Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 08:25, доклад
Аристотель различал два вида наук – практические и теоретические (созерцательные). Этику и тесно связанную с ней политику Аристотель причислял к наукам практическим.
Практические науки - это науки о деятельности, о действовании ("праксис"), связанном со свободным выбором, совершаемым ответственным за свои поступки человеком. Цель действования - деятельность самого действующего субъекта.
Больше Аристотель ничего
не может сказать о стимулах создания
государства, для него государство
существует естественно. Это означает,
что философ не может найти
специфические законы общественного
развития, он даже не подозревает об
их существовании. Историзм Аристотеля
мнимый. Говоря о семье, предшествующей
образованию государства, философ
знает лишь семью развитого
Действительно, семья в изображении Аристотеля непременно имеет три двойные части и соответствующие им три формы отношений: господин и раб, муж и жена, отец и дети" (господские, супружеские и родительские). В соответствии с этим Аристотель различает в семье власть господскую и власть домохозяина, первая власть - власть над рабами, вторая - над женой и детьми. Власть домохозяина - своего рода монархическая власть. Он приверженец патриархального строя.
Далее в своем историческом экскурсе Аристотель неправильно считает, что несколько семей со временем образуют селение. На самом деле, как известно, индивидуальные семьи выделяются из первобытной общины, из групповых семей. У Аристотеля же селение - разросшаяся семья, интересы которой уже превосходят обыденные нужды. Из нескольких селений как их энтелехия возникает государство. Неверно представляет он себе и природу государственной власти. Для него власть в государстве - это продолжение власти главы семьи.
Такова патриархальная теория
происхождения государства
Формы политического устройства
Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному и качественному признакам. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть - у одного лица, у меньшинства или у большинства. Качественный критерий – это цель (моральная значимость) правления – «правильные и «неправильные» формы. Получается всего шесть форм политических устройств: три правильных - царство, аристократия и полития; три неправильных - тирания, олигархия и демократия.
Монархия - древнейшая форма политического устройства, первая и самая божественная форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии в государстве превосходнейшего человека.
Однако в целом аристократия предпочтительнее монархии, ибо при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится народом, а так как личное достоинство обычно присуще благородным, то они и правят при аристократии. При политии (республике) государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ, единственная общая им всем добродетель - воинская, поэтому "республика состоит из людей, носящих оружие". Другого народовластия он не знает.
Что касается неправильных форм политического устройства, то Аристотель резко осуждает тиранию, утверждая, что "тираническая власть не согласна с природою человека" (III, 2, с. 141). В "Политике" содержатся знаменитые слова философа, что "чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана" (II, 4, с. 6l), ставшие впоследствие лозунгом тираноборцев. При олигархии правят богатые, а так как в государстве большинство бедно, то это власть некоторых.
Из неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной (VI, 2, с. 219), но при условии, что власть там остается в руках закона, а не толпы (охлократия).
В учении о государстве Аристотель обнаруживает некоторую непоследовательность.
Понятие идеального государства тоже несколько размыто. Главное – это достижение общего блага. "Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо" (III, 5, с. 115). По Аристотелю, это возможно лишь в государстве. Аристотель - последовательный сторонник государства. Оно для него "совершеннейшая форма жизни", "среда счастливой жизни" (I, 1, с. 6, 7). Государство, далее, якобы служит "общему благу". Но это относится только к, правильным формам. Аристотель признает частную собственность, в отличие от Платона. В наилучшем государстве граждане счастливцы, их жизнь совершенная и вполне себе довлеющая, а так как умеренное и среднее наилучшее, то там граждане владеют умеренной собственностью. Такое среднее сословие и устанавливает наилучшую форму правления.
философ различает существенные и несущественные, но тем не менее необходимые части государства. К необходимым, но к несущественным частям государства Аристотель относит всех трудящихся, а к существенным - лишь воинов и правителей. "Земледельцы, ремесленники и все торговое сословие, - сказано в "Политике", - необходимо входят в состав каждого государства; но существенные его части суть: воины и члены совета" (IV, 8, с. 167). Аристотель прямо заявляет, что "государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст, конечно, ремесленнику прав гражданина" (III, 3, с. 106), что, с другой стороны, "граждане такого (наилучшего.- А. Ч.) государства не должны быть земледельцами" (ведь у ремесленников и земледельцев нет философского досуга для развития в себе добродетели).
Выход из создавшегося противоречия
Аристотель находит в экспансии
греков. Грек не должен быть ни ремесленником,
ни земледельцем, ни торговцем, но эти
занятия в государстве
Итак, в наилучшем государстге все граждане-греки превращаются в рабовладельцев, а все народы мира - в их рабов. Греки должны стать властелинами Вселенной. Такова программа Аристотеля.
ВЫВОДЫ
Философская доктрина Аристотеля в целом трудна для понимания. Во многом это объясняется тем, что сам Аристотель так и не смог ясно решить для себя некоторые важные философские проблемы.
Аристотель подвел итог развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона включительно, создал дифференцированную систему знания, освоение которой продолжалось свыше полутора тысяч лет.
ЛИТЕРАТУРА: