Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:51, курсовая работа
Маркс и Энгельс видели исторический путь общества от «первобытного стада» через античный (рабовладельческий) тип, феодально-крепостнический к современному, основанному на системе наемного труда в промышленном производстве, с необходимостью должен быть продолжен в производстве жизни вне наемного труда, вне частной капиталистической собственности, в условиях свободной ассоциации свободных индивидов.
Марксизм оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира.
Введение 3-4
1. Биография Карла Маркса, содержание и значение 5-6 экономических учений К. Маркса
2. Биография Маркса и теоретическая база его учения 7-10
2.1 Диалектический материализм 11-15
2.2 Материалистическая идея практики 16-17
2.3 Сознание и теория идеологии 18
2.4 Обзор «Капитала» Маркса 19-21
3. Современные дискуссии о содержание и значении 22-23
экономического учения Карла Маркса
3.1 Новая концепция истории Карла Маркса 24-26
3.2 Современная интерпретация взглядов Карла Маркса 27-28
3.3 Значение теории К. Маркса 29-31
Заключение 32-33
Список использованной литературы 34-35
Заключение
На протяжении минувшего столетия марксизм был одной из наиболее влиятельных научных доктрин, определявшей как проблематику теоретических дебатов, так и политическую практику в мире. Тиражи сочинений К. Маркса, его последователей опережали тиражи других книг, с ними были сопоставимы разве что тиражи Библии. Лозунги марксизма использовали и гуманисты, и кровавые диктаторы XX столетия. И вдруг все оборвалось. Поражение реального социализма, ликвидация «социалистического лагеря» снизили влияние этого учения, общественный интерес к нему. Имя К. Маркса исчезло из общественных дискуссий. Даже нынешние российские левые имеют слабое представление об основателе научного коммунизма: в своих политологических построениях, не говоря уже о лозунгах, они опираются на что угодно, но только не на марксизм в его изначальном, классическом виде.
Отчасти это неизбежно. Происходит естественная реакция отторжения. То, что насильственно навязывалось на протяжении десятилетий, отходит на задний план, а то и вовсе исчезает из интеллектуальной жизни. О марксизме не хочет думать российская интеллигенция среднего возраста, которой это учение вбивалось на почти анекдотическом уровне - «всесильно, потому что верно». Марксизмом не интересуется молодежь, воспитанная в постсоветский период, и в лучшем случае не путает Маркса с шоколадными батончиками «Марс». Марксизмом мало интересуются российские коммунисты. Это, впрочем, неудивительно - слишком многое в оригинальных текстах основоположника противоречит теории и практике его нынешних официальных последователей. Противоречия эти находятся не на уровне цитат, они касаются фундаментальных проблем оценки тенденций мирового развития.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира.
Но не все идеи социально - политической концепции марксизма выдержал проверку временем. Утратили актуальность идеи конфронтации, революции, вооруженной борьбы. Меняются представления про власть и ее носителей, государство и роль насилия, диктатуру и демократию, представления, которые раньше слаживались под влиянием психологии противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены с позиции современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.
Список использованной литературы
1.Булатов А.С. Экономика. - Москва: Юрист. 2001
2.Вышеславцев Б. П. Философская нищета марксизма. - М., 1999
3.Гайдар Е., Мау В., Марксизм: между научной теорией и «светской религией». //Вопросы экономики. 2004. №5, №6.
4.Грамши А. Наш Маркс. //Грамши А. Избр. произведения. - М., 1980.
5.Жуков Е. Некоторые вопросы теории социально-экономических формаций.// Коммунист, 1973, №11.
6.История философии: Запад - Россия - Восток. Книга вторая. Философия XV-XIX вв. - М., 1996
7.Костюк B.H. История экономических учений.- Москва: Центр. 2004
8.Кудров В. К Современной научной оценке экономической теории Маркса - Энгельса - Ленина //Вопросы экономики. 2005. №12.
9.Ленин В.И. Карл Маркс. - М., 1999
10.Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 годов
11.Миронов В. Марксизм в разломе эпох. В кн.: Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М.: Вагриус, 1999.
12.Смелзер Н Социология. - М.: Феникс, 2001.
13.Тадевосян Э.В. Социология. - М.: Знание, 2004.
14. Белоусов В. М., Ершова Т. В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс, 1999. 544 с.
15.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 2001
16.Ядгаров Я.С. История экономических учений.- Москва: Инфра-М. 2005
17.Якушев Д. О прошлом и будущем социализма. Причины появления «теории» государственного капитализма. - Марксизм и современность, 2003