Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:12, контрольная работа
Современная концепция прав человека наглядно свидетельствует о том, что закреплённые в международных соглашениях нормы в этой области являются результатом деятельности государств на внешнеполитической арене.Окончание холодной войны подарило мировому сообществу надежду на то, что международные принципы, в том числе и в области прав человека, станут в ближайшее время по-настоящему всеобщими. Однако завершение противостояния двух сверхдержав не способствовало снижению напряжённости в мире.
Право и мультикультурный характер современного мира……………….3
Либеральная трактовка права в русской философской мысли………….10
Список литературы…………………………………………………………16
Министерство образования и науки россии
федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «государственный университет –
учебно-научно-производственный комплекс»
Факультет Дистанционного обучения
по дисциплине «Философия права»
Работу выполнил студент Федотова Н.Д. группа 5-5Ю ПДО г. Мценск |
Замечания по работе
|
Работу проверил Аронов Д.В. |
Подпись преподавателя ________________
г. Мценск, 2013
Содержание
Право и мультикультурный характер современного мира.
Современная концепция прав человека наглядно свидетельствует о том, что
закреплённые в международных соглашениях нормы в этой области являются результатом деятельности государств на внешнеполитической арене.Окончание холодной войны подарило мировому сообществу надежду на то, что международные принципы, в том числе и в области прав человека, станут в ближайшее время по-настоящему всеобщими. Однако завершение противостояния двух сверхдержав не способствовало снижению напряжённости в мире. К тому же оказалось, что значительное число противоречий и разногласий предыдущих эпох и исторических периодов никуда не исчезло, а лишь было отодвинуто на второй план блоковым противостоянием и идеологической войной XX в. Именно поэтому в
настоящее время особенно остро встал вопрос о роли ООН в формировании нового мирового порядка, а вопросы прав человека приобрели приоритетное значение.
По окончании второй мировой
войны многим стало понятно, что
если права человека, его честь
и достоинство попираются в отдельных
странах, сохраняется угроза вовлечения
человечества в кровавые <разборки>:
мятежи, войны, карательные акции. Как
правило, тоталитарные режимы не довольствуются
подавлением инакомыслия внутри
страны, они стремятся расширить
свое влияние на другие страны. Подавление
прав человека в отдельных странах
- тлеющий источник кризиса, в который
может быть вовлечена значительная
часть планеты. Поэтому страны-победители
вместе с другими государствами
создали Организацию
Один из самых важных документов, вобравший в себя многовековые чаяния людей во всех уголках планеты, - Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Ее значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформулированы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделов конституций о правах граждан).
В последующем мы достаточно подробно рассмотрим содержание Всеобщей декларации как основного документа по правам человека в мире, а здесь отметим, что эта Декларация объявляет всех людей свободными и равными в своем достоинстве и правах. Она провозглашает ряд прав человека, которые можно разбить на две большие группы: 1) гражданские и политические права и 2) социальные, экономические и культурные права. Самое правильное - не разделять эти права на более важные и менее важные. В прошлые годы такой <классификацией> увлеченно занимались как у нас, так и в цивилизованных странах.
Советские пропагандисты утверждали, что важнее социальные, экономические и культурные права - на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, образование и т.д., потому что именно они гарантируют благополучие существования человека. При этом утверждалось, что у нас эти права обеспечены в полной мере.
Западные пропагандисты
Разумеется, не было недостатка во взаимных (во многом справедливых) обвинениях: с <той> стороны - в подавлении свободы слова, совести, демонстраций и т.п., а с <этой> - в массовой безработице, заброшенности пенсионеров, толпах бездомных и т.п.
Теперь в нашей стране день ото дня оказывается все меньше препятствий для осуществления политических и личных прав и свобод граждан, но зато стали явью безработица, многочисленные бомжи (люди без определенного места жительства), пенсионеры, спасающиеся от голода с помощью благотворительных столовых, брошенные, бесприютные дети, индустрия проституции, организованная преступность, миллионные доходы одних на фоне голодного прозябания других...
Однако затронутый выше вопрос - лишь один из многих, ответы на которые составляет современное понимание прав человека в цивилизованных, свободных странах. Об этом следует поговорить, потому что есть и другие представления о свободе личности - в странах, подобных Северной Корее, где регламентирован практически каждый шаг человека, где люди вынуждены исповедовать одну политическую доктрину, поклоняться <великому вождю>, получать строго нормированные товары и при этом выражать глубокую благодарность <за счастливую и радостную жизнь>. И наша страна не так давно испытала все эти прелести.
Итак, первое, что нужно понять, - права человека реальны только в правовом государстве.
Очень важное обстоятельство: права человека не создаются государством, а по существу присвоены личности, являются для нее естественными. Без этих прав и свобод личность не может иметь чести и достоинства, она превращается в рабское, убогое существо, достойное только жалости.
Центральное положение философии прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство человека никогда не может быть принесено в жертву интересам государства. Наоборот, государство должно быть защитником прав личности. Но, обеспечивая осуществление прав человека, государство, если оно правовое, не должно предписывать, как человеку поступать, что ему делать, к чему стремиться. Достойное поведение, образ жизни человек выбирает себе сам. Если же государство вмешивается в это, оно становится нарушителем гражданских прав.
