Учение Анаксагора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:34, реферат

Описание работы

Философ Анаксагор, хотя его и нельзя поставить рядом с Пифагором, Гераклитом или Парменидом, тем не менее являлся значительной исторической фигурой. Он был ионийцем и явился продолжателем научной рационалистической традиции Ионии. Он был первым, кто познакомил афинян с философией и первым высказал мысль, что первопричиной физических изменений является ум. Целью данного реферата является ознакомление с учениями Анаксагора.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
I. Анаксагор из Клазомен …...............................................................................4
1.1. Жизнь и деятельность..................................................................................4
II. Учения Анаксагора.........................................................................................6
2.1. Космогония и космология...........................................................................6
2.2. Теория материи.............................................................................................7
2.3. Понятие разум …..........................................................................................9
Заключение..........................................................................................................11
Список литературы............................................................................................12

Файлы: 1 файл

Anaxagor.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

И так, с помощью сформулированных выше принципов – принципа сохранения материи и принципа универсальной  смеси, а также связанных со вторым из этих принципов положений об относительности  огромного и малого и о бескрайней делимости вещества Анаксагор решает делему, поставленную Парменидом.

Теория материи Анаксагора была отлично обмысленной и логически  безупречной теорией. Но из нее следовали  выводы, которые казались очень феноминальными и не могли полу чить универсального признания  ни в Vв., ни вболее позднее время12.

2.3. Понятие разум

 

Лишь после изложения теории материи, в своем сочинении, Анаксагор переходил к описанию процесса космического круговращения и указывал на причину этого процесса, то есть на Разум. Стиль анаксагоровского изложения здесь существенным образом меняется, становясь торжественным, почти гимноподобным, а Разум награждается всеми теми эпитетами и характеристиками, которые до нашего времени служат камнем преткновения для историков философии. То обстоятельство, что в ходе изложения своей теории материи Анаксагор не счел нужным что-либо сказать о Разуме, лишний раз подтверждает мнение, высказывавшееся многими исследователями, что он не рассматривал Разум в качестве одного из материальных ингредиентов вселенной. Эпитеты «легчайший» («тончайший») и чистейший, которыми характеризуется Разум, следует понимать не буквально, а скорее в метафорическом смысле. В соответствии с архаичной логикой досократиков эти характеристики имели своей целью противопоставить Разум всему вещественному, что подчинено закону универсальной смеси. Следует, однако, учесть, что русское слово «разум» («ум») – также как английское Mind или немецкое Geist – может служить лишь весьма приближенным эквивалентом греческого термина noūs. Бесспорно, что какие-то аспекты сознательной деятельности присущи Разуму Анаксагора – об этом свидетельствует, в частности, та фраза, в которой говорится, что «и соединявшееся, и отделявшееся, и разделявшееся – все это знал Разум»  13.

Вызывая круговращение первичной смеси, Разум как бы предвидит те последствия, которые из этого круговращения проистекут. Деятельность Разума выражается в том, что он определяет эволюцию космоса в направлении все большей его организации. Но он организует космос не потому, что вмешивается в процесс космообразования, направляя его согласно своей воле. Он это делает, сообщая первичной смеси мощное вращательное движение и тем самым, позволяя проявиться объективным закономерностям, присущим миру вещей. Все развитие космоса как бы запрограммировано в «первичном толчке», сообщаемом Разумом инертной материи. Если Разум и можно уподобить сознательно действующему божеству, то только в отношении выбора момента времени для начала космообразования.14

 Анаксагор писал о начале мира лишь в дидактических целях, а на самом деле он считал мир существующим вечно, то ли, подобно Платону, он полагал, что само время возникло вместе с миром. Решение этой загадки можно найти в тексте сочинения самого Анаксагора, где имеется любопытное место, с давних пор привлекавшее внимание исследователей: «Если все обстоит, таким образом, то следует полагать, что во всех соединениях содержится многое и разнообразное, в том числе и семена всех вещей, обладающие всевозможными формами, цветами, вкусами и запахами. И люди были составлены, и другие живые существа, которые имеют душу. И у этих людей, как у нас, имеются населенные города и искусно выполненные творения, и есть у них Солнце, Луна и прочие светила, как у нас, и земля у них порождает многое и разнообразное, из чего наиболее полезное они сносят в дома и употребляют в пищу. Это вот сказано мной об отделении, потому что не только у нас стало бы отделяться, но и в другом месте». Ряд историков философии, к которым относились, в частности, Дж. Бёрнет и Р. Мондольфо, ссылались на приведенный отрывок как на доказательство того, что Анаксагор (вопреки свидетельствам доксографов) допускал одновременное существование многих миров. В свою очередь наш космос представляет собой, возможно, лишь пылинку в некоем космосе более высокого порядка15.

