Учение Аристотеля о морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 08:25, доклад

Описание работы

Аристотель различал два вида наук – практические и теоретические (созерцательные). Этику и тесно связанную с ней политику Аристотель причислял к наукам практическим.
Практические науки - это науки о деятельности, о действовании ("праксис"), связанном со свободным выбором, совершаемым ответственным за свои поступки человеком. Цель действования - деятельность самого действующего субъекта.

Файлы: 1 файл

Аристотель.docx

— 36.45 Кб (Скачать файл)

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ

 

Аристотель различал два  вида наук – практические и теоретические (созерцательные). Этику и тесно  связанную с ней политику Аристотель причислял к наукам практическим.

Практические науки - это науки  о деятельности, о действовании ("праксис"), связанном со свободным выбором, совершаемым ответственным за свои поступки человеком. Цель действования - деятельность самого действующего субъекта.

Поскольку практические науки имеют  дело с этико-политической деятельностью  людей, а это сфера свободного выбора, важными категориями становятся  произвольное и непроизвольное.

 Непроизвольно то, что совершается по насилию или незнанию, когда принцип насильственного действия лежит вне действующего лица. Произвольные действия "те, принцип коих находится в самом действующем лице и которые совершаются, когда все обстоятельства, касающиеся какого-либо действия, известны действующему лицу" (III, 2, с. 41). Аристотель утверждает, что от человека зависит многое, если не все, ведь "в нашей власти быть нравственными или порочными людьми".

 

Аристотель считал, что  человек делает себя сам, а нравственность является приобретенным качеством  души. Согласно философу, "добродетель не дается нам от природы" (II, 1, с. 23), от природы нам дана лишь возможность приобрести ее. Аристотель определяет добродетель как "похвальные приобретенные свойства души"

 

Структура души и виды добродетели

 

Свою этику Аристотель основывает на психологии, на известном  нам уже делении человеческой души на три части. Это деление  философ повторяет и развивает  и в своей работе "Этика". Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Последняя часть  души, в свою очередь, распадается  на рассудок и собственно разум, иначе  говоря, на разум практический и теоретический. Теоретический и практический разум характеризуется и в трактате "О душе". Там сказано, что "созерцательный", или "созерцающий ум" "не мыслит ничего относяшегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться" (III, 9, с. 442), тогда как практический ум "от созерцающего ума отличается своей направленностью к цели" (III, 10, с. 422), это "ум, размышляющий о цели, то есть направленный на деятельность" (там же, с. 442). Неразумная часть души разделена в "Этике" на растительную (питательную) и страстную, стремящуюся, аффективную. Что касается растительной души, то там нет ни добродетелей, ни пороков. Страстная и разумная части имеют как свои добродетели, так и свои пороки. У разумной души имеются свои дианоэтические, или интеллектуальные, добродетели и свои дианоэтические пороки. Дианоэтические добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие, а пороки - противоположные им состояния духа.

Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели - добродетели поведения, нрава, этические добродетели. Душа этически добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами.

 

Как дианоэтические, так  и этические добродетели даны человеку не от природы, от природы дана лишь возможность их. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, а этические - путем воспитания. Этические добродетели деятельны, поскольку мы становимся справедливыми, поступая справедливо, скромными- -поступая скромно, а мужественными – поступая мужественно. Дианоэтические же созерцательны, однако и они имеют в в иду не само знание как таковое, а поведение, деятельность, практику. "Всякий,- сказано у Аристотеля,- в известном отношении виновник собственного характера". Интересно, что философ рассматривает в этическом разрезе не только поведение человека, но и его интересы. Лишь тот человек полностью добродетелен, кто стремится к мудрости, т. е. философ. Стремление к высшим ценностям возвышает душу и отвлекает ее от пороков, заставляя быть и этически добродетельной.

 

Добродетель –  это середина между двумя видами зла, мудрая середина между крайностями. Так, великодушие – середина между тщеславием и малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – между расточительством и скупостью.

