Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:37, реферат
Китай, его достижения, культура и история – все это заинтересовало меня ещё со школьной скамьи. Определенное любопытство побудила и философия даосизма – одна из ярких и выдающихся мировоззренческих позиций древнего и нынешнего Китая. Отдельный интерес вызвали события, которые происходили параллельно с возрождением даосизма в 80-ые гг. прошлого столетия и происходят по настоящий день. Переплетение восставновливающегося интереса к философии (к даосизму в частности) и политических и экономических событий дало определенного рода пищу для размышлений.
В современном Китае также отмечается подъем интереса к вопросам изучения религий, в частности даосизма. В 1979 г. было организовано Научное религиоведческое общество Китая.
Введение …………………………………………………………………………...3
Глава 1. Генезис даосского учения…………………………………..……………...4
Глава 2. Синтез даосизма и экономики в КНР……………………………………6
Глава 3. Обновление даосизма..………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………….......14
Список используемых источников………………………………………………...16
Из других задач, стоящих перед даосской Ассоциацией, выделяются: «сплочение всех последователей даосизма и развитие даосской традиции, обеспечение активного участия верующих в социалистическом строительстве, оказание поддержки правительству и осуществление политики свободы вероисповедания, развитие и расширение исследовательской работы по изучению даосизма, борьба с гегемонизмом и за укрепление мира во всем мире».
В настоящее время Ассоциация возобновляет и свою научную деятельность. В частности, журнал «Чжунго чжэсюши яньцзю», посвященный истории китайской философии, опубликовал проспект исследования под названием «Очерки истории даосизма в Китае» (Чжунгодаоцзяо ши тиган), подготавливаемый научно-исследовательским отделом Ассоциации. Проспект включает в себя разработку периодизации истории даосизма, из которой будут исходить авторы. Выделяется пять основных этапов: 1) источники даосизма (до формирования «Пути Небесных наставников» в 142 г.); 2) ранний даосизм (142—220 гг.—т. е. период деятельности «Небесных наставников», предшествовавший их капитуляции перед Цао Цао и утрате автономии их «государства»); 3) период развития и реформ (220—960 гг.); 4) разделение школы и направления (960—1368 гг.) и 5) даосизм периодов Мин и Цин (до 1911 г.).
Глава 3. Обновление даосизма
После первых двух пятилеток после решения пленума ЦК КПК страна существенно изменилась. Во все сферы общества, в каждый дом вошла религия. Были отреставрированы старые заброшенные «лихим 20-летием» даоские храмы и построены новые. Стабилизировалась экономика, у граждан возросли существенно доходы, китайцы перестали уезжать из страны.
В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. В программных документах КПК было заявлено о недопустимости противопоставлений планового хозяйства товарному и необходимости развития последнего как наиболее эффективного инструмента развития экономики.
Центральная роль отводилась реформе системы ценообразования — постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые централизованно устанавливаются государством, переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа цен проводилась в несколько этапов. Первоначально были предприняты шаги по совершенствованию действующих государственных цен, их приближению к реальному уровню затрат. В значительной степени были увеличены традиционно заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию и повышены цены на средства производства. В области механизма ценообразования происходила постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления. На втором этапе стала осуществляться постепенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг товаров производственного и потребительского назначения. Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.
Задача реформирования государственных предприятий — в настоящее время наиболее сложная и масштабная проблема, стоящая перед экономикой КНР. Мероприятия по реформированию на государственных предприятиях КНР до последнего времени реализовывались «главным образом в направлении расширения их прав в хозяйственной деятельности при сохранении за государством права собственности на имущество предприятия. Основной имущественно-хозяйственной формой является система подрядно-хозяйственной ответственности предприятий, где наряду со старой системой отчисления прибыли осуществляется переход к системе налогообложения и практике возврата кредитов после уплаты налогов. Одновременно вводится акционерная система как более высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий, которая используется по мере накопления опыта самостоятельной хозяйственной деятельности.
