Учение Анаксагора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:34, реферат

Описание работы

Философ Анаксагор, хотя его и нельзя поставить рядом с Пифагором, Гераклитом или Парменидом, тем не менее являлся значительной исторической фигурой. Он был ионийцем и явился продолжателем научной рационалистической традиции Ионии. Он был первым, кто познакомил афинян с философией и первым высказал мысль, что первопричиной физических изменений является ум. Целью данного реферата является ознакомление с учениями Анаксагора.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
I. Анаксагор из Клазомен …...............................................................................4
1.1. Жизнь и деятельность..................................................................................4
II. Учения Анаксагора.........................................................................................6
2.1. Космогония и космология...........................................................................6
2.2. Теория материи.............................................................................................7
2.3. Понятие разум …..........................................................................................9
Заключение..........................................................................................................11
Список литературы............................................................................................12

Файлы: 1 файл

Anaxagor.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Администрация городского округа Самара

АМОУ ВПО «САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

Факультет Управления и  информационных технологий

Кафедра «Гуманитарных и правовых дисциплин»

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

 

Учение Анаксагора

 

 

Студентки 2 курса,

группы 102 Д

Д.В. Мамаевой

Научный руководитель                           

к.ф.н., С.В. Юровицкий                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара

2011

Содержание

 

 

Введение...............................................................................................................3

I. Анаксагор из Клазомен …...............................................................................4

1.1. Жизнь и деятельность..................................................................................4

II. Учения Анаксагора.........................................................................................6

2.1.  Космогония и  космология...........................................................................6

2.2. Теория материи.............................................................................................7

2.3. Понятие разум …..........................................................................................9

Заключение..........................................................................................................11

Список  литературы............................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Философ Анаксагор, хотя его и нельзя поставить рядом  с Пифагором, Гераклитом или Парменидом, тем не менее являлся значительной исторической фигурой. Он был ионийцем и явился продолжателем научной рационалистической традиции Ионии. Он был первым, кто познакомил афинян с философией и первым высказал мысль, что первопричиной физических изменений является ум. Целью данного реферата является ознакомление с учениями Анаксагора.

Задачи работы заключаются в следующим:

1. Ознакомиться  с биографией Анаксагора;

2. Рассмотреть   его учения,  такие как :

  • Космогония и космология
  • Теория материи
  • «Ум» Анаксагора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Анаксагор из Клазомен

 

1.1. Жизнь и деятельность

 

 Анаксагор  - один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, родился в Клазомене около 500л. до н. э. Уже в раннем возрасте у Анаксагора пробуждается интерес к научным изысканиям и равнодушие к практической деятельности. По этому он оставляет все имущество ближайшим родственникам и покидает Клазомены. Через некоторое время Анаксагор  обосновывается в Афинах.

Афины бывшие до этого  родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев, обрели наконец, первого крупного философа. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином; таким образом, Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих мыслителей, и конечно, Платона и Аристотеля.1

Анаксагор вскоре занимает заметное место в духовной элите города, благодаря дружбе с вождем демократической партии Периклом. Вторая жена Перикла, знаменитая Аспасия, женщина умная и образованная, сгруппировала кружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции, включавший трагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку относился и Анаксагор, оказавший большое влияние на Еврипида.2

  Клазомене Анаксагор мог без труда разыскать и прочесть сочинения знаменитых милетцев – Анаксимандра и Анаксимена. В центре внимания молодого Анаксагора оказалась проблематика анаксименовского сочинения. Это была космологическая проблематика; точнее говоря, это было учение о происхождении и структуре космоса, рассматриваемого как нечто целое. Анаксагор любил наблюдать за ночным небом и светилами с вершины мыса Миманта. Отношение Анаксагора к ночному небосводу имело, скорее, эстетический характер. Недаром существует рассказ, что, будучи спрошен, ради чего лучше родится, чем не родится, Анаксагор ответил: «Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса»3. Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, не могла быть результатом действия слепых, беспорядочных сил. В мире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало, которое приводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космоса как единого развивающегося целого. Впоследствии он обозначил это начало термином noūs, то есть Разум.