 

 Теперь поговорим о  том, как же собственно достигаются  добродетель и о роли знания  в этом процессе

 

Достижение добродетели и роль знания.

 

 В этом вопросе Apистотель справедливо оспаривает мнение Сократа о том, что якобы "никто, обладая знанием, не станет противодействовать добру". Этот тезис Сократа противоречит очевидности. Ведь одно дело иметь знание о добре и зле, а другое - уметь или хотеть эти знанием пользоваться. Введя понятие свободного выбора, Аристотель открывает первую страницу длительного спора о свободной воле.

Знание и действие не одно и то же, знание носит общий  характер, действие же всегда частно. Знание того, что мужество - середина между двумя пороками, еще не дает, умения находить эту середину в жизни. Добродетели - не качества разума, считает Аристотель, они всего лишь сопряжены с разумом. Главное в приобретении этических добродетелей характера не само знание, а воспитание, привычка. Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших привычек. Совершая храбрые поступки, человек привыкает быть мужественным, привыкая же трусить - трусом. Прививать добродетели -  дело воспитателей и государства. Большую роль здесь играет пример. Нравственный человек – мера для других людей.

Интересен психологический аспект нравственности. Психологически-этическая нравственность означает повиновение страстной части души практическому разуму. Добродетель - сама себе награда. Порочных людей одна часть души влечет в одну сторону, другая - в другую, в их душах постоянное возбуждение, их гнетет раскаяние, укоры совести, на современном языке – это причина внутренних психологических конфликтов. Нравственный человек всегда в гармонии с самим собой.

Некоторые примеры добродетелей Аристотель рассматривает в частности. Например, такую добродетель как практичность, которую Аристотель определяет как "разумно приобретенное душевное свойство, осуществляющее людское благо" Собственная добродетель практической части разумной души практичность и как ее оборотная сторона - рассудительность: практичность приказывает, а рассудительность критикует. Практичен тот, кто способен хорошо взвешивать обстоятельства и верно рассчитывать средства для достижения ведущих к благополучию целей. Для практичности необходим опыт. Для практичности необходима изобретательность в подыскании средств осуществления целей. Но изобретательность, предостерегает философ, похвальна лишь при хороших целях. В противном случае практический человек опасен для общества.

Практичные люди годны для управления домом и  государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой. Отсюда такие виды практичности, как экономическая, законодательная, политическая. Аристотель подчеркивает, что практичность – является низшим видом моральной позиции человека. Практичность погружена в дела людей, но человек - не лучшее, что есть в мире, поэтому "нелепо считать политику и практичность высшим". Выше практичности с ее рассудительностью и изобретательностью Аристотель ставит мудрость как добродетель теоретической части разумной души. Остановимся на ней подробнее.

Разумная часть разумной души и  высшее блаженство

Разумная часть души направлена на созерцание неизменных принципов бытия, т. е. метафизических сущностей. Добродетель разумной, теоретической части разумной души состоит в мудрости. Мудрость выше практичности. Предмет мудрости - необходимое и вечное (не то, что преходящий мир политика-практика). Усматривается связь мудрости и науки. В "Этике" дается такое определение науки: это "схватывание общего и того, что существует по необходимости". Мудрость, наука, высшая дианоэтическая добродетель так же приобретаема, как и все другое. В этом плане Аристотель определяет науку как "приобретенную способность души к доказательствам". Соответственно, только мудрость и наука способны принести высшее блаженство.

При этом Аристотель понимает мудрость и науку как чисто  созерцательную деятельность, это апофеоз  отрыва теории от практики, что характерно для развитых античных учений. "Этика" Аристотеля заканчивается восхвалением истинного блаженства чисто созерцательной, антипрактической жизни философа-мудреца. Он подобен в этом отношении богу, которого Аристотель превращает теперь в созерцающего философа, ведь "деятельность божества, будучи самою блаженною,- говорит Аристотель,- есть созерцательная деятельность". Поэтому, продолжает философ, "из людских деятельностей наиболее блаженна та, которая родственнее всего божественной". Итак, делает вывод Аристотель, "блаженство простирается так же далеко, как и созерцание; и чем в каком-либо существе более созерцания, тем в нем и более блаженства". Философ, таким образом, является существом, наиболее способным для достижения высшего блаженства.

