Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:37, реферат
Китай, его достижения, культура и история – все это заинтересовало меня ещё со школьной скамьи. Определенное любопытство побудила и философия даосизма – одна из ярких и выдающихся мировоззренческих позиций древнего и нынешнего Китая. Отдельный интерес вызвали события, которые происходили параллельно с возрождением даосизма в 80-ые гг. прошлого столетия и происходят по настоящий день. Переплетение восставновливающегося интереса к философии (к даосизму в частности) и политических и экономических событий дало определенного рода пищу для размышлений.
В современном Китае также отмечается подъем интереса к вопросам изучения религий, в частности даосизма. В 1979 г. было организовано Научное религиоведческое общество Китая.
Введение …………………………………………………………………………...3
Глава 1. Генезис даосского учения…………………………………..……………...4
Глава 2. Синтез даосизма и экономики в КНР……………………………………6
Глава 3. Обновление даосизма..………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………….......14
Список используемых источников………………………………………………...16
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА и продовольствия РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Белорусский государственный аграрный технический университет»
Кафедра философии и истории
Секция философии
Традиция даосизма:
история и современность
МИНСК,
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение …………………………………………………………………………..
Глава 1. Генезис даосского учения…………………………………..……………...4
Глава 2. Синтез даосизма и экономики в КНР……………………………………6
Глава 3. Обновление даосизма..………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………………………..
Введение
Тематика данного доклада выбрана вовсе не случайно.
Китай, его достижения, культура и история – все это заинтересовало меня ещё со школьной скамьи. Определенное любопытство побудила и философия даосизма – одна из ярких и выдающихся мировоззренческих позиций древнего и нынешнего Китая. Отдельный интерес вызвали события, которые происходили параллельно с возрождением даосизма в 80-ые гг. прошлого столетия и происходят по настоящий день. Переплетение восставновливающегося интереса к философии (к даосизму в частности) и политических и экономических событий дало определенного рода пищу для размышлений.
В современном Китае также отмечается подъем интереса к вопросам изучения религий, в частности даосизма. В 1979 г. было организовано Научное религиоведческое общество Китая.
Способствуя бурному экономическому росту последнего десятилетия, идеи даосизма благотворно влияют на производственную деятельность страны. Даосские принципы управления государством эффективно применяются в организации деятельности современных предприятий. В сельском хозяйстве все большее значение приобретают «естественное» земледелие и животноводство, основанные на поддержании экологического равновесия и отказе от техногенного природопользования.
Целью данной работы является анализ даосской традиции в контексте современных политико-экономических реалий Китая.
В качестве задач работы необходимо выделить следующее: изучение истории возникновения даосизма; выявление политико-экономических изменений Китая и их сопряженность с официальной идеологией на протяжении XX-XXI в.
Объектом исследования является история Китая. Предметом изучения выступает традиция даосизма.
Глава 1. Генезис даосского учения
Китай – страна древней истории, культуры, философии. Уже в середине второго тысячелетия до н.э. в государстве Шан-Инь (XVIII-XIIвв. до н.э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. История всех философских традиций древности свидетельствует о том, что мифологические воззрения родового общества оказали влияние на процесс становления основ научных знаний. Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии и, в частности, даосизма как государственной религии.
Даосизм — национальная религия Китая. Формирование ее охватывает длительный период — с середины I тысячелетия до н. э. вплоть до II в. н.э., когда возникает школа Небесных наставников (Тяньши дао), первое даосское институциализированное направление, после чего следует период эволюции собственно даосизма. За время своего существования даосизм не создал единой церкви, а догматические положения его ортодоксальных направлений не сформировались в конкретный, общий для всех верующих догмат, подобно христианскому «Символу Веры». Это отразилось на полиморфизме даосской доктрины, особенностях ритуальной деятельности и организационных уровнях. Тем не менее даосизм представляет собой цельный социокультурный феномен, оказывающий значительное влияние на жизнь современного китайского общества.
