Трактовка права в русской философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Современная концепция прав человека наглядно свидетельствует о том, что закреплённые в международных соглашениях нормы в этой области являются результатом деятельности государств на внешнеполитической арене.Окончание холодной войны подарило мировому сообществу надежду на то, что международные принципы, в том числе и в области прав человека, станут в ближайшее время по-настоящему всеобщими. Однако завершение противостояния двух сверхдержав не способствовало снижению напряжённости в мире.

Содержание работы

Право и мультикультурный характер современного мира……………….3
Либеральная трактовка права в русской философской мысли………….10
Список литературы…………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

Либерализм представляет собой  весьма гибкую и динамичную систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения  в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми реальностями. Об этом свидетельствуют все перипетии  и основные вехи формирования и эволюции либерализма.

При всей своей многовариантности  либерализм имеет общие корни  и определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, в совокупности делающих его особым типом общественно-политической мысли.

, и о том, что бы он желал  в них изменить.

Классический либерализм в России.

В конце XVIIIвека -первой половине XIX в., в то время когда в Европе понятие "либерализм" прочно вошло в  общественно-политический лексикон и  шло активное формирование либерального мировоззрения, государственный и  общественный порядок Российской империи  находился на прежних основаниях. Дворянство, составлявшее малую часть  населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные  от обязательной службы государству  помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский  «класс рабовладельцев». Из дворян формировались  бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX в. практически отступали. Острейшим явился вопрос о крепостном праве. Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Правительство порой осознавало опасность углубляющейся розни основных сословий, но сколько-нибудь существенные реформы провести было неспособно. Как во всяком самодержавном государстве, политика России во многом зависела от личности монарха. Так еще в конце XVIII в. Павел I отменил некоторые привилегии дворян и законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю; но он же роздал в частное владение (дворянам) около 100 тыс. дворцовых и казенных крестьян.

Однако постепенно набирали силу иные тенденции. Темпы развития экономики  неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее отставание России от Запада, ослабление ее в хозяйственном, военном и политическом отношении. В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество, бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально  встал вопрос о правомерности  существования сложившейся феодально-крепостнической  системы.

Важную роль здесь сыграли просветительские идеи французских XVIII в. (Вольтера, Дидро, Монтескье и др.) мыслителей. Французское  просветительство продолжало оставаться базой для распространения среди  передовой части русского общества реформаторских настроений. Именно в  этой среде формировалось убеждение  в необходимости общественных преобразований. Таким образом, ранние политические и идеологические движения либерального типа в России имели западническую  ориентацию.

Либерализм, укрепивший свои позиции в процессе реформ середины XIX в., ставил своей целью преобразовать общественный, политический и государственный строй России в соответствии с образцами мирового, естественного, европейского пути развития. Основными положениями либералистских доктрин стали: капитализм со свободой предпринимательства и частной инициативы, права и свободы индивидуальной личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, конституционная монархия (с предельно ограниченной властью монарха) или республика, «правовое государство» и режим законности.

Второе пришествие либерализма  в Россию.

Одним из наиболее сенсационных явлений  истории России уже в конце XX в. стало возвращение в нее устоев либерализма. Второе его пришествие после кризиса начала века и 70-летнего  изгнания исполнено поразительных  перипетий. Воспринятый российским обществом сначала (в 1987-1988 гг.) в  качестве своего рода дополнения к  социализму, либерализм затем стремительно обретает самостоятельность и в  течение трех лет одерживает триумфальную победу над коммунистическим режимом.

В 1991 г. политические силы, выступившие  под либерально-демократическим  знаменем, фактически, мирным путем  взяли в свои руки политическую власть в стране. О таком триумфе либералы в дооктябрьской России не могли  даже мечтать. Но не менее поразителен  последующий исторический поворот: не прошло и года после начала чисто  либеральных реформ, как массы  россиян разочаровались и в них, и в своих прежних политических кумирах. В дальнейшем влияние этой идеологии в России неуклонно  снижалось, и сегодня она пребывает  в состоянии глубокого кризиса.

Представители отечественной общественно-политической мысли оценивают либерализм и  его судьбу в России в зависимости  от своей партийно-политической позиции: национал-патриоты и коммунисты считают  его чужеродным явлением, продуктом  иностранного влияния; представителипротивоположного, "демократического" лагеря в последние  годы озабочены по преимуществу выяснением причин стремительного падения его влияния в России после 1991 г. При этом "разочаровавшиеся" демократы объясняют неожиданный для них поворот реформ "перерождением" или "предательством" своих политических соратников, оказавшихся после 1991 г. у власти, а также тем, что те действовали не в строгом соответствии с заветами либерально-демократического движения оппозиционного периода.

Явная растерянность и противоречивость в объяснении резкого падения  авторитета либеральной демократии заключены в оценках Л.Тимофеева, являющегося одним из видных идеологов  современного российского либерализма. В 1993 г. он объявил роковой ошибкой  демократов из диссидентского лагеря их вступление в альянс в конце 80-х  гг. с "демократами" из КПСС и помощь этим "двуличным политикам" в  обретении власти. Стремительное  нравственное падение последних, по его заключению, дискредитировало либеральную  демократию в целом. В 1995 г. Л. Тимофеев высказывался уже в том духе, что  в России вообще не было и нет  условий для либерально-демократического общества, причем главными его противниками объявляются уже не эгоистичные "верхи", а консервативные "низы".