 

ПОЛИТИКА  И СОЦИОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Политическое учение Аристотеля изложено им главным образом в  его работе "Политика", примыкающей к "Этике". Но в известном смысле "Политика" Уже по своему предмету, чем "Этика". "Политика" развивает лишь одну тему "Этики" - тему практического разума, политической практичности и рассудительности. Аристотель чувствует, что государство все же ограничено в своих воспитательных возможностях, в его вЕдении находятся скорее этические, чем дианоэтические добродетели. Поэтому в "Политике" Аристотель говорит лишь об этических добродетелях и о таких дианоэтических, которые связаны лишь с практическим разумом. В качестве таковых Аристотель выделяет мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность.

Эти добродетели - условие счастья. Аристотель отмечает, что "добродетель не вредит тому, в ком она пребывает», что "без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслаждению и пище он хуже тогда всякого животного". Ведь "от прочих животных человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправедливом.

Особое место в его  концепции занимает справедливость. Справедливое – это середина между двумя родами несправедливости: нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Поэтому «понятие справедливости означает одновременно как законное, так и равномерное, а несправедливое – противозаконное и неравное отношение к людям». Таким образом, справедливость делится на уравнивающую и распределяющую. Цель уравнивающей – способствовать воздаянию равным за равное; второй – распределение благ согласно достоинству лиц, вступающих в общение.

Справедливость  есть высшая добродетель, в которой  заключаются все иные. Справедливость также – общее благо. Достижению общего блага и должна служить политика, это ее главная цель. Политик должен учитывать, что человек подвержен страстям и что человеческая природа испорчена. Поэтому политик не должен ставить своей целью воспитание нравственно совершенных граждан, достаточно, чтобы все граждане обладали добродетелью гражданина - умением повиноваться властям и законам.

Такова программа-минимум "Политики" Аристотеля, которая  сильно отличается от той заявки, которую  мы находим в "Этике". Программа-максимум распространяется Аристотелем лишь на правителей: для умения властвовать необходима не только добродетель гражданина, но и добродетель человека, ибо власть имущий должен быть нравственно совершенным.

 

 Государство и его состав

Государство - "форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством", политическое же устройство  - порядок распределения государственных властей". Политическое устройство предполагает власть закона, то есть "бесстрастного разума". Закон - это "те основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, кто ее нарушает".

Аристотель различает три вида власти: законодательную, административную и судебную.

Но главное в государстве - это гражданин. Государство состоит  именно из граждан, причем из свободных. При этом он допускает существование рабовладельческого строя. В этом одна из основных непоследовательностей Аристотеля. Раб – «одушевленный инструмент», часть имущества господина, отличающаяся от другого имущества лишь тем, что имеет человеческую, но рабскую, душу и тело.

Отмечая, что каждое политическое устройство имеет свое понятие о гражданине, сам Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении, называя это "абсолютным понятием гражданина" (III, 1, с. 95). Аристотель этим, по-видимому, желает сказать, что оно истинно для всех политических устройств, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, какие слои населения допускаются там до суда и управления. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане - это те, кто исполняет воинскую, административную, судейскую и жреческую функции.

Происхождение государства.

Аристотель пытается подойти  к государству исторически. Хотя здесь у него усматривается много противоречий.  Государство, будучи формой общежития граждан,- не единственная его форма. Другие формы - семья и селение. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как их цель. Государство - энтелехия семьи и селения, энтелехия человека как гражданина. Аристотель определяет человека как по своей природе политическое существо.

Информация о работе Учение Аристотеля о морали