Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 06:29, реферат
Главная книга Томаса Мора, которая прославила его на века – это его знаменитая «Утопия». По сути дела, Утопия – это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает – его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Краткая биография Томаса Мора: жизнь и смерть 4
2. Работа над Утопией 9
3. Структура и содержание Утопии 10
4. Томас Мор о преступлении и наказании 14
5. Политические идеи, изложенные в «Утопии» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЯ 18
Сюжет книги бесхитростный: рассказ ведется от имени вымышленного путешественника-моряка Рафаила Гитлодея о счастливой стране на далеком острове Утопия (по-гречески - "место, которого нет"). Остров был открыт европейцами будто бы вот-вот, совсем недавно. Вымысел об открытом острове оказался убедительным, книга сочинялась во время великих географических открытий, и англичане поверили, что остров существует на самом деле, а описание жизни островитян правдоподобное. Читателям нравилось государство, где нет бесчеловечного угнетения и изматывающего физического труда, резкого разделения на богатых и бедных12.
Первая часть произведения Мора есть как бы литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент – критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, – писал он, – поели людей»13.
В первой части книги дается картина печально знаменитого процесса обезземеливания английских крестьян, когда "овцы поели людей". Томас Мор как лорд-канцлер воочию наблюдал начало глубоких перемен в положении тружеников Англии, обстановку народных бедствий, вызванных прежде всего системой "огораживаний земель", на которых затем разводили овец для торговли овечьей шерстью. Овцы превратили в бродяг тысячи насильственно согнанных с земли крестьян, а когда крестьяне протестовали, их казнили, о чем уже сказано.
В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.
Во второй части снова
сказываются гуманистические
Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер.
Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью – это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцов жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.
Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе – влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники14.
В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений.
Таким образом, во второй части книги речь идет об обществе без частной собственности, порождающей "ненасытную алчность немногих лиц", "жалкую нищету и скудость" большинства и "неуместную роскошь немногих". Мор делает вывод: "...Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел". В новом обществе обобществлены производство и быт, работа - почетная обязанность всех, действует шестичасовой рабочий день, в обществе изобилие продуктов, их распределение производится в соответствии с коммунистическим принципом "каждому по потребности". Важные дела решались народным собранием... Законов у них очень мало, да для народа с подобными учреждениями и достаточно весьма немногих. Они даже особенно не одобряют другие народы за то, что им представляются недостаточными бесчисленные тома законов и толкователей на них. Жители острова живут большими семьями в благоустроенных домах, питаются все в общественных столовых-дворцах, дабы не тратить время на ведение индивидуального домашнего хозяйства. Особо одаренных детей освобождают от занятия ремеслом и сельским хозяйством, их обучают наукам. Причем, если какой-нибудь работник предается интеллектуальным занятиям с большим рвением, он может стать ученым, а не оправдавших доверие и надежд переводят в ремесленники»15.
Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля – полная демократия: все должности – выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.
Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. Среди населения царит полнейшая веротерпимость, издревле у них "никому его религия не ставится в вину"16. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он – чистый рационалист.
Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно – заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней17.
Томас Мор осуждал бессмысленную жестокость законов, полагал, что "лучше карать пороки, чем самого человека", предоставлять ему возможность личным трудом загладить и искупить свою вину. Поэтому утописты вместо смертной казни применяли другое строгое наказание - обращали преступников в рабов18.
Рабами становились в наказание за совершение тяжких преступлений: убийства, разбоя, краж. Преступники выполняли грубую, грязную работу: на бойне и на строительстве дорог. Они должны были искупить свою вину именно трудом, как искупил ее когда-то Каин, построивший город Энох.
Томас Мор писал в своей книге: «Почти все особо тяжкие преступления караются обычно осуждением на рабство. Утописты полагают, что в этом не меньше страха для преступников и больше выгоды для государства, чем если бы стали они торопиться убивать виновных и сразу от них избавляться. Ибо своим трудом они принесут больше пользы, чем своей смертью, а их пример на более долгий срок отвратит других от подобного злодейства. Если же и при таком обхождении они примутся снова бунтовать и брыкаться, то их, наконец, убивают как свирепых зверей, которых ни тюрьма не может унять, ни цепь. Но для терпеливых надежда не совсем потеряна: если уймутся они от долгого страдания и выскажут раскаяние, которое подтвердит, что прегрешение печалит их более, чем наказание, то иногда прерогатива правителя, а иногда голосование народа смягчает их рабство или же прекращает его»19.
Гуманист и юрист Мор высказался против смертной казни одним из первых в Европе. «Смерть, – подчеркивал он, – слишком жестока, чтобы карать за воровство, и слишком слаба, чтобы уничтожить его». С этими словами согласится каждый. Правда, книга не содержит ответа на извечный вопрос: почему при полном политическом и социальном равенстве граждан в государстве Утопия существовали человеческие пороки, совершались преступления, появлялись душегубцы и грабители? 20.
Политические идеи, которые Томас Мор изложил в своей «Утопии» можно обобщить следующим образом:
Основная причина всех пороков и бедствий – частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями21.
Утопия (идеальная страна) – своеобразная федерация из 54 городов.
Устройство и управление каждого городаодинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее 2 лет.
Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники22.
Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё23.
Итак, мы увидели, что Томас Мор – это величайший английский гуманист, государственный деятель, писатель, основоположник утопического социализма.
Из творческого наследия Томаса Мора самое большое значение имеет его фундаментальный труд «Утопия». Состоит она из двух частей. Первая заключает в себе резкую сатиру на Англию Генриха VII, во второй части изображается счастливая жизнь на острове "Утопия" на отдаленном Западе. Государственное устройство было основано на принципах справедливости и равенства. Культ утопийцев - гармонично развитая личность. Полное название книги такое: "Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия". Книга вызвала восторг в среде европейской буржуазии. Современники же ценили в ней язвительную, иносказательную критику английского общества.
Эта книга сохранила своё значение для нашего времени – не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли.
Взгляды Томаса Мора были в дальнейшем развиты в трудах утопистов-социалистов: Томмазо Кампанеллы, Роберта Оуэна, Шарля Монтескье и других мыслителей.
Томас Мор был просветителем, которого один из его современников назвал "человеком на все времена". Таким Томас Мор фактически и остался "на все времена"! Лично мне больше всего понравилась идея Мора о том, что в обществе труд каждого человека почетен, бездельников нет, нет и власти денег. Мне кажется, что эта идея очень актуальна и сегодня, когда кругом развелось полно лентяев и бездельников, а молодежь стремится стать чиновников или в шоу-бизнесе, а не заниматься производительным трудом.