Традиции и инновационность в архитектурном творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:05, реферат

Описание работы

Япония является страной, в которой использование новейших методов проектирования и строительства не является помехой для приумножения и сохранения национального своеобразия в архитектуре. Самобытность японской культуры, хоть и развивавшейся под сильным влиянием Китая, утверждалась в её изолированности от мировых цивилизационных процессов. Тем ярче проявлялись инородные мотивы «прокравшиеся» в монолит японской традиции. Монолит тоже, подверженный эрозии хоть и в меньшей мере, чем его материковые собратья. Выше сказанное в полной мере относится и к японской архитектуре, которая, пережив становление и укрепление, казалось, подошла к эпохе глобализации во всеоружии

Содержание работы

Введение 3
Раздел I «Современная японская архитектура» 4-5
Раздел II «Кензо Танге» 6-9
Раздел III «Кензо Танге. Метаболизм» 10-12
Заключение 13
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Традиции и инновационность в архитектурном творчестве.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Министерство образования РФ

Московский архитектурный институт

_______________________________________________________________________________________________________

Кафедра философии

 

 

 

 

Реферат по философии  на тему:

Традиции и инновационность  в архитектурном творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка 3 курса 2 группы  Петрова Лиза

Проверил: Лупин А.Н.

 

 

Москва, 2012

Содержание.

Введение                                                                                                                                                         3

Раздел  I     «Современная японская архитектура»                                                                         4-5

Раздел II   «Кензо Танге»                                                                                                                        6-9

Раздел III «Кензо Танге. Метаболизм»                                                                                          10-12

Заключение                                                                                                                                                  13

Список  используемой литературы                                                                                                        14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вопросу национальной самоидентификации архитектуры в настоящее время во всем мире уделяется повышенное внимание. Эпоха глобализации грозит стереть границы не только между чертами национальной архитектуры разных стран, но и между их культурами в целом, что вряд ли можно рассматривать как перспективу, к которой стремится человечество. Так что поиски путей сохранения особенного в архитектуре  стран и регионов становятся сегодня все более актуальными.

В связи с этим, безусловно, имеет смысл пристально посмотреть на архитектуру тех стран, где применение самых современных методов строительства, конструктивных и инженерных систем и очевидное знакомство со всеми актуальными тенденциями в развитии мировой архитектуры не мешает сохранять и приумножать собственные национальные особенности  в   архитектуре. К таким странам, вне всякого сомнения, можно отнести государства Юго-Восточного региона и прежде всего Японию.

Япония является страной, в которой использование новейших методов проектирования и строительства  не является помехой для приумножения и сохранения национального своеобразия в архитектуре. Самобытность японской культуры, хоть и развивавшейся под сильным влиянием Китая, утверждалась в её изолированности от мировых цивилизационных процессов. Тем ярче проявлялись инородные мотивы «прокравшиеся» в монолит японской традиции. Монолит тоже, подверженный эрозии хоть и в меньшей мере, чем его материковые собратья. Выше сказанное в полной мере относится и к японской архитектуре, которая, пережив становление и укрепление, казалось, подошла к эпохе глобализации во всеоружии. Однако бремя перемен - это то, чем приходится платить за прогресс. Бурное развитие, наблюдавшееся на Островах со второй половины прошлого столетия, потребовало эволюции не только социального строя и экономических отношений, но и больших изменений в ментальном и культурном планах, которые отразились и на архитектурной мысли. Но обо всём по порядку. 

-3-

 

Современная японская архитектура.

 

О современной японской архитектуре как феномене в общемировой  архитектуре можно говорить с относительно недавнего времени, со времени окончания Второй мировой войны. До этого она представляла собой практически изолированное явление, не имеющее сколько-нибудь существенных точек соприкосновения с западной архитектурой. То есть становление современной японской архитектуры пришлось на период широкого и весьма «агрессивного» распространения «интернационального стиля» в мировой архитектуре, что вместе с фактической оккупацией страны американцами позволяло ожидать безоговорочного принятия этого стиля как образца для подражания при поиске новых путей развития архитектуры собственной.

