Тит Лукреций Кар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Тит Лукреций Кар — древнеримский философ-материалист, поэт, последователь Эпикура. Биография Лукреция почти неизвестна. Он прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия.
Все, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

Файлы: 1 файл

тит лукреций.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт инженерной физики и радиоэлектроники

Кафедра «Теплофизика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тит Лукреций Кар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил                         __________                          преподаватель:      Лямкин А.И.

                           подпись, дата                       

Выполнил                                                           студент гр.РФ12-11М Самсонова А.А.

                                     подпись, дата

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР

(Titus Lucretius Carus)

(~ 99–55 до н.э.)

Тит Лукреций Кар —  древнеримский философ-материалист, поэт, последователь Эпикура. Биография Лукреция почти неизвестна. Он прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия.

Все, что известно о  жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

Философское образование, по всей вероятности, получил в эпикурейской школе Неаполя. Написал философскую поэму, которая полностью дошла до нас. После гибели Лукреция ее отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон (брат знаменитого оратора, политического деятеля в философа). Позже она была озаглавлена “О природе вещей”. В поэме Лукреция, этом важнейшем литературном памятнике античного материализма, наиболее полно и аргументировано изложено атомистическое учение Эпикура, опирающееся в свою очередь на идеи Демокрита. Поэтическая поэма Лукреция неоднократно издавалась в русском переводе (лучшее издание — АН СССР 1946 г., перевод Ф. А. Петровского).

Лукреций является одним  из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он развил латинский  гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.э.), у него же воспринял некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Лексикой и техникой Лукреций отчасти обязан и «Явлениям» Арата (в переводе Цицерона). Возможно, были и другие образцы, о которых исследователям его творчества ничего не известно.

Несмотря на скудость достоверных сведений о судьбе Лукреция, его жизнь и творчество интересовали не только современников. Цицерон, в  письме брату Квинту, написанном в  феврале 54 до н.э., упоминает его поэму "О природе вещей" и признает в ней “многие проблески гения, но также и немалое искусство”. Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на Вергилия. Позднейшие поэты античности, выражавшие восхищение Лукрецием, как это делали Овидий (43 до н.э.–17 н.э.) и Стаций (ок. 45–96 н.э.), тем не менее, в качестве поэтического образца избирали Вергилия. История безумия и самоубийства Лукреция легла в основу поэмы Теннисона Лукреций (Lucretius, 1868); вне всякого сомнения, поэма «О природе вещей» оказала влияние на Гете и Вольтера, ее воздействие прослеживается в современной европейской литературе (особенно в английской – от Э.Спенсера до А.Э.Хаусмана).

Поэма “О природе вещей” представляет собой наиболее полное из сохранившихся до наших дней изложений  физической теории Эпикура (ок. 340–270 до н.э.). В своей поэме Лукреций утверждал основные принципы атомизма и эфира как основы материи, и опровергал конкурирующие теории Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора; демонстрировал атомарную структуру и смертность души; описывал механизмы чувственного восприятия, мышления и определенных телесных функций; он также описывал сотворение и функционирование мира и небесных тел, эволюцию жизни и человеческого общества.

В шести книгах поэмы  Лукреций последовательно освещает космологические воззрения, в т.ч. учение об атомах и пустоте как первоначалах, о спонтанном отклонении атома, концепцию множественности миров, опровергает идеи провидения и участия богов в создании Вселенной, критикует представления о бессмертии души и переселении душ и называет страх перед смертью ничтожным. Душа материальна, поэтому погибает вместе с телом, и смерть для нее – лишь избавление от страданий. В пятой книге Лукреций воздает хвалу Эпикуру как герою-благодетелю, освободившему людей от суеверий, страха перед богами и смертью и тем самым, указавши людям истинный путь к счастью. В поэме также содержится концепция развития природы и человеческой культуры, в основе которой лежит понятие “нужды”, что направлено против идей о руководстве со стороны богов.

Идеи Лукреция оказали  значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.

  • На заре зарождения римской философской терминологии Лукреций в своём основном труде - философской поэме "О природе вещей" - облёк своё учение в стройную поэтическую форму. Следуя теории эпикуреизма, Лукреций Кар постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть атараксия, отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.
  • Для философов-материалистов более позднего времени именно Тит Лукреций Кар является главным пропагандистом учения Эпикура. Его философия дала мощнейший толчок развитию материализма в античности и в XVII-XVIII веках. Среди ярких последователей Эпикура и Лукреция - Пьер Гассенди.
  • По имени Тита Лукреция Кара названо карианство - современное рационалистическое мировоззренческое течение, основанное на принципах неопозитивизма и постмодернизма.