С определенной долей условности можно выделить три следующих базовых источника и составные части даосизма и «общедаосской» доктрины:
1. Учения ранних даосских мыслителей (Лао-Цзы, Чжуан-Цзы, Ле Юй-коу, Лю -Ань) и их школы (дао цзя). Они не только впервые использовали саму идеограмму Дао для обозначения абсолютной субстанции, но, что гораздо важнее, — вербально отразили ее сущностные проявления. Их опыт во многом определил особенности даосизма, повлияв на открытость его доктрины и возможность глубокого синтеза с другими учениями и верованиями.
2. Архаичные верования, культы и практики народов Китая. Они предоставили даосизму не только богатый материал мистического опыта предшествовавших столетий, но и обширную религиозную методологию. С другой стороны, связанные с культурными народными традициями, они, по мере вхождения в даосизм, способствовали глубокому укоренению его в сознании китайцев. Имея ярко выраженную локальную окраску, они обусловили огромное разнообразие в культовой деятельности даосов в их религиозно-эстетическом самовыражении.
3. Древние представления о возможности обретения бессмертия, развившиеся в учение о бессмертии (сяньсюе) и нашедшие отражение в даосской доктрине. Достижение не ограниченного во времени существования целостной психосоматической личности стало сотериологической целью даосизма, его цементирующей основой.
Религиозное познание мы рассматриваем как важную грань реального опыта постижения мира, развивающуюся в едином историческом пространстве. Доктрины, являясь продуктом осмысления конкретного мистического опыта, представляют собой вехи этого эволюционного процесса. Они составляют сущность любого религиозного учения и влияют на все без исключения составные части религии, от культовой практики и организационной структуры до элементов ритуального облачения и культовых предметов.
Сложность изучения даосизма во многом определяется его промежуточным положением между начальными и развитыми религиозными формами. В нем, наряду с элементами примитивных верований и суеверий, присутствуют вполне оформленные доктринальные положения. Несмотря на присущую ей аморфность, даосская доктрина является целостной мировоззренческой системой, определяющей основополагающие принципы деятельности современных последователей даосизма независимо от его направлений.
Глава 2. Синтез даосизма и экономики в КНР
Отношения с обществом — одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед любым религиозным институтом. В XXI в. это ощущается как никогда остро. Секуляризация и постепенное вытеснение религии из социальных сфер современных светских государств обусловлено многими факторами. Важнейшие из них — появление таких моделей политической организации, которые, будучи в новых условиях полностью свободными от теократических идеалов, способствуют независимому развитию политической и экономической деятельности, а также научно-техническая революция, в корне преобразившая мир и расширившая возможности человека до не мыслимых прежде горизонтов.Эта стихия секуляризации вместе с государственной идеологией маосизма и марксизма (под влиянием тогдашнего СССР) не обошла и Китай.
Политика руководства КПК и КНР в отношении религии вообще и даосизма в частности, претерпевала изменения. Сразу после образования КНР религия была отделена от государства. Контакт с религиозными организациями осуществлялся через руководство партийных (Отдел Единого фронта) и государственных (Отдел по делам религии Госсовета КНР) органов. На первом этапе были определены следующие основные задачи: установление контроля над деятельностью религиозных объединений, невмешательство их в политическую и экономическую жизнь страны; лояльное отношение к новой власти, сотрудничество руководителей религиозных организаций с государственными партийными органами; предупреждение иностранного влияния на религиозные круги КНР и др. Партийная пресса, опираясь на марксистско-ленинское учение, называла религию «опиумом для народа» и указывала, что лишь путем индивидуального пересмотра каждым гражданином своих убеждений возможно преодоление религиозности. Активно культивировалась установка о естественном отмирании религии по мере роста образованности, повышения уровня благосостояния народа и успешного строительства социализма.
Такую позицию китайское руководство занимало в течение всего периода существования КНР, за исключением десятилетия «культурной революции» (1966-1976 гг.), когда религиозная деятельность запрещалась повсеместно, конфессионные организации были разгромлены, а государственные органы по связи с религиозными коллективами упразднены.
