Труды К.Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Маркс и Энгельс видели исторический путь общества от «первобытного стада» через античный (рабовладельческий) тип, феодально-крепостнический к современному, основанному на системе наемного труда в промышленном производстве, с необходимостью должен быть продолжен в производстве жизни вне наемного труда, вне частной капиталистической собственности, в условиях свободной ассоциации свободных индивидов.
Марксизм оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Биография Карла Маркса, содержание и значение 5-6 экономических учений К. Маркса
2. Биография Маркса и теоретическая база его учения 7-10
2.1 Диалектический материализм 11-15
2.2 Материалистическая идея практики 16-17
2.3 Сознание и теория идеологии 18
2.4 Обзор «Капитала» Маркса 19-21
3. Современные дискуссии о содержание и значении 22-23
экономического учения Карла Маркса
3.1 Новая концепция истории Карла Маркса 24-26
3.2 Современная интерпретация взглядов Карла Маркса 27-28
3.3 Значение теории К. Маркса 29-31
Заключение 32-33
Список использованной литературы 34-35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                  3-4

1. Биография Карла Маркса, содержание и значение                        5-6  экономических учений К. Маркса

2. Биография Маркса и теоретическая база его учения                     7-10

2.1 Диалектический материализм                                                        11-15

2.2 Материалистическая идея практики                                              16-17

2.3 Сознание и теория идеологии                                                           18

2.4 Обзор «Капитала» Маркса                                                              19-21

3. Современные дискуссии о содержание и значении                        22-23 экономического учения Карла Маркса

3.1 Новая концепция истории Карла Маркса                                     24-26

3.2 Современная интерпретация взглядов Карла Маркса                 27-28

3.3 Значение теории К. Маркса                                                            29-31

Заключение                                                                                             32-33

Список использованной литературы                                                    34-35

 

 

 

 

 

 

Введение

Карл Маркс, как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли. Его идеи выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.

Можно утверждать, что  К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом сформулировали в общих чертах социально-политическую концепцию коммунистического радикализма.

Маркс явился продолжателем  и гениальным завершителем трех главных  идейных течений 19-го века, принадлежащих  трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии Гегеля, классической английской политической экономии Смита и Рикардо и французского социализма в связи с революционными французскими учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира. Таким образом марксизм - система взглядов и учение К.Маркса.

Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. В противоположность идеалистическому воззрению Гегеля Маркс и Энгельс взглянули на мир и человечество материалистически.

Маркс и Энгельс видели исторический путь общества от «первобытного  стада» через античный (рабовладельческий) тип, феодально-крепостнический к  современному, основанному на системе  наемного труда в промышленном производстве, с необходимостью должен быть продолжен в производстве жизни вне наемного труда, вне частной капиталистической собственности, в условиях свободной ассоциации свободных индивидов.

Марксизм оказывал и  оказывает огромное влияние на различные  стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография  Карла Маркса, содержание и значение  экономических учений К. Маркса

Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввинов, перешедших в 1816 г. из иудейства в протестантизм.

В 1830-1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в1841г. получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного направления, что и привлекло пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для него излишне опасным и К. Маркс на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883 находит убежище в Лондоне.

В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и Капитал, который рассматривал как труд всей своей жизни. Что касается финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс является сотрудником газеты «Нью-Йорк дейли трибюн», но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852-1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу К критике политической экономии, и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.

Однако в 1862 г. разрыв с Ф. Лассалем, прекращение с началом гражданской войны в США сотрудничества в Нью-Йорк дейли трибюн вызвали значительные финансовые затруднения, затянувшиеся до 1869 г., когда друг и соратник Ф.

Энгельс решил эту  проблему, обеспечив К. Маркса ежегодной  рентой. Именно в этот период, ценою неимоверных усилий и будучи нездоровым, в 1867 г. он окончательно отредактировал и в том же году в Гамбурге издал I том Капитала. Два других тома (с самого начала было задумано выпустить Капитал в трех томах) ко времени издания первого не были готовы к публикации как ввиду болезни и финансовых затруднений, так и, скорее всего, из-за осознания автором незавершенности этой работы.

При жизни К. Марксу так  и не удалось завершить II и III тома Капитала. Еще в ноябре 1878 г. в  письме Н. Даниельсону он писал, что к концу 1879 г. подготовит к печати 2ой том Капитала, но 10 апреля 1879 г. сообщал ему же, что этот том опубликует не ранее, чем изучит развитие и завершение кризиса английской промышленности.

К. Маркса не стало 14 марта 1883 г. Весь труд по сбору и подготовке к публикации II, который вышел в свет в 1885 г. и III (издан в 1894 г.) томов Капитала взял на себя Энгельс. По-видимому, в самом деле, довольно трудно установить, какая часть приходится на долю Энгельса в произведениях Маркса, но, очевидно, она немаловажная. Но что касается Капитала, несомненно и другое: эти тома- посмертные. Их содержание было извлечено Энгельсом из рукописей Маркса, далеко не законченных.

 

 

2. Биография  Маркса и теоретическая база  его учения

Основные положения  общей теории Маркса по признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых - идеи диалектики и материализма, у третьих - понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества. К. Маркс является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно - следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.

Однако центральное  место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция  базиса и надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе К критике политической экономии. Основная идея в этом произведении была сформулирована так: В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстройки предпринята попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом развития производительных сил и производственных отношений, которая подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо буржуазной общественной формацией, - пишет он, - завершается предыстория человеческого общества. По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными, не позволили понять представителям классической политической экономии, которые собственно открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.

Обращаясь к сути рассматриваемой  концепции К. Маркса, следует заметить, что идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не проста в применении. Например, производительные силы зависят одновременно от технической оснащенности и от организации совместного труда, которая в свою очередь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но право - это часть государства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки. Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, для марксиста экономический подход означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса другому.

По убеждению К. Маркса, капитализм, эра которого берет свое начало в XVI веке, исключает гуманизацию  общества и демократию из-за частной  собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе  трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, мерилом богатства станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у автора Капитала действительно нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функционировать". Маркс представил определенное число доводов, позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние противоречия капитализма разрушат его.

Следует подчеркнуть, что  в доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов  распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Общественным идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый человек обретет свободу.

Впрочем, убежденность К. Маркса в торжестве идеалов бесклассового  общества зиждется прежде всего на теории классов, ставшей достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А. Смита. Считая себя последователем классиков, он действительно занимался в основном проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом, капиталом и землевладельцами, т.е. между классами. Но центральной идеей его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.

Еще в Манифесте Коммунистической партии К. Маркс писал: История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Диалектический  материализм

Весной 1845 года, когда  Энгельс приехал в Брюссель, Маркс, уже открыл для себя и устно излагал своему другу и соавтору положения нового философского мировоззрения.

Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной  сущности, то есть об экономических  причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостного мировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества были нарисованы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной, абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из прошлого» - причины, механизмы, источники отчужденного труда. Получалось, что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных в философской картине «целостного человека», недоставало подлинной научной основы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы. Ответ на эти вопросы был получен на путях разработки и обоснования нового философского мировоззрения.

Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно», - так говорил Маркс.

Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической. Из развития духа она  выводила развитие природы, человека и  людских, общественных отношений. Маркс  и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития, отбросили предвзятое идеалистическое воззрение; обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот - дух следует объяснить из природы, материи. В противоположность Гегелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были материалистами. Взглянув материалистически на мир и человечество, они увидели, что как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил.

Информация о работе Труды К.Маркса