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор обосновал падения  небесных тел. Падение метеорита в 467/66г. до нашей эры оказалось блестящим подтверждением его концепции небесных тел как раскаленных каменных глыб, удерживаемых в высоте силой круговращательного движения. Эта концепция была развита им еще до указанной даты.4

Свое сочинение, в котором были изложены итоги его научно-философских изысканий, Анаксагор написал, по-видимому, уже на склоне лет. У Плутарха имеется сообщение, что, находясь в тюрьме, Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга, но нет ни каких свидетельств о том, что эти его занятия привели к каким-либо результатам. Сочинение Анаксагора было написано простой и ясной прозой, послужившей образцом для трактатов Демокрита и других позднейших ученых.

В своих исследованиях  пришел к выводу, что солнце и  другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин. Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке – богатом торговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428г. до нашей эры.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Учения Анаксагора

 

2.1.  Космогония и  космология

 

В центре анаксагоровского учения о природе находилась космогоническая  концепция – концепция происхождения  и эволюции космоса. По Анаксагору, мир получил развитие из неопределенного и бесформенного первичного состояния, но оно не совпало у него ни с водой, ни с воздухом. Первичное состояние мира представляло собой смесь всех веществ в этом мире (всех «существующих вещей»). Эти вещества были раздроблены на бесконечно малые, не воспринимаемые нашими органами чувств частички (гомеомерии), перемешанные настолько совершенным образом, что ни одно из веществ не преобладало ни в какой точке пространства. По этой причине первичная смесь должна была казаться качественно-неопределенной. Но эта смесь обладала еще одной характерной особенностью: она была лишена движения.6

До начала процесса космообразования бесконечно малые частицы бесчисленных «существующих вещей» неподвижно покоились, они не изменялись и не перемещались, ибо не было ничего, что побудило бы их это сделать. Движение было привнесено неким внешним фактором, который Анаксагор назвал Разумом (nous). Разум выполнял функцию «первичного толчка». В определенный момент времени в каком-то ограниченном участке пространства Разум сообщает первичной смеси мощное круговращательное движение. Это круговращение начинает затем расширяться в силу того, что приведенные в движение частицы смеси увлекают за собой соседние, неподвижные еще, находящиеся на периферии вихря. Захватывая все большие участки пространства, и приводя в движение все большие области первичной смеси, космический вихрь замедляется, он как бы растрачивает свою энергию.

Первоначальная же скорость этого круговращения во много  раз превосходила любые известные нам скорости. Основная космобразующая роль кругового движения состоит в том, что это движение приводит к разделению первичной смеси на составляющие ее компоненты. Разделяющиеся таким образом компоненты первичной смеси образуют несколько концентрических слоев или оболочек. При этом в центре скапливаются наиболее плотные, влажные и холодные вещества, из них в дальнейшем уплотняется Земля. Редкие, сухие и горячие компоненты отбрасываются к периферии космоса. По мере дифференциации концентрических оболочек космоса, их движение приобретает все более неравномерный характер. Внешняя, эфирная оболочка продолжает вращаться с большой скоростью, захватывая все новые массы окружающей смеси, а внутреннее ядро космоса вместе с Землей испытывает значительно большее замедление. Это приводит к тому, что вращающиеся массы эфира воздействуют на края земного диска, отрывают от них выступающие глыбы и камни и увлекают их в своем движении. Солнце – самая большая из этих глыб, Луна – глыба поменьше, она не так раскалена, т.к. движется по орбите более близкой к Земле. Звезды – это более мелкие камни, они удалены от Земли дальше, чем Солнце и Луна, на своих местах они удерживаются центробежной силой. Анаксагор впервые дал объяснение солнечных и лунных затмений.

В отличие от пифагорийцев, для которых мир небесных сфер имел божественную природу, Анаксагор  отрицал существенные различия между  миром земным и миром небесных светил. Для Анаксагора не существовало принципиальной разницы между Небом  и Землей, и поэтому он имеет право претендовать на роль одного из основоположников физической науки7.

