собой
своего рода отражение в обществе
количественной рациональности рынка»
[6, с.73].