Сейчас Китай вступил в «период рекордно высокого уровня слияний и приобретений», в ходе которого около 90 % государственных предприятий страны перейдут в частные руки, т.е. будут приватизированы (термин «приватизация» в Пекине стараются не употреблять, там предпочитают другой термин – «преобразование характера собственности»). Правительство надеется, что частные владельцы помогут сделать убыточные компании, лежащие тяжелым бременем на китайской экономике, рентабельными. При этом учитывается, что приватизация приведет к росту армии безработных, тем более что уже 25 миллионов человек потеряли работу. Поэтому принято решение, что средства, вырученные от продажи госпредприятий, пойдут в первую очередь на поддержку неимущих слоев, в том числе на систему здравоохранения, пенсионную систему и систему социального обеспечения. Также один из путей решения этой проблемы — создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что, по различным оценкам, до 2013г. может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны.
Кампания по приватизации возвещает, пишет «Washington post», о наступлении нового этапа перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Однако в Пекине подчеркивают, что этот переход не тождествен отказу от государственного регулирования экономики. Китайское руководство в ходе экономических преобразований намерено и дальше сохранять «командные высоты» в экономике и прежде всего в стратегически важных для развития страны отраслях и производствах. Под контролем государства по-прежнему останутся на правах общенародной собственности земля, ее недра и природные ресурсы, в том числе месторождения полезных ископаемых.
Значительные изменения произошли в инвестиционной политике. Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения. Осуществляется децентрализация государственных капиталовложений в сторону увеличения роли источников финансирования, находящихся в руках местных властей и государственных предприятий.
Заключение
Минувшее столетие — время бурных перемен, затронувших практически все стороны общественной жизни Китая. В определенный период традиционная идеология и религиозные институты стали объектом не только пренебрежения, но и неприятия со стороны государственного руководства, что особенно резко проявилось в годы «культурной революции». Казалось бы, в такой ситуации само существование системы традиционных ценностей и религий, в т. ч. даосизма, окажется под вопросом. Однако события последних десятилетий убедительно свидетельствуют об удивительной жизнеспособности даосизма. Укоренившись в сознании китайцев, он не только во многом восстановил утраченные позиции, но и продолжает развиваться. В этом процессе даосская традиция претерпевает глубокие многосторонние изменения, приобретает новые черты и формы. Нынешняя политика руководства Китая способствует укреплению социальной значимости даосизма.
Изучение современного состояния даосизма в КНР еще раз подтвердило, что как социальный институт он является органичной частью китайского общества, а даосская культура представляет собой один из основных источников общекитайской традиции. Даосизм остается важным фактором, воздействующим на жизнь современного Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Не зная и не учитывая его роли и влияния на китайское общество, невозможно серьезно говорить о диалоге культур Запада и Востока.
Даосизм в современном виде представляет собой и религию, включающую в себя как обряды, ритуалы, и различные техники для усовершенствования тела, ума и духа. Даосизм сложен, многогранен и во многом парадоксален, но лучший способ понять его, — научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Долговечна же не абстрактная истина, а искренность чувства, которое бесконечно долго предвосхищается, и потому бесконечно надолго запоминается. Даосизм учит ценить вечное, а потому он и сам бессмертен.
На сегодняшний день процессы, происходящие в экономике Китая привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. Китай стал первым государством, протянувшим руку помощи Беларуси после распада СССР. За годы сотрудничества взгляды двух стран сплелись воедино, страны стали стратегическими партнёрами. «Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», – заявил в ходе своего визита в Китай Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г., обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Республика Беларусь взяла опыт в экономике и адаптировала его к своим условиям. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Так, газета «Financial times» писала в 2004 году: «Мы все еще боимся Китая. Разумеется, он представляет уже не такую опасность, как раньше. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай остается угрозой». Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны.
Список используемых источников
1. Алексеев, В. М. Китайская народная картина / В.М. Алексеев. - М., 1966.
2. Быков, Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае / Ф.С. Быков. - М., 1966.
3. Быков, Ф. С. Философская школа «Цзися» / Ф.С. Быков // Проблемы Дальнего Востока – 1977. – №2 (22). – С.67-74.
2