Томас Мор и его "Утопия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 06:29, реферат

Описание работы

Главная книга Томаса Мора, которая прославила его на века – это его знаменитая «Утопия». По сути дела, Утопия – это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает – его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Краткая биография Томаса Мора: жизнь и смерть 4
2. Работа над Утопией 9
3. Структура и содержание Утопии 10
4. Томас Мор о преступлении и наказании 14
5. Политические идеи, изложенные в «Утопии» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЯ 18

Файлы: 1 файл

Реферат томас мор.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема моего реферата «Тома Мор и его утопия». Она  очень актуальна и не только как  история, но и как размышления  о проблемах современности.

Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More) известен в истории правовой и политической мысли как знаменитый английский мыслитель, писатель. Кроме того он Святой Католической церкви.

Главная книга Томаса Мора, которая прославила его на века – это его знаменитая «Утопия». По сути дела, Утопия – это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает – его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского  общежития, где упразднены частная  собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об "идеальном государстве".

Томас Мор навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который поставил проблемы, не решенные человечеством и поныне. Это и объясняется то, что внимание к трудам Томаса Мора сохраняется и по сей день. Это также определяет и актуальность моего реферата.

В качестве теоретической  базы для реферата я взяла некоторые  публикации, которые размещены в открытом доступе в базах «КонсультантПлюс» и «Гарант», а также много разных сайтов в сети Интернет, где содержится интересная информация про Томаса Мора и его творчестве.

 

1. Краткая биография Томаса Мора: жизнь и смерть

 

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в Лондоне, в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью.

Начальное образование  Мор получил в школе Св. Антония. В 13 лет он попал к Джону Мортону, архиепископу Кентербери, и некоторое  время служил у него пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям потрясли Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком». Мор продолжил своё образование в Оксфорде, где учился у Томаса Линакра (англ. Thomas Linacre) и Вильяма Гросина (William Grocyn), знаменитых юристов того времени1.

В 1494 году он вернулся в  Лондон и в 1501 году стал барристером. Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. В частности, он долго колебался между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Линкольнз инн (одной из четырёх юридических корпораций, готовящих юристов) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году – женится2.

Мор впервые женился  на Джейн Кольт, в 1505 году. Она была почти на 10 лет его моложе, и  его друзья говорили, что она была тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора было четверо детей с Джейн: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. Когда Джейн умерла в 1511 году, он женился почти сразу, выбрав в качестве второй жены богатую вдову по имени Элис Мидлтон. У Элис не было репутации покорной женщины, как у её предшественницы, а наоборот она была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но у Элис была дочь от первого брака. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая в итоге вышла замуж за Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, он настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же как и его сыновья.

Томас Мор был близким  другом Эразма Роттердамского. Еще  в студенческие годы он сблизился  с кружком выдающихся оксфордских ученых-гуманистов, с увлечением и упорством изучал сочинения христианских философов, а также произведения великих античных философов и писателей: Платона, Аристотеля, Лукиана. Мор и его друзья размышляли о жизненном призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как реформировать католическую церковь, погрязшую в пороках, невежестве и суевериях, как сделать жизнь менее жестокой и более справедливой. Ответы на эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов и особенно в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество3.

Сила гуманистов была не столько в глубоком знании древних  книг, сколько в ясном понимании  пороков современного общества, в  их непримиримости к суевериям и невежеству. Они искренне верили, что путем просвещения народа и правителей можно добиться справедливого переустройства общества. Эти лучшие качества гуманизма XVI в. отразились в «Похвале глупости» Эразма, латинских стихах Мора и особенно в его «Утопии». Мор смело говорил об ответственности правителей перед народом, утверждая, что народ своей волей дает власть правителям и имеет право отнять ее. «Любой, принявший власть над многими людьми, – должник правленье вверивших. И во главе стоять не дольше должен он, чем захотят избравшие», писал Мор. Так гуманистическая поэзия Мора проповедовала любовь к свободе и ненависть к тиранам. В своих стихах Мор разоблачал порочное и невежественное духовенство. Например, невежественному епископу, который постоянно твердил, что «буква убивает, а дух воскрешает», Мор отвечал эпиграммой: «Ты же надежно себя остерег, чтоб убить не сумела буква тебя: ни с одной буквою ты не знаком. Но не напрасно боишься, чтоб буква тебя не убила, знаешь, что дух твой тебя не воскресит никогда»4.

