Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:47, реферат
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) — внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного.
1.Учение Аристотеля о материи и форме о основных причинах бытия.
1.1. Биография Аристотеля.
1.2. Логика Аристотеля. Три закона формальной логики.
1.3. Этические взгляды Аристотеля.
1.4. Материя и эйдос (форма). Движение.
1.5. Общество. Этика.
1.6. Формы государственного устройства.
2.Основные этапы и направления развития средневековой западноевропейской философии.
3.Патристика и схоластика. Проблема взаимоотношения разума и веры.
ПЛАН
1.Учение Аристотеля о материи и форме о основных причинах бытия.
1.1. Биография Аристотеля.
1.2. Логика Аристотеля. Три закона формальной логики.
1.3. Этические взгляды Аристотеля.
1.4. Материя и эйдос (форма). Движение.
1.5. Общество. Этика.
1.6. Формы государственного устройства.
2.Основные этапы и
направления развития
3.Патристика и схоластика.
Проблема взаимоотношения
1.1. Биография Аристотеля.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) — внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».
Аристотель соединяет форму и материю /материя и эйдос/.
Мир постигается с помощью чувств, но лишь частично. Есть еще и рациональное познание, которое помогает понять сверхчувственную сущность вещей.
1.2. Логика Аристотеля. Три закона формальной логики.
Категории:
1. род бытия 2. форма мысли 3. высказывание
+ количество, качество, время, пространство, сущность, свойство.
Аристотель вывел три закона формальной логики:
1. закон тождества (А есть А) |
2. закон исключенного |
3. закон исключенного третьего /третьего не дано/ (А или не-А истинно). |
На основе этих учений Аристотель строит учение о силлогизме (сосчитывание высказываний):
Аристотель называет
алогизм методом раскрытия
Диалогический метод Сократа.
По мнению Аристотеля диалог содержит:
- постановка вопроса
- стратегия вопросов и ответов
- построение умозаключения
1.3. Этические взгляды Аристотеля
Аристотель считал, что добродетели человека – это приобретаемые качества.
Добродетели:
Мудрость Рассудительность Щедрость Мужество Великодушие
Добродетели можно научиться. Человека Аристотель называл политическим животным. Государство – это разросшаяся семья. Назначение государства состоит в обеспечении счастьем всех граждан (те, кто имеет собственность).
Шесть форм государства:
+ |
- |
Монархия |
Тирания |
Аристократия |
Олигархия |
Полития |
Демократия |
Полития – это умеренная Демократия, когда правят достойнейшие, но в процессе управления и написания законов участвуют все граждане.
1.4. Материя и эйдос (форма). Движение.
Аристотель был недоволен тем, что, по его мнению, платоновские идеи как-то несопричастны единичным вещам, на их основе никак не объяснить то, что происходит с вещами. Платон-де не обратился к первым подлинным сущностям, он оперировал вторыми сущностями. Первая же сущность - это просто отдельный предмет, единичное бытие. Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией. Это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них - некоторое единичное бытие. Но что такое само единичное бытие? Как разрешить этот вопрос, на который не нашел четкого ответа Платон?
По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя - это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Форма выражается понятием. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что эйдос - форма - это и сущность отдельного, единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием.
Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие {начало движения) и цель ("то, ради чего"). Но и действующую причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи. Здесь мы имеем дело, пожалуй, с главным содержательным аспектом аристотелизма, центральный принцип которого - становление и проявление сущности, первостепенное внимание к динамике процессов, движению, изменению и к тому, что с этим связано, в частности к проблеме времени.
Исходные моменты
Обратимся теперь к конечному звену иерархии вещей. Ясно, что здесь Аристотелю приходится иметь дело не с материей, а с эйдосом, ибо именно эйдос, в отличие от пассивной материи, есть динамическая причинно-целевая программа. Речь идет об эйдосе, который является эйдосом всех эйдосов. Это перводвигатели вместе с тем первоум. Аристотель рассуждает весьма логично: раз всякий эйдос динамичен и понятиен, то эйдос эйдосов также динамичен и "умен". Ум-перводвигатель - это принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления - как динамического, так и целевого (энтелехиального), равно как и смыслового (умственного). Концепция ума-перводвигателя явилась логическим заключительным звеном развиваемых Аристотелем представлений о единстве материи и эйдоса. Ум-перводвигатель Аристотель называет богом. Но это, разумеется, неперсонифицированный христианский Бог. Впоследствии, через века, христианские теологи с интересом отнесутся к аристотелевским воззрениям.
