Учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 05:34, контрольная работа

Описание работы

Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры.
Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

Содержание работы

Введение -----------------------------------------------------------------------------------3стр.
1.Критика учения Платона об идеях ------------------------------------------------4стр.
2.Этика Аристотеля ----------------------------------------------------------------------8стр.
3.Значение этики для Аристотеля -----------------------------------------------------9стр.
4.Учение Аристотеля о человеке и душе --------------------------------------------10стр.
Заключение--------------------------------------------------------------------------------14стр.
Список литератур--------------------------------------------------------------------------15стр.

Файлы: 1 файл

философия 1.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

   Основой этики  Аристотеля служит психология. Этика  изучает индивидуальное поведение  человека, его политику, является  по преимуществу социально-политической  этикой, т.е. областью знаний, исследующей  нравственные задачи гражданина  и государства, вопросы воспитания  хороших граждан и заботы об  общем благе.

   Этика Аристотеля  занимает среднее положение между  его психологией и политикой.         

3.Значение этики для Аристотеля

    К числу заслуг Аристотеля относятся определение и классификация наук, видов знания. Он разделил науки на три большие группы: теоритические (умозрительные”), практические (производительные) и творческие (созидательные). К первым отнес философию, математику и физику; но вторым - этику и политику, а к третьим - искусство, ремесла и прикладные науки.

   Философия - наиболее умозрительная из наук; она исследует то, что наиболее достойно познания - “первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное”. По Аристотелю, наука ценнее тем, чем более она созерцательна. “Созерцательная жизнь” - это