 

 

2.2. Теория материи

 

У Анаксагора еще не было философского понятия материи –  ни в смысле аристотелевской «гюле» (hyle), ни в том смысле, какой этот термин заполучил в философии Нового времени. Обычная трактовка учения Анаксагора находится под глубочайшим действием аристотелевской интерпретации воззрений большинства досократиков. В базе аристотелевской интерпретации лежит понятие «начала» (arch). У Анаксагора число начал безгранично, лишь у него таковыми началами служат не атомы, а бесчисленные отменно-определенные вещества – гомеомерии8.

Термин «гомеомерия» (в буквальном переводе –«подобочастная») показывает на основное свойство этих веществ: у них неважно какая  часть подобна по своим свойствам целому (homoios –«подобный», meros – «часть»). такая трактовка Аристотеля. Сам же Анаксагор называл эти начала, быстрее всего, семенами (spermata) – термин, который в различие от гомеомерий встречается в анаксагоровских текстах. У Анаксагора материальными первоначалами оказываются подобочастные вещества, либо любые встречающиеся в природе отменно-определенные вещества. Истинное бытие, по его мнению, присуще всем отменно-определенным вещам окружающего нас мира, по другому говоря, всем физически однородным веществам, и, до этого всего тем веществам, из которых состоят животные и растительные организмы. Анаксагор называл их «существующими вещами». Они есть не потому, что доступны нашему восприятию (они могут и не восприниматься нами, как это имеет место в первичной смеси). Они есть в серьезном онтологическом смысле – в смысле парменидовского бытия (eon). любая из этих вещей есть и может не быть.

А отсюда  следует, что  всякая «существующая вещь» не возникает  и не уничтожается, но постоянно остается равной самой себе как в количественном, так и в качественном отношении. В мире происходит только соединение и разделение «существующих вещей», которые дают нам видимость возникновения и ликвидирования. Об этом ясно пишет сам Анаксагор в собственном сочинении: «О возникновении и ликвидировании у эллинов нет правильного представления: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из имеющихся вещей и разделяется. И таковым образом, правильнее было бы назвать возникновение соединением, а ликвидирование разделением». В другом фрагменте Анаксагор говорит о выделении «существующих вещей» из первичной смеси и подчеркивает, что при этом выделении «все в совокупности ни меньше и не больше (ибо нереально быть больше всего), но все постоянно равно».

Первое важнейшее положение  теории материи Анаксагора: все«существующие вещи» не появляются и не уничтожаются, а есть постоянно в одном и  том же количестве. Для краткости  называют это положение «принципом сохранения материи».

Нет таковых вещей, которые состояли бы из незапятнанного, несмешанного вещества. Любая эмпирическая вещь представляет собой смесь всех «существующих вещей» - не неких, а конкретно всех, то есть бесчисленного их множества. «И так у огромного и у малого имеется равное число частей, то и таковым образом во всем может заключаться все. И не может быть обособленного существования, но во всем имеется часть всего».

Это положение, являющееся, непременно, уникальной чертой теории Анаксагора, называют принципом «универсальной смеси»9.

Анаксагор сообразил, что  его теория может считаться логически  безупречной только в том случае, если к принципу «универсальной смеси» добавить еще два дополнительных положения.

Первое из них –  положение об относительности огромного  и малого. Так как в хоть какой, сколь угодно малой либо сколь угодно большой вещи заключена «часть всего», то тем самым стирается принципиальная разница меж огромным либо малым. «И у малого ведь нет наименьшего, но постоянно еще меньшее… Но и у огромного постоянно есть большее. И оно равно малому по количеству (то есть по числу входящих в его состав «существующих вещей»). Сама же по себе любая вещь и велика и мала»10.

Отсюда нужно вытекает и второе положение – о бескрайней делимости вещества. В различие от атомистов Анаксагор не допускал существования мелких, далее уже неделимых частиц – не допускал по следующим причинам. Если бы такие частицы существовали, то они были бы простыми и отменно однородными. Но это находилось бы в противоречии с принципом «универсальной смеси»11. С другой стороны, такие неделимые частицы оказались бы естественным масштабом абсолютной малости. Но такового масштаба, согласно Анаксагору, быть не может. Неважно какая сколь угодно малая частица вещества заключает в себе все «существующие вещи» и, следовательно, не может считаться обычный и однородной.

Информация о работе Учение Анаксагора