Развитие КНР с конца 70-х годов связано с курсом на проведение экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики.
III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшийся в декабре 1978г., принял решение о переносе центра тяжести в работе партии и правительства на решение экономических проблем и провозгласил задачу модернизации экономики страны. Этот пленум рассматривается в КНР как «великий переломный момент», с которого началось становление страны на правильный, отвечающий условиям Китая путь экономического развития. Хотя сроки выполнения программы модернизации, конкретные пути осуществления экономической реформы неоднократно пересматривались, основные цели остаются неизменными и заключаются в том, чтобы превратить Китай в богатое, демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.
Достижение поставленных целей связывается с построением «социалистической рыночной экономики», сочетающей использование двух хозяйственных систем: планово-распределительной и рыночной, постепенное внедрение элементов рынка и сокращение централизованного распределения, уменьшение доли госсектора при увеличении доли других форм собственности, сосуществование регулируемых государственных и свободных рыночных цен. Преобразование хозяйственного механизма рассматривается в Китае в качестве чрезвычайно сложной, масштабной задачи, требующей системного подхода и длительного периода времени, что, в частности, отмечалось в докладе Цзян Цзэмина на XV съезде КПК в сентябре 1997г. По мнению китайского руководства, система социалистической рыночной экономики в полном объеме может быть создана в течение 20-30 лет путем преодоления множества трудностей и проблем
III пленум ЦК КПК XI созыва, состоявшийся в декабре 1978 г., стал поворотным для всей государственной политики, в т. ч. в религиозных вопросах Руководство партии и правительства КНР осознало объективность существования религии, невозможность устранения ее административно-силовыми методами. Появилось стремление использовать религию в целях внешней и внутренней политики Китая, экономического преобразования страны.
Положение о свободе вероисповедания было закреплено Конституцией КНР 1978 г. (ст. 46) и впоследствии детализировано в действующей Конституции 1982 г. «Граждане КНР вольны исповедовать религию, -декларирует Конституция. — Никаким государственным учреждениям, общественным организациям и отдельным лицам не дозволяется принуждать граждан исповедовать религию или не исповедовать религию. Не дозволяется дискриминация исповедующих религию граждан и не исповедующих религию граждан. Государство охраняет нормальную религиозную деятельность. Никому не дозволяется использовать религию для осуществления деятельности по подрыву общественного порядка, для причинения ущерба телесному здоровью граждан, для препятствования системе государственного образования. Религиозные братства и религиозные силы не должны подвергаться воздействию зарубежных сил». Положения Конституции послужили основой дальнейшей разработки законодательной и нормативно-правовой базы КНР в сфере религиозной политики.
В ст. 177 Уголовного кодекса КНР 1979 г. говорится, что подлежат наказанию «государственные должностные лица, незаконно лишающие граждан свободы вероисповедания и нарушающие нравы и обычаи национальных меньшинств», а ст. 99 предусматривает наказание за «использование феодальных предрассудков, сектантских организаций для осуществления контрреволюционной деятельности». Ст. 165 названного документа предусматривает наказание колдунов и знахарей, «которые распространяют нелепые слухи, вымогают имущество, пользуясь предрассудками».
В мае 1980 г. была восстановлена Китайская ассоциация последователей даосизма. Ее председателем на съезде Ассоциации был избран известный даосский монах школы “цюань чжэнь” Ли Юйхан, который и до роспуска Ассоциации принимал активное участие в ее работе, являясь заместителем председателя Ассоциации.
Интересно, что одной из основных задач, поставленных перед Ассоциацией, в настоящее время является оказание содействия правительству в деятельности по объединению страны (имеется в виду проблема Тайваня, с особенной остротой поставленная на XII съезде КПК в 1982 г.). Ассоциация призвала единоверцев на Тайване исповедовать религию вместе в «истинно патриотическом духе» («Жэньминь жибао», 14.05.1980). Сказанное позволяет еще раз подчеркнуть важность внешне– и внутриполитического фактора в отношении руководства КНР к религии.