Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 16:04, реферат
Цели исследования:
Узнать какое место и роль занимают традиции в жизни общества
Задачи исследования:
Узнать, что такое традиция;
Узнать какое место и роль занимают традиции в системе социальных норм;
Осознать ценность традиций;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие традиции 4
2. Роль традиций в жизни общества 5
3. Ценность традиций 6
4.Традиции в России 8
4.1.Пасха 8
4.2.Иван Купала 9
4.3.Масленица 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Ценность традиций
Цели исследования:
Задачи исследования:
Традиция - стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые традиции, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в традиционном обществе, где традициями определяются все существенные стороны социальной жизни.
К.В. Чистов писал: “традиция
- это сеть (система) связей настоящего
с прошлым, причем при помощи
этой сети совершаются
Философский взгляд на проблему традиции дают Долгушин М.И., Савицкий П.Н., Трубецкой Н.С., Шацкий Е., в их работах традиция предстает как одно из необходимых условий естественного здорового становления культуры, она есть воспроизведение гармонии и сбалансированности всех социально-культурных начал общества.
Традиции - это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее.
Традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются условия жизни - изменяются и традиции. В той же части, в которой традиции связаны с самой природой человека, у них есть нечто неизменное во времени и общее для представителей самых различных культур и цивилизаций..
Основное внимание заслуживает механизм воздействия традиций на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения. Для начала нужно узнать о функциях традиций. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность назначение традиций. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, у традиций основные функции:
а) регулируют общественные отношения;
б) аккумулируют и передают опыт людей.
Дальнейшее исследование этого вопроса может привести к выделению и других функций, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций.
Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции выполняет путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты.
На содержание традиций влияют такие требования и принципы морального кодекса, как добросовестный труд на благо общества, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния, нетерпимость к тунеядству, нечестности, стяжательству.
3. Ценность традиций
В современности традиция выступает и как факт общественного бытия, и как факт общественного сознания. В силу этого необходимо различать два тесно связанных, но различных предмета теоретического осмысления - традицию как культурно-исторический факт, и традиционализм как ценностное отношение к традиции, также выступающий культурно-историческое явление идеологического характера.
В обществе с социальным расслоением трудно говорить о какой-то одной традиции. В социально дифференцированном обществе один и тот же индивид может входить в разные социальные группы и различным образом быть связанным с разным групповым прошлым, с разными традициями. Морис Хальбвакс полагал, что механизм сохранения прошлого в памяти состоит в том, что человек постоянно реконструирует его заново, исходя из опыта социальной группы, к которой он принадлежит.
Множественность традиций, одновременно существующих в обществе, подвижность и изменчивость элементов общественного наследия, отсутствие жесткой конструкции целого. Элементы разных традиций в деятельности субъектов приводятся в различные сочетания. Всякий элемент традиции, унаследованный даже из далекого прошлого, включается в новые системные связи и даже будучи сам по себе неизменен, несет в себе не только следы своего происхождения, но и своего движения сквозь время вплоть до сегодняшнего дня.
Сокращение времени жизни отдельных традиций, множественность линий преемственности, восстанавливаемых из будущего к прошлому, свобода выбора и оценки элементов наследия в действии передачи. Каждая социальная группа подвержена сильному влиянию систем идей, созданных в разные периоды национальной истории.
И для индивида, и для групп, составляющих общество, прошлое означает очень много совершенно разных вещей.
Обобщая эти особенности, Шацкий формулирует главную характеристику закономерностей наследования в обществе современного типа: опосредованность сознанием и деятельностью социальных групп как субъектов культурного действия.
Он предлагает различить среди всех существующих в литературе трактовок традиции три ракурса взгляда на традицию:
Большой круг авторов связывает традицию с ценностным отношением к наследию. "Традицией… является не сам институт, а вера в его ценность" (М. Радин).
Р. Зиманд говорит об "островах традиции на реке наследия". Понятие традиции относится не ко всему наследию, а к выделенным его частям. "Принцип выделения традиции - это принцип, исходящий всегда из мира ценностей". Совокупность наследия представляет собой множество фактов.
Традиция же есть только там, где принимается во внимание реальность субъекта, его позиция в отношении к этим фактам. При этом преодолевается рассмотрение традиции как чего-то просто "данного". Появляется сложная проблематика преемственности и преобразования, непостоянства шкалы ценностей, отбора. "Унаследовать традицию попросту нельзя, овладеть ею можно, только приложив большое усилие" (Т.Элиот).
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.
4.1. Пасха
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.
Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей.
Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.
Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.