Однако модернизация японской архитектуры, как и культуры в целом, стала происходить совсем по другому сценарию. Вероятно, не последнюю  роль в этом сыграло вполне понятное желание японцев сохранить, несмотря на поражение в войне и крушение имперских амбиций, свое национальное достоинство и самоидентификацию. Что нашло свое отражение и в архитектуре, как одной из важнейших частей культурного самосознания.

Вместо прямого копирования  западных образцов, японские архитекторы  нашли пути сочетания заимствованных передовых для своего времени  западных строительных технологий (очень  скоро сами став на позиции лидеров  в области строительной индустрии) с вековыми традициями в отношении к формированию пространства, во взаимодействии архитектуры с природой, в отношении к историческому и культурному наследию и в отношении к расходованию наличествующих (как правило, скудных) ресурсов, что с первых шагов современной японской архитектуры позволило говорить о ее «не общем лице» в ряду архитектур других стран, называемом в архитектурных исследованиях «регионализмом».

-4-

 

Нельзя не остановиться на особенном отношении японских архитекторов к природе, что также  имеет глубокие национальные корни в синтоизме. Естественная природа никогда не объект конфронтации, что в известной степени характерно для европейской (за исключением, пожалуй, скандинавской) архитектурной традиции, а, наоборот, источник особого вида духовной и эстетической гармонии. В результате либо сами архитектурные объекты становятся частью естественного природного окружения, либо включают бережно сохраняемые и культивируемые природные элементы в интерьер и экстерьер зданий.

Опыт развития послевоенной японской архитектуры убедительно показывает, что сохранение национальных традиций    в архитектуре возможно и в условиях всеобщей глобализации. И в основе этого «национализма» в архитектуре должно лежать не копирование внешних форм исторической национальной архитектуры, а следование философии национальной архитектурной традиции, что гораздо более сложно и требует от архитекторов не просто знания истории архитектуры своей страны, а умения мыслить и чувствовать в русле национальной культурной традиции, умения разговаривать на языке собственной страны, осознавая всю глубину его исторического развития.

После второй мировой войны Япония, оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире. Значительный прогресс японской архитектуры стал заметен для всех в 1964 г. во время летних Олимпийских игр в Токио. К этому времени был построен комплекс спортивных сооружений, спроектированных  Кензо Танге. Здание олимпийского стадиона имеет оригинальную изогнутую крышу, воскрешающую японские традиции.

 

 

-5-

Кензо Танге.

Сад и гора вдали. 
Дрогнули, движутся, входят  
В летний раскрытый дом.

 

Мацуо Басе 

 

 

Кензо Танге является, едва ли, не известнейшим именем в японской архитектуре. Кензо Тангэ родился в 1913 в Осаке. Среди людей, оказавших на него наибольшее влияние, Тангэ-сан называл Ле Корбюзье и Микеланджело. Однако в его творчестве через нарочитую футуристичность проглядывает влияние традиционной японской архитектуры. Ее можно заметить даже неискушенному в философии японской традиции человеку. Она хорошо заметна в конструктивных системах и отдельных формах зданий. Стоит лишь приглядеться.

           -6-     

Кензо Танге начал строить после  войны в стране, где разом менялось все – от политики до обычаев, от жилища до одежды. Его Центр мира в Хиросиме с памятником жертвам атомной бомбардировки сделал Танге знаменитым. После этого он был буквально завален муниципальными заказами и хотя бы раз в два года открывал новую постройку. Их список фантастически плотен: 1953-1954 – ратуша в Симидзу, 1955-1958 – префектура Кагава в Такамацу, 1956-1958 – центр искусств Согэцу в Токио, 1957-1960 – здание рекламного агентства "Дэнцу". Каждая постройка воспринималась буквально как откровение и повторялась во всех влиятельных архитектурных изданиях. Танге постепенно изобретал новую пластику бетона, превращая здание из машины в скульптуру.