С первых шагов политической карьеры показал себя бескорыстным человеком, не желающим идти на компромисс с властью. Мор состоял в парламентской оппозиции, что, конечно же, не нравилось королю Генриху VII. Однажды король потребовал от парламента утвердить новый чрезвычайно высокий налог (по случаю замужества его дочери и посвящения его сына в рыцари). Молодой депутат Мор выступил против налога. Парламент все-таки утвердил налог, но сильно сократил его размеры. Король был взбешен, готов был на скорую расправу. Но личность депутата была неприкосновенной, поэтому король обрушил свой гнев на старого Джона Мора, посадив его в тюрьму и оштрафовав на крупную сумму5.

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление  за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни.

Томасу Мору пришлось на время уединиться в монастыре. Он даже хотел переселиться в другую страну, но в 1509 г. Генрих VII умер, и Мор вернулся к своей деятельности. В эти годы он занимал место помощника шерифа Лондона, потом главного лондонского судьи, состоял лектором юридической школы, был в разные годы послом Фландрии и Франции. Свободное время отдавал любимому занятию – литературе, сочинял стихи и комедии. Писал по-латыни.

После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере  политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона. В 1511 году его первая жена умирает во время родов, но Мор вскоре вступает во второй брак. В 1510-е годы Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью. (Знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство.) В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» – он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией» 6.

По-видимому, именно Мор  был автором знаменитого манифеста  «В защиту семи таинств», ответа Генриха VIII Мартину Лютеру. За этот манифест папа Лев X пожаловал Генриху титул «Защитник Веры» (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D. F.). Также Томас Мор написал ответ Лютеру под своим собственным именем.

Особого внимания заслуживает  ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и смерти.

Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер  Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Римский папа. Климент VII был против этого развода – на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

В 1532 году Мор ушёл в  отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание Англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля – Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы7.

В том же году Парламент  принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым: 1) признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн; 2) отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров. Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям8.

17 апреля 1535 года он  был заключён в Тауэр, признан  виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен. За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.

Кстати, первым европейцем, который возвысил свой голос против смертной казни, был именно Томас Мор (1478 - 1535). Протестуя против смертной казни, он не сумел защитить самого себя: 6 июля 1535 г. он был казнен во дворе Тауэра, главной тюрьмы Англии9.

2. Работа над Утопией

 

 

Имя Томаса Мора вошло  во всемирную историю благодаря  книге "Утопия", написанной им на латыни в 1516 г. Не лишним будет напомнить, что общественная и правовая мысль тогда только-только начинали развиваться, поэтому идеи Томаса Мора способствовали формированию правовой мысли в Европе. Он смотрел вперед и опережал будущее. Исторические факты свидетельствуют: в 1513 г. знаменитый итальянский мыслитель Николо Макиавелли пишет книгу "Государь", вошедшую в историю политической и юридической мысли; в 1517 г. немецкий теолог и реформатор Мартин Лютер выпускает 95 тезисов – основных догматов католицизма; в 1534 г. испанский дворянин Игнатий Лойола основывает Общество Иисуса (иезуитов)10.

Мор начал работать над этой книгой во время посольства во Фландрию в мае 1515 г. Первое издание подготовил друг автора, Эразм Роттердамский, в 1516 году. Первое лондонское издание вышло в свет через 16 лет после казни Мора, в 1551 г. К тому времени книга уже была переведена на французский и итальянский. В связи с этим на протяжении долгого времени «Утопия» была более известна и читаема на континенте, чем на родине Мора.

Само слово "Утопия" придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: "ou" – "не" и "topos" – "место". Буквально "Утопия" означает "место, которого нет" и недаром сам Мор переводил слово "Утопия" как "Нигдея"11.

Литературные источники  «Утопии» – сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Четыре плавания» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения).

3. Структура и содержание Утопии

 

 

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем  устройстве государства и о новом  острове Утопия».

«Утопия» начинается с рассказа о том, как однажды в Антверпене Мор встретил своего нового друга Петра Эгидия в сопровождении пожилого моряка Рафаила Гитлодея. Расположившись в саду, они втроем вели увлекательную беседу об Англии, о дальних странах, где побывал Гитлодей. Как видно из этой беседы, судьба родной Англии глубоко волновала Мора. Начало XVI в. – это время, когда в Англии зарождался капитализм, бурно развивались ремесла и торговля. Приезжие иностранные купцы поражались богатству ее городов, искусству и трудолюбию английских ремесленников и крестьян. Но откуда в такой богатой стране столько нищих и обездоленных? Вот над чем мучительно задумывался Томас Мор.

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Информация о работе Томас Мор и его "Утопия"