Важный вопрос в философии прав человека - соотношение прав и обязанностей. Для <советской> точки зрения характерен следующий порядок: сначала обязанности, потом права; обязанности важнее прав. Классическая точка зрения иная; она выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других и требования морали. Отстаивая права, неверно забывать об обязанностях, действовать по принципу: <Я хочу, имею право и прошу мне их обеспечить, а там хоть трава не расти>.
Следующая проблема - соотношение прав народа и отдельной личности. Демократический подход к этому соотношению выражается в положении: права человека имеют приоритет над правами народа. К тому же <права народа> - понятие очень неопределенное. Им зачастую пользуются политиканы в своих корыстных интересах. Где права, там и ответственность... А могут ли быть ответственны целые народы?
В России, как и во многих других странах, существует традиция поверять правовые нормы моральными, за юридическими отношениями видеть отношения нравственные. Права человека полезно тесно связывать с уровнем нравственной, правовой воспитанности, образования людей, их реализующих. Право на свободу демонстраций может у людей неорганизованных, озлобленных, мстительных вылиться в участие в кровавых уличных беспорядках, а свобода слова - в публичные оскорбления политических противников.
И в заключение отметим несомненную зависимост
Практически все западные и большинство
современных государств были созданы
в соответствии с идеей нации-государства.
Кризис этой системы, который продолжается
последние два десятилетия, вызван
внутренними и миграционными
процессами, в ходе которых в европейские
страны стали пребывать граждане многих
азиатских и африканских государств. Значительную
часть этого потока составили мусульмане.
Этот процесс привел к тому, что в западном
мире появилась политика мультикультурализма.
Во многом мультикультурализм ‒ это идеология, политика и социальный дискурс, признающий правомерность и ценность культурного плюрализма, уместность и значимость многообразия и разноликости культурных форм (например, этнических, религиозных и расовых). В контексте мультикультурализма непохожесть и отличительность перестают рассматриваться как «чуждое», становясь просто «другим».
Мультикультуралистская
Несмотря на то, что в последние годы некоторые политики (как в нашей стране, так и за рубежом) заявляют, что политика мульти-культурализма исчерпала себя, на самом деле, фактически только ее реализация сохраняет баланс сил в современном мире. Скорее необходимо говорить о том, что имеет место недостаточно полная ее реализация в некоторых странах.
Как уже было отмечено выше одной
из ключевых характеристик
Следует различать мультикультурность
как реальность (положение дел, ситуацию)
и мультикультурализм – как политику
и/или идеологию.
Следует различать "старую" западную
внутрицивилизационную "мультикультурность
1" и новую "мультикультурность 2",
возникающую где-то в конце 1990-х. "мультикультурность
1", включающая коммунитаристские сообщества
и идеи, вписана в европейские демократические
ценности и институты и не проблематизирует
их. По отношению к ней в 1970-х – 1980-х гг.
и создается политика и идеология мультикультурализма.
Она тесно связана с постмодернистскими
настроениями и идеями, включающими плюрализм
и толерантность и движениями "черных",
аборигенов (индейцев), феминисток, сексуальных
меньшинств, инвалидов. Здесь в основном
шли дебаты между либералами и коммунитаристами.
Новая "мультикультурность 2"–
это плод глобализации, приведшей
к массовым потокам иммиграции из
бедных стран в богатые. Результатом
стало появление иноцивилизационных,
в первую очередь исламских, анклавов
в европейских странах. Эта новая межцивилизационная
мультикультурность представляет собой
серьезный вызов Западу, его ценностям.
По отношению к ней политика и идеология
мультикультурализма, созданные для старой
"мультикультурности 1" являются
неадекватными. Это и фиксируют заявления
ряда лидеров европейских стран: "мультикультурализм
провалился".
Кроме проблемы "столкновения" цивилизационных
ценностей есть еще столкновение ценностей
коллективистских и индивидуализированных
обществ. Для коллективитской идеологии,
широко распространенной сегодня в исламском
мире, в отличие от западной как либеральной,
так и коммунитаристской, жизнь индивида
мало что значит.
В плане указанных процессов и проблем
Россия отстает от Франции и других европейских
стран на несколько десятилетий, поэтому
анализ европейского опыта для России
очень актуален.
Итак, надо различать "старую" и "новую" мультикультурности, вторая как иноцивилиазционная и коллективистская качественно другая и плохо сочетается с западными институтами и ценностями и ее нельзя рассматривать с помощью тех понятий, которые были выработаны для первой. Адекватное описание новой ситуации потребует многослойной модель описания и вариантов политики, что и предлагается разрабатывать на данном семинаре.
Либеральная трактовка права в русской философской мысли.
Либерализм— (от латинского слова liberalis— свободный) по прямому смыслу — свободомыслие, вольнодумство; - это политическая идеология, обосновывающая процесс обособления и становления самостоятельного индивида, ставящая в центр внимания защиту его естественных прав и свобод от вмешательства властей.
Информация о работе Трактовка права в русской философской мысли