 В творчестве Тангэ  чётко прослеживается двойственность, так характерная для японской культуры вообще. Способность к ассимиляции европейского художественного и культурного опыта и преломлению его через японские традиции и созерцательность. Весьма удачным примером такого союза европейской идеи и японского воплощения можно считать здание Токийской Мэрии. Это целый комплекс из трех зданий в токийском районе небоскребов Синдзюку. Основное здание с двумя башнями (высота 243 метра) своим силуэтом напоминает футуристический готический собор. Многие создания мастера выглядят, как будто сошли с экрана фантастического фильма, рассказывающего о жизни внеземных цивилизаций. Человек, впервые попавший в Токио, не может оставить без внимания здание Фудзи ТВ. Огромное здание очень легкой конструкции, издалека напоминает космический корабль. Расположена штаб-квартира одной из крупнейших японских телекомпаний также в знаковом месте. На Одайба. Одайба – искусственно созданный остров в Токийском заливе. В то время как мегаполис задыхался от нехватки свободной земли, на градостроительном совете было принято решение создать несколько искусственных островов в заливе. Одайба и Теннозу – самые известные из таких островов.

 

 

-7-

Творческим кредо Кензо  Танге было достижение гармонии между природой и искусственной средой, к которой он стремился во всех своих работах. Так, в здании Токийской мэрии, даже вид со смотровых площадок Северной и Южной башни располагает к созерцательности. С 43-го этажа открывается потрясающий вид на город, невдалеке ковром расстилается парк Йойоги (один из крупнейших городских парков Японии), а в хорошую погоду (обычно осенью и зимой) видно гору Фудзи. Конечно, при строительстве этого ансамбля в 1981 году, мастер не забывал встроить в архитектурный ландшафт весь этот набор архетипичных японских символов. Здания Кензо Тангэ настолько органично вписаны в окружающий ландшафт, что иногда воспринимаются как часть природы, а не как произведение человеческого гения.

В конце 60-х он писал  о чайных церемониях, о традициях, о монастырях, о символике кровли – на фоне чудовищной скуки вырождающейся современной архитектуры это выглядело почти философией. К тому же это соответствовало образу мастера архитектуры XX века, умеющего не только строить, но и рассуждать. В этом Танге – очевидный наследник    -8-

Ле Корбюзье, которого он знал через своего учителя Кунио Маэкаву. Под влиянием Ле Корбюзье он, по собственному признанию, выбрал не только карьеру архитектора, но и педагогику, воспитывая тогдашних архитектурных мальчишек, нынешних сэнсеев Арату Исодзаки, Кисе Курокаву, Тадао Андо.

К. Танге был выдающимся знатоком не только истории, но и философии  исторической японской храмовой архитектуры. По этой тематике он опубликовал многочисленные эссе, часть которых вошла и  в посвященную архитектору монографию, вышедшую в СССР в 1976 г. Что было делом крайне необычным, почти исключительным, так как публикация монографий о зарубежных архитекторах в СССР была большой редкостью. В этом можно увидеть объективную невозможность замолчать гений архитектора и интереснейший феномен быстро развивающейся современной японской архитектуры, в том числе, и в России, не говоря уже о странах Запада, где К. Танге с начала шестидесятых годов прошлого века стал одним из самых публикуемых архитекторов, а интерес к японской архитектуре только растет с каждым годом.

Философия архитектуры  исторических синтоистских японских храмовых комплексов, в частности, характерное  для них единство искусственной  и природной среды и открытость к дальнейшему развитию, к трансформациям, стала важнейшей составляющей частью философии К. Танге как архитектора, что нашло свое отражение в формировании им вместе с другими японскими архитекторами особого, чисто японского направления в архитектуре и градостроительстве - «метаболизма».

 

 

 

 

 

-9-

Кензо Танге.  “Метаболизм”

Кензо Танге один из организаторов группы “Метаболизм”. Само слово “метаболизм” греческого происхождения, от греческого metabole – превращение, перемена. Чаще всего оно употребляется в значении естественных наук – совокупность химических реакций, протекающих в живых клетках и обеспечивающих организм веществами и энергией для его жизнедеятельности, роста.

Иными словами, значение метаболизма – изменение, перетекание  одной среды в другую с получением чего-то нового для последующего развития и видоизменения. Причем процесс этот бесконечен, не ограничен по времени: одна среда перетекает в другую, сливаясь с ней и образуя третью и т.д. С. Ожегов: “Чем ближе я знакомился с работами Танге, тем отчетливее понимал, что основой его творчества является не проектирование зданий, а создание полнокровной, многофункциональной градостроительной и архитектурной среды, способной к трансформации и росту”. (С. Ожегов « Кензо Танге»)

Информация о работе Традиции и инновационность в архитектурном творчестве