 Каждый космос определяется Анаксагором как гомеомерия – в том смысле, что он есть лишь частичка какого-то целого, во всех отношениях подобная этому целому; с другой стороны, любой космос состоит из бесконечного числа микрокосмосов, из которых каждый является его подобием. «Разум же беспределен и самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но один он существует сам по себе». Двумя важнейшими функциями анаксагоровского Разума являются:

1. Разум как  источник движения. Осуществляя  «первичный толчок», он приводит  в движение вещи, ранее пребывавшие  в состоянии полного покоя.

2. Разум как  организатор космоса. Вызывая  космическое круговращение, он  определяет дальнейшее развитие  космоса в направлении все большей упорядоченности и организованности16.

Заключение

 

 

Анаксагор считает  основой всех вещей бесконечное  множество малых материальных частичек, качественно различных между  собой, которые он называл «семена  вещей» (гомеомерии).Материя, по Анаксагору, вечна, несотворима и неуничтожима, но качественно дифференцирована. Так он пытается решить проблему отношения единства и многообразия (качественного различия) сущего через признание положения о качественной определенности семян вещей. С этих же позиций он пытается решить проблему возникновения и гибели. Согласно

Анаксагору, новое  возникает, потому что семена вещей  содержаться в различных вещах. Поэтому одни вещи могут переходить в другие, соединяться и разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, либо как

гибель и  упадок. Анаксагор, однако, не считал, что  семена вещей способствуют соединению и разъединению. Семена вещей как  материальную основу мира он считает  инертными, неподвижными. Причину, приводящую их в движение и являющуюся в то же время причиной всех вещей, Анаксагор определяет термином нус — разум «Нус» у Анаксагора был основным принципом упорядочения материального мира.

Значительного прогресса достиг Анаксагор в  области теории познания. Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное познание. Разум тесно связан с чувствами, и только при их посредстве можно получить знание об окружающем мире. Однако, согласно его взглядам, восприятие совершается обратным, ибо одинаковое не воздействует на одинаковое. И, хотя он признает за чувственным познанием главную роль, но не абсолютизирует его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

 

    1. Философия: учеб./ А.В Аполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок.-М.: Проспект, 2009

   

Интернет источники:

 

    1. Великие мыслители: АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН http://www.bibliotekar.ru/filosofia/7.htm
    2. К.В. СЁМИН  http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003/6/044.html
    3. В.Ф Асмус. Античная философия.: АНАКСАГОР   centant.spbu.ru›sno/lib/asmus/2-4.htm
    4. Рожанский И. Д. «Анаксагор». М: Мысль, 1983. http://lib.rus.ec/b/305446/read

1 Философия: учеб./ А.В Аполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок.-М.: Проспект, 2009.-66с.

2 Великие мыслители: АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН http://www.bibliotekar.ru/filosofia/7.htm

3 В.Ф Асмус. Античная философия.: АНАКСАГОР   centant.spbu.ru›sno/lib/asmus/2-4.htm

4 http://www.bibliotekar.ru/filosofia/7.htm Великие мыслители: АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН

5 Рожанский И. Д. «Анаксагор». М: Мысль, 1983. http://lib.rus.ec/b/305446/read

6 Философия: учеб./ А.В Аполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок.-М.: Проспект, 2009.-72с

7 К.В. СЁМИН  http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003/6/044.html

8 Философия: учеб./ А.В Аполонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок.-М.: Проспект, 2009.-73с

9 В.Ф Асмус. Античная философия.: АНАКСАГОР   centant.spbu.ru›sno/lib/asmus/2-4.htm

10 К.В. СЁМИН  http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003/6/044.html

11 В.Ф Асмус. Античная философия.: АНАКСАГОР   centant.spbu.ru›sno/lib/asmus/2-4.htm

12 Рожанский И. Д. «Анаксагор». М: Мысль, 1983. http://lib.rus.ec/b/305446/read

13  В.Ф Асмус. Античная философия.: АНАКСАГОР   centant.spbu.ru›sno/lib/asmus/2-4.htm

14 К.В. СЁМИН  http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003/6/044.html

15 К.В. СЁМИН  http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003/6/044.html

16 Великие мыслители: АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН http://www.bibliotekar.ru/filosofia/7.htm


Информация о работе Учение Анаксагора