Тит Лукреций Кар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Тит Лукреций Кар — древнеримский философ-материалист, поэт, последователь Эпикура. Биография Лукреция почти неизвестна. Он прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия.
Все, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».

Файлы: 1 файл

тит лукреций.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Именно Лукреций ввел в физическую модель принципы комбинаторики.

Можно предположить, что  именно Лукреций изобрел комбинаторику  и прикладную дискретную математику, поскольку до этого операции с дискретными состояниями рассматривались скорее как софистическая игра — как в работах Зенона (V в. до н.э.), известной задаче о дроблении интервала (Ахиллес и черепаха).

Идея физического смысла конечного числа дискретных состояний тела возникла в следующий раз только в XX веке, параллельно — в рамках развития кибернетики и квантовой механики.

Надо отметить, что  Лукреций вплотную подошел к абстрактному понятию информации в ее кибернетическом  аспекте, в приложении как к неживой, так и живой природе.

Так, например, можно сказать, что он рассматривает живой организм, как тонкую машину, в которой структура, состоящая из частиц души (psyche), обеспечивает восприятие, рассуждение, принятие решений  и действие либо же автоматическую реакцию на определенный раздражитель или определенную ситуацию.

Совершенно поразительным  на мой взгляд является то, что Лукреций сумел в рамках довольно примитивной (по современным меркам) «механистической кибернетики», рассмотреть даже вопрос о том, как сознание генерирует фантастические конструкции из различных сочетаний увиденного в реальной природе. Правда, поскольку в те времена в философском лексиконе отсутствовало даже само понятие информации, Лукреций был вынужден оперировать некими «призраками вещей», синтез которых наяву или во сне порождает комбинированные образы. Эти образы, как справедливо замечает он, могут иметь форму вымышленных существ, населивших мифы и легенды (включая сюда, кстати, и богов).

Исключительно мощным инструментом у него стала эволюция.

Доведя до логического  завершения взгляды Эмпедокла и  Эпикура, Лукреций рассматривает эволюцию, как универсальный принцип, состоящий  в спонтанном возникновении разнообразия и последующем естественном отборе наиболее жизнеспособных или полезных конструкций.

Эволюционным путем, таким  образом, появляются не только живые  существа, а затем — люди, но также  продукты социального и технического характера.

Подробно и последовательно  Лукреций описывает, как человек  выделился среди животных, затем, еще пребывая в диком состоянии, осваивает простейшие орудия труда, затем речь, общественные формы поведения, законы, земледелие ремесла...

Физика и свобода воли

Есть проблема, которая  совершенно особым образом связывает  физику, кибернетику, этику и теологию. Это — проблема постоянства и изменчивости, закономерности и случайности, предопределенности и свободы воли, хаоса и детерминизма.

Со времен первых логиков, еще до Аристотеля, в философии  появилась упорядоченная пара «причина — следствие». Таким образом, природные явления в глазах философов утратили право происходить просто так, и обязано было иметь свою причину. Мир стал рассматриваться как жесткая цепь причин и следствий, философия объявила детерминизм и предопределенность.

В этой картине, однако, было два изъяна. Один — проблема первопричины. С ней древняя философия справилась — но не лучшим образом: она замкнула мир в кольцо, сделав его идеально цикличным и навеки неизменным. Другой проблемой стала «свобода воли» — наблюдаемая способность человека поступать непредсказуемым образом. Отменить эту неопределенность значило бы отказаться от этических учений, поскольку какой в них прок, если действия людей все равно предопределены? И философия обошла это, придумав идеальный «дух», который лежит вне материального мира, и сохраняет свободу от жесткой причинности. Каждого человека наделили кусочком этого «духа», а основную часть «духа» поместили в центр и первоначало мироздания. Так возникла теистическая философия, которая вместо поиска причин явлений, занялась спекуляциями по поводу идеала, как воли «главного духа», т.е. «бога» и толкованием этой воли (так или иначе, в зависимости желаний заказчика).

Лукреция такой расклад  совершенно не устраивал — он, как  и Эпикур, был убежден, что «боги» либо являются родом фольклорных персонажей, либо особыми сущностями, достигшими всех своих целей и потому полностью лишенных какого-либо интереса к мировым процессам. В любом случае, объяснять что-либо актами богов — вздор и суеверие. Следуя этой логике, Лукреций совершает свое главное, на наш взгляд, открытие: КЛИНАМЕН (лат. clinamen — уклонение).

...Тела изначальные  в некое время

В месте, неведомом  нам, начинают слегка отклоняться,

Так, что едва и назвать отклонением это  возможно.

Если ж, как  капли дождя, они вниз продолжали бы падать,

Не отклоняясь ничуть на пути в пустоте необъятной,

То никаких  бы ни встреч, ни толчков у начал  не рождалось,

И ничего никогда  породить не могла бы природа.