Исторические условия распространения  либерализма в России на рубеже 80-90-х  гг. обладали существенными отличиями  от условий его развития в дооктябрьской  России. В 80-х гг. в России, казалось бы, вообще отсутствовала "естественная среда" для его распространения (частная собственность, рынок и  экономическая конкуренция, гражданское  общество и политические свободы). По воспринятым многими современными российскими политиками и обществоведами меркам западных советологов Россия была тоталитарно-коммунистическим обществом,с  либерализмом вообще несовместимым. Тем  более актуален и закономерен  вопрос: почему переход этого общества в либерально-демократический режим  осуществлялся эволюционным путем  и так стремительно? Тому есть несколько причин, и одна из них, на мой взгляд, имеет прямое отношение к характеру советского общества 60-80-х гг.

Согласно выводу ряда исследователей в этом обществе происходила неуклонная эрозия тоталитарных принципов и  формировались внутренние механизмы  и предпосылки преодоления тоталитаризма  и перехода в фазу либерально-демократической  модернизации. Среди исследований, содержащих данный вывод, одним из наиболее весомых является монография американского  профессора М.Левина "Феномен Горбачева", в которой доказывается, что процессы индустриализации и урбанизации  советского общества в 80-хгг., атономизациив  нем личности, рост грамотности, особенно среднего и высшего образования, трансформации рабочего класса интеллигенции, партийно-государственной элиты  и их ментальностивплотную подвелсоветское  общество к радикальным реформам.

Но все же, совершенно очевидно, и к середине 1980-х гг., т.е. к  началу горбачевских реформ "естественная среда" либерализма в России отсутствовала. Его восприятие российским обществом  подготавливалось в первую очередь  воздействием субъективных факторов, среди которых поначалу решающую роль играла деятельность М. Горбачев. Будучи избранным в 1985 г. Генеральным  секретарем ЦК КПСС, Горбачев, по его  собственному признанию, сделанному позднее, сосредоточил в своих руках власть, равную монаршей, и сознательно стал на путь реформирования советского общества. Оценив; политику Горбачева и сравнивая  ее с возможными действиями других реальных претендентов на пост Генерального секретаря ЦК КПСС, можно утверждать, что никто из них не был способен на столь радикальные реформы.

Именно в 1991 г. либеральная демократия окончательно сменила демократический  социализм в качестве кредо модернизации в России. В контексте этой перемены укоренилось и обрело популярность понятие "либерализм". Но освоению либеральных принципов существенно  способствовал уже горбачевский курс реформ образца 1987-1988 гг.Концепция демократизации включила тогда не только собственно демократические меры (введение альтернативных выборов, разделение властей, отмена цензуры), но и ряд идей из арсенала либерализма (естественные и неотъемлемые права человека, рынок и рыночная конкуренция, гражданское общество и т.д.). В целом идейно-политическая концепция Горбачева становилась во всебольшей степени либерально-демократической, прокладывавшей путь внедрения в российское общество моделей и механизмов, характерных для западных стран. Правда, сам Горбачев и его окружение отвергали наличие в реформаторском курсе каких-либо "буржуазных" (в марксистско-ленинской трактовке тождественных либеральным) ценностей, доказывая, что провозглашенная ими демократическая модель социализма восходит к идеалам Маркса и Ленина. Но в действительности новая идеология и стратегия означали либеральную ревизию "марксизма-ленинизма", ибо многие из включенных в них ценностей, в первую очередь гражданское общество, парламентаризм, разделение властей, естественные и неотъемлемые права человека, характеризовались Марксом и Лениным как буржуазные и резко осуждались. Постепенно Горбачев и его окружение стали называть эти ценности "общечеловеческими" и "универсальными", имея в виду, что они должны быть восприняты любым обществом, рассчитывающим на прогрессивное развитие.

Эволюционируяв направлении восприятия либеральных принципов, Горбачев и  его окружение добились успехов  и во внесении их в массовое сознание, как и в их практической реализации, вехами в которой стали XIX Всесоюзная конференция КПСС в июне-июле 1988 г. (одобрено введение альтернативных выборов, разделение властей, правовое государство, воспринята идея гражданского общества), IIIСъезд народных депутатов  СССР в марте 1990 г. (отменена 6-я Статья Конституции СССР и создана легальная  почва для политического плюрализма и многопартийности), законы, создавшие условия для введения рыночных отношений, конкуренции, частной собственности.

Деятельность Горбачева способствовала также возникновению главного выразителя современного российского либерализма - политического движения, названного радикальным, равно как и демократическим.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Нерсесянц В.С. Философия права. 2-е издание перераб. и доп. М.. 2011.

2. Осипов И. Д. Философия права. СПб., 2010.

3. Философия права. Курс лекций: учебное пособие в 2 т. Ф.А. Аверин, И.А. Гобозов, А.И. Гузнов [и др.]; отв ред. М.Н. Марченко. М., 2011.

4. Абашидзе А.Х., Лукашук И.И. Глобализация. Государство. Право. XXI век // Государство и право. 2001. № 10.

5. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 2001.

6. Алексеев С.С. Теория права: поиск новых подходов. Екатеринбург, 2001.

7. Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе. 1906-1917 гг. М., 2005.

8. Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания. // История государства и права. 2004. № 5.

 

 


Информация о работе Трактовка права в русской философской мысли