1.5. Общество. Этика.
В своем учении об обществе Аристотель более конкретен и дальновиден, чем Платон, вместе с последним он считает, что смысл жизни не в удовольствиях, как считали гедонисты, а в совершеннейших цели и счастье, в осуществлении добродетелей. Но вопреки Платону благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: "ничего слишком...". Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - середина между расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию.
1.6. Формы государственного устройства.
Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).
Правильные формы: |
Количество правящих: |
Неправильные формы: |
Монархия |
Один |
Тирания |
Аристократия |
Богатое меньшинство |
Олигархия |
Полития |
Большинство |
Демократия |
Аристотель связывает
Интересно отметить, что современные политики в философском отношении подчас уступают Аристотелю. Быть может, всего рельефнее это проявляется в односторонности выбираемых ориентиров, когда во что бы то ни стало стремятся достигнуть чего-то одного-единственного, например, преобладания либо частной, либо общественной собственности. Знаменитый древнегреческий тезис "ничего слишком" остается непонятым.
Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.
2. Основные
направления и этапы развития
западноевропейской
Развитие культуры |
Состояние философии |
1. I - II вв. Процесс упадка античного
общества и зарождение средневе |
1. Грекоязычная и латинская Еще не созданы философские системы, намечен лишь круг вопросов христианской философии: о Боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях. |
2. II - III вв. Окончательная победа
христианской Церкви над |
2. Начало классической «Отцы Церкви» заложили основы философии христианства, создали модель подражательной, иконографической философии. |
3. IV в. Полное осознание декаданса, |
3. Августин Аврелий Блаженный (354 - 430) Сформирован образец средневекового мировоззрения в виде сплава религиозных представлений христианства с понятиями античной философии. |
4. V - VI вв. Приостановка процесса
идеологического |
4. Северин Боэций (ок. 480 - 524) Деформация образца |
5. IX - XII вв. Окончательное разделение христианской Церкви на католическую и православную. Усиление папской власти. Подъем средневековой культуры: рост университетов, развитие науки, искусства, строительства, архитектуры (готический стиль). |
5. Ранняя схоластика Спор номинализма и реализма. Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810 -877), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) - представители школы «реализма». Иоанн Росцеллин (ок. 1050 - 1210), Пьер Абеляр (1079 - 1142) - представители школы номинализма. Рационализм и натурализм i артрской школы. Мистика как форма оппозиции официальной схоластике. |
6. XIII в. Знакомство Запада с
высоким уровнем культуры |
6. Расцвет схоластики. Фома Аквинский (1225 - 1274) Попытка опровержения арабоязычной философии с позиций католицизма. Опыт обоснования христианской теологии, опираясь на античную традицию (Аристотеля). |
7. XIV - XV вв. Образование централизованных государств и усиление королевской власти. Коммунальные революции: возникновение городской культуры. Ослабление влияния Церкви, появление очагов новой гуманистической культуры. |
7. Поздняя схоластика Утверждение теории «двух истин» -Уильям Оккам (1290 - 1349), Жан Буридан (1300 - 1358). Плодотворный для науки и философии подъем номинализма. Джон Уиклиф (1330 - 1384), начало Реформации. |
3. Патристика и схоластика. Проблема взаимоотношения разума и веры.
Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.
Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого определили развитие европейской философии.
Характеристика этапа:
-интеллектуальное оформление
и разработка христианской
-философские элементы
платонизма играют
Главные проблемы патристики:
Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).
Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян).
Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий».
Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.
Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.
Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века).
Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии.
Характеристика этапа:
Систематизация христианской
философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён
Папским престолом святым, а его
система становится официальной
философской доктриной римско-
Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии.
Главные проблемы схоластики:
Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии.
Отсюда:
-больше внимания к
ней, к переосмыслению её
-а главное - восприятие
развитого категориального
Соотношение разума и веры.
Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение.
К такой истине можно идти двумя путями:
-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;
-путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.
Проблемы соотношения общего и единого.
Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).
Информация о работе Учение Аристотеля о материи и форме о основных причинах бытия