Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:32, реферат
Тит Лукреций Кар — древнеримский философ-материалист, поэт, последователь Эпикура. Биография Лукреция почти неизвестна. Он прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия.
Все, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт инженерной физики и радиоэлектроники
Кафедра «Теплофизика»
Тит Лукреций Кар
Проверил __________ преподаватель: Лямкин А.И.
подпись, дата
Выполнил студент гр.РФ12-11М Самсонова А.А.
подпись, дата
Красноярск 2013
ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР
(Titus Lucretius Carus)
(~ 99–55 до н.э.)
Тит Лукреций Кар —
древнеримский философ-
Все, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».
Философское образование, по всей вероятности, получил в эпикурейской школе Неаполя. Написал философскую поэму, которая полностью дошла до нас. После гибели Лукреция ее отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон (брат знаменитого оратора, политического деятеля в философа). Позже она была озаглавлена “О природе вещей”. В поэме Лукреция, этом важнейшем литературном памятнике античного материализма, наиболее полно и аргументировано изложено атомистическое учение Эпикура, опирающееся в свою очередь на идеи Демокрита. Поэтическая поэма Лукреция неоднократно издавалась в русском переводе (лучшее издание — АН СССР 1946 г., перевод Ф. А. Петровского).
Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.э.), у него же воспринял некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Лексикой и техникой Лукреций отчасти обязан и «Явлениям» Арата (в переводе Цицерона). Возможно, были и другие образцы, о которых исследователям его творчества ничего не известно.
Несмотря на скудость достоверных сведений о судьбе Лукреция, его жизнь и творчество интересовали не только современников. Цицерон, в письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., упоминает его поэму "О природе вещей" и признает в ней “многие проблески гения, но также и немалое искусство”. Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на Вергилия. Позднейшие поэты античности, выражавшие восхищение Лукрецием, как это делали Овидий (43 до н.э.–17 н.э.) и Стаций (ок. 45–96 н.э.), тем не менее, в качестве поэтического образца избирали Вергилия. История безумия и самоубийства Лукреция легла в основу поэмы Теннисона Лукреций (Lucretius, 1868); вне всякого сомнения, поэма «О природе вещей» оказала влияние на Гете и Вольтера, ее воздействие прослеживается в современной европейской литературе (особенно в английской – от Э.Спенсера до А.Э.Хаусмана).
Поэма “О природе вещей” представляет собой наиболее полное из сохранившихся до наших дней изложений физической теории Эпикура (ок. 340–270 до н.э.). В своей поэме Лукреций утверждал основные принципы атомизма и эфира как основы материи, и опровергал конкурирующие теории Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора; демонстрировал атомарную структуру и смертность души; описывал механизмы чувственного восприятия, мышления и определенных телесных функций; он также описывал сотворение и функционирование мира и небесных тел, эволюцию жизни и человеческого общества.
В шести книгах поэмы Лукреций последовательно освещает космологические воззрения, в т.ч. учение об атомах и пустоте как первоначалах, о спонтанном отклонении атома, концепцию множественности миров, опровергает идеи провидения и участия богов в создании Вселенной, критикует представления о бессмертии души и переселении душ и называет страх перед смертью ничтожным. Душа материальна, поэтому погибает вместе с телом, и смерть для нее – лишь избавление от страданий. В пятой книге Лукреций воздает хвалу Эпикуру как герою-благодетелю, освободившему людей от суеверий, страха перед богами и смертью и тем самым, указавши людям истинный путь к счастью. В поэме также содержится концепция развития природы и человеческой культуры, в основе которой лежит понятие “нужды”, что направлено против идей о руководстве со стороны богов.
Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.
Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus)
Лукреций стремился освободить людей от предрассудков, от фанатичной веры в богов, от страха страданий и смерти и убедить в могуществе знания и превосходстве философии.
Дидактический жанр и проповеднический
пафос определяют стиль поэмы: ораторский,
патетический (т.е. возвышенный, приподнятый
- В.Р.), все время рассчитанный на
собеседника
(поэма посвящена Гаю Меммию, молодому
политику и покровителю поэтической школы
неотериков, о ней будет рассказано в главке
о Катулле. - В.Р.), которого автор то убеждает,
то вызывает на спор, с постоянными повторениями,
с громоздкими периодами по схеме "так
как - следовательно", со смелыми словесными
образами ("пламя сверкает взметающимися
цветами", "солнечный свет засевает
поля"... и т.п.). Лукреций... играет всеми
возможными средствами латинской речи,
широко пользуется плеоназмами ("жидкая
влага воды..."), словотворчеством (более
сотни его слов не встречается больше
нигде у латинских писателей...)".
(Указ. соч. С. 450 - 451)
Величайший поэт-философ, Лукреций вместе с Цицероном и Катуллом как бы олицетворяет тот качественный скачок латинской литературы, благодаря которому она и смогла впервые завоевать первенство в своей долгой борьбе с литературой греческой. И Гораций, и Вергилий, собственно, самые звездные имена латинской поэзии, многое переняли именно у Лукреция, хотя и не называли его в числе своих учителей. Но так ведь часто бывает: мыслима ли русская поэзия без Пушкина, а кто из поэтов, кроме разве Лермонтова и Блока, назвал его своим учителем?
Что же касается влияния Лукреция на русскую литературу, или правильнее будет сказать, отношения к нему русских писателей, то высоко ценили его прежде всего представители нашей материалистической философии - Ломоносов, Радищев и особенно Герцен. Значительно же большей популярностью и у читателей и у поэтов пользовался в России первый великий римский лирик - Гай Валерий Катулл.
Вопреки часто встречающемуся мнению, Лукреций не просто систематизировал учение Эпикура, переведя его труды на латынь и изложив в 6 книгах. Он также существенно развил это учение, усилив рядом положений из философии Эмпедокла (V в. до н.э.), в т.ч. — о свойствах органов чувств, о круговороте материи и об универсальности естественной эволюции.
Фактически, Лукреций соединил гипотезу Эпикура об излучении и истечении из физических тел с устройством органов чувств. Далее он вплотную подошел к теории восприятия. Он рассмотрел отдельно процесс получения первичной информации от наблюдаемых объектов и процесс ее интерпретации сознанием. До этого было возможно рассматривать лишь вопрос о том, что более заслуживает доверия — наши чувства или наши умозрительные рассуждения. С появлением работы Лукреция мы уже имеем дело со сложным процессом восприятия и анализа образов. Органы чувств по Лукрецию не могут обманывать — они показывают нам реальную картину того, на что направлены. Другое дело — правильно ли мы интерпретируем полученные от них данные (в порядке иллюстрации, он обсуждает ряд часто встречающихся оптических иллюзий). Это уже научный подход в самом современном смысле слова.