Избрав для  своего философского сочинения стихотворную форму, он оживил и сделал более убедительным учение Эпикура. Материалисты XVII- XVIII вв. черпали атомистические идеи древних главным образом у Лукреция.

Поэтому автор  берется излагать строение мира, утверждая, что все состоит из одних и тех же атомов - маленьких первочастиц. Для их обозначения он находит 54 латинских слова, ни разу не употребив греческого термина "атом". Поэт не употребляет и перевода этого слова на латинский язык (individuum - неделимый), так как полагает, что атомы состоят из еще более мелких частиц, от количества и расположения которых зависят формы и величины вещей. Смерть не есть исчезновение, но только перераспределение материи: все, что появляется, снова рассеивается. Только понимая свою смерть не как индивидуальное явление, а как закон вселенной, человек, по мнению Лукреция, может отказаться от богатства, погони за властью, от стремления к телесным удовольствиям и других пороков, может на все посмотреть со стороны, как путник, наблюдающий с берега корабли, разбиваемые бурей на море. Лукреций прославляет Эпикура как мудреца, отворяющего дверь в приют спокойствия и традиционной морали.

Поэт энергично  нападает на традиционную религию, распространяющую страх перед посмертной жизнью. Он страстно повторяет много раз, что  нет ни Стикса, ни Ахеронта, что никто не живет в подземном мире, что Сизиф и Тартар - это сказочные персонажи, придуманные людьми. Душа после смерти рассеивается на составные первочастицы, как и все остальное, что есть во вселенной. Критику религии у Лукреция не нужно понимать как непочтение к богам. Поэт только призывает людей не дрожать перед богами, не бояться их, смотреть на обжитые ими дали ясным взглядом, приближаться к их святилищам с сердцем, исполненным спокойствия:

Если  же ты из души не извергнешь, отринув  далеко,

Мысли, какие богов недостойны и миру их чужды,

За  умаленье тобой святыни божественной вышних

Тяжко поплатишься ты; потому что, хотя невозможно

Вышних  прогневать богов и застав ть отмщеньем  упиться,

Вообразишь  ты, что их, пребывающих в мирном покое,

Будто бы гнева валы вздымаясь высоко, волнуют;

С сердцем спокойным тогда не пойдешь  ты к святилищам божьим,

Также и призраков тех, что от плоти  священной исходят

В мысли людей и дают представленье  о божеском лике,

Ты  не сумеешь принять в совершенном  спокойствии духа.

Поэт призывает  не верить в мифы, однако замечено, что  он не совсем последователен; некоторые  мифы он отбрасывает и критикует, а в некоторые верит. Например, он думает, что была принесена в  жертву Ифигения. Кроме того, он творит новых богов: как богиню прославляет Природу и как бога - Эпикура. Вообще мышление у Эпикура мифологично, а мировоззрение - хтоническое, logos и mythos в его поэме входят одно в другое, не противоречат одно другому.

Считая, что  лучшее средство для избавления от страха смерти и для освобождения от пороков - это познание природы, изложив в I книге исходные принципы (ничто не появляется из ничего и ничто не превращается в ничто), Лукреций говорит об атомах, их вечности и всеобщности.

Он утверждает, что время субъективно и относительно, а пространство бесконечно. Во II книге Лукреций толкует об образовании всего того, что есть в мире, о движении атомов, об их различиях. III книга посвящена душе, духу, уму, доказательству смертности души. В IV книге поэт разъясняет, как и почему люди видят, слышат, ощущают запахи, что такое любовная страсть. В V книге обсуждается кругооборот воды и воздуха, происхождение мира, движение светил, история человечества. VI книга начинается объяснением небесных явлений (грома, молний, вихрей, ветров). Потом поэт излагает причины землетрясений и заканчивает выявлением причин болезней. Все шесть книг по главным их темам можно разделить на три группы: I и II - атомистическая теория; III-IV - психология и физиология человека; V-VI - космогония и история цивилизации.

Свои истины он разъясняет и доказывает не как  равнодушный излагатель, а как  горячий, страстный их пропагандист. Объятый возвышенным чувством, он говорит торжественно, как учитель  или пророк. Поэтому его поэма  считается дидактическим эпосом.

Каждое слово  поэта обращено к слушателю и идеальному собеседнику, который, внимательно выслушав, иногда заговаривает и сам. Тогда поэма приобретает черты философской беседы. Таким образом, будучи почитателем и сторонником Эпикура, утверждая, что нет ничего более приятного, чем жизнь в светлом храме мудрецов, Лукреций посвящает свое сочинение не пропаганде девиза эпикурейцев "Живи незаметно" и образа жизни, исполненной невозмутимости, а как истинный римлянин стремится получить пользу от этого учения: философия Эпикура используется как средство для исправления общества.

Утром, когда от зари по земле разольется сиянье

И, запорхав по лесам и по зарослям, пестрые птицы

В воздухе нежном везде заливаются звонкою песней,

Видишь, с какой быстротой восходящее солнце внезапно

Все облекает кругом потоками яркого света!

Здесь Лукреций говорит о распространении света  в пространстве. Лукреций не ахает, любуясь природой. Он с почтением  преклоняется перед ее величием, ее красотой, ее законами и разумом  человека, пытающегося все это  познать. Книги всей поэмы, за исключением шестой, имеют особые концовки. В последней ее нет, поэтому существует мнение, что эпос не закончен. Однако недостающая часть текста не должна быть очень большой. В начале VI книги поэт заявляет, что приближается к концу. Начав с праматери римлян, с подательницы жизни и всего того, что есть в мире - с Венеры - и доказав, что все, что появляется, неминуемо должно исчезнуть, Лукреций логично заканчивает поэму описанием мора. Эти два образа - начала, появления, рождения и смерти - как бы рамки всей поэмы.

 

Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus)

Лукреций стремился освободить людей от предрассудков, от фанатичной веры в богов, от страха страданий и смерти и убедить в могуществе знания и превосходстве философии.

Дидактический жанр и проповеднический пафос определяют стиль поэмы: ораторский, патетический (т.е. возвышенный, приподнятый - В.Р.), все время рассчитанный на собеседника (поэма посвящена Гаю Меммию, молодому политику и покровителю поэтической школы неотериков, о ней будет рассказано в главке о Катулле. - В.Р.), которого автор то убеждает, то вызывает на спор, с постоянными повторениями, с громоздкими периодами по схеме "так как - следовательно", со смелыми словесными образами ("пламя сверкает взметающимися цветами", "солнечный свет засевает поля"... и т.п.). Лукреций... играет всеми возможными средствами латинской речи, широко пользуется плеоназмами ("жидкая влага воды..."), словотворчеством (более сотни его слов не встречается больше нигде у латинских писателей...)".  
(Указ. соч. С. 450 - 451)

Величайший поэт-философ, Лукреций вместе с Цицероном и Катуллом как бы олицетворяет тот качественный скачок латинской литературы, благодаря  которому она и смогла впервые  завоевать первенство в своей  долгой борьбе с литературой греческой. И Гораций, и Вергилий, собственно, самые звездные имена латинской поэзии, многое переняли именно у Лукреция, хотя и не называли его в числе своих учителей. Но так ведь часто бывает: мыслима ли русская поэзия без Пушкина, а кто из поэтов, кроме разве Лермонтова и Блока, назвал его своим учителем?

Что же касается влияния Лукреция на русскую литературу, или правильнее будет сказать, отношения к нему русских писателей, то высоко ценили его прежде всего представители  нашей материалистической философии - Ломоносов, Радищев и особенно Герцен. Значительно же большей популярностью и у читателей и у поэтов пользовался в России первый великий римский лирик - Гай Валерий Катулл.

Методические  открытия Лукреция

Вопреки часто встречающемуся мнению, Лукреций не просто систематизировал учение Эпикура, переведя его труды на латынь и изложив в 6 книгах. Он также существенно развил это учение, усилив рядом положений из философии Эмпедокла (V в. до н.э.), в т.ч. — о свойствах органов чувств, о круговороте материи и об универсальности естественной эволюции.

Фактически, Лукреций соединил гипотезу Эпикура об излучении и  истечении из физических тел с  устройством органов чувств. Далее  он вплотную подошел к теории восприятия. Он рассмотрел отдельно процесс получения первичной информации от наблюдаемых объектов и процесс ее интерпретации сознанием. До этого было возможно рассматривать лишь вопрос о том, что более заслуживает доверия — наши чувства или наши умозрительные рассуждения. С появлением работы Лукреция мы уже имеем дело со сложным процессом восприятия и анализа образов. Органы чувств по Лукрецию не могут обманывать — они показывают нам реальную картину того, на что направлены. Другое дело — правильно ли мы интерпретируем полученные от них данные (в порядке иллюстрации, он обсуждает ряд часто встречающихся оптических иллюзий). Это уже научный подход в самом современном смысле слова.

Информация о работе Тит Лукреций Кар