(Тит Лукреций  Кар. «О природе вещей»)

Проблема порождения нового, таким образом, решена: природа порождает разнообразные тела и объекты в результате сочетания неизбежных малых отклонений от точных траекторий. Так Лукреций сформулировал принципы недетерминированной вселенной и креативного хаоса. Современная наука пришла к этим принципам в XX веке. Официальное признание этого прозвучало в 1986 г. в выступлении сэра Джеймса Лайтхила: «В течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждение апологией детерминизма, основанного на системе Ньютона, тогда как можно считать доказанным, по крайней мере с 1960 года, что этот детерминизм является ошибочной позицией».

На самом деле, речь должна, видимо, идти не о трех веках, а о всем периоде доминирования  монизма, начиная с философии  Платона.

Лукреций не только открыл «на кончике пера» принцип креативности хаоса, но и продвинулся гораздо дальше в этом направлении. Изгнав «духов» и «богов» из сферы космогонии, он изгоняет их и из сферы психики.

Если ж движения все непрерывную цепь образуют,

И возникают  одно из другого в известном порядке,

И коль не могут  путем отклонения первоначала

Вызвать движений иных, разрушающих рока законы,

Чтобы причина  не шла за причиною испокон века,

Как у созданий живых на земле неподвластная  року,

Как и откуда, скажи, появилась свободная воля,

Что позволяет идти, куда каждого манит желанье,

И допускает  менять направленье не в месте  известном,

И не в положенный срок, а согласно ума побужденью?

 

(Тит Лукреций  Кар. «О природе вещей»)

Современная наука примерно с 1949 г. знает о том, что разнообразие индивидуального поведения живых (а также кибернетических) систем может объясняться только наличием механизмов, подобных «методу Монте Карло» и случайной оптимизации. То, что философы называют «свободой воли» есть наблюдаемое следствие таких случайных процессов поиска решений. Объяснение свободы воли метафизической «душой» — вздор. Тем не менее, отчасти из-за страха «покуситься на святое», а отчасти — из-за гипертрофированного почтения к религиозным идолам «христианского гуманизма», большинство ученых вообще стараются не касаться этой темы, а значительная часть стыдливо оставляет этот вопрос на откуп различным паразитам — в первую очередь, церковным проповедникам и клерикальным философам.

Такое положение дел  означает, что у современных ученых меньше внутренней свободы, чем было у Эпикура и Лукреция, и больше страха перед прогнившими идолами, чем у их коллег 2000 и 2300 лет назад.

Эпикурейская этика  в основе своей аполитична. Она  оправдывает индивидуализм, отстранение  человека от общественной жизни. Жизни, полной суетливых забот, удалённой от природы и отягощённой борьбой, он предпочитает жизнь первобытного общества. Однако Лукрецию чужд пессимизм. Преклонение перед природой, вера в её неиссякаемые силы соединяются у него с апологией человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мироздания и являющегося источником истинной мудрости. В этом сила оптимизма Лукреция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тит Лукреций Кар жил в первой половине I в. до н.э. Рим мучительно и драматически переходил от республиканского строя, переставшего удовлетворять нужды растущих завоеваний, к империи, которая, однако, была еще не в силах разрушить старую республику и проявлялась пока только в виде взаимной борьбы крупных честолюбцев, претендовавших на единоличную власть.

Многие начинали призывать к тихой и мирной жизни, вдали от всяких общественных и политических потрясений. Многие разуверялись в старинных религиозно-мифологических представлениях, поскольку они не обеспечивали мир на земле, а были, наоборот, по их мнению, причиной неустройства человеческой жизни.

Тит Лукреций Кар был самым крупным из тех  поэтов-мыслителей, которые надеялись  ликвидировать гражданскую смуту  в Риме путем проповеди материализма и вообще просветительских идей. Надежды  Лукреция оказались иллюзиями; но им было создано такое замечательное поэтическое произведение, которое затмило собой не только многие гениальные произведения римской литературы, но значение которого вышло далеко за пределы самого Рима и которое в течение многих веков, вплоть до настоящего времени, осталось неувядаемым произведением античной поэзии и философии.

Эпос Лукреция имел необыкновенно большое влияние  на всю римскую поэзию и был  популярным в обществе. Цицерон восхищался тем, что он освещен ярким светом и мастерства, и таланта. Тацит  проговорился, что большинство его современников читают Лукреция с большей охотой, чем Вергилия, а Овидий, перефразируя Лукреция, утверждал, что его творчество погибнет только вместе со вселенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Лукреций. О природе вещей / Ред. латинского текста и перевод Ф.А.Петровского. Т.2. Статьи, комментарии. М. – Л., 1947 
    Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979 (переизд. М., 2000)
  1. Машкин Н. А. Время Лукреция. - Лукреций. О природе вещей. М., 1987

  1. Петровский Ф. А. Мифологические образы у Лукреция. - Лукреций. О природе вещей. М., 1997

  1. http://www.lukreci.info/article/bio4.html
  2. http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Lucretius.html

 

 


Информация о работе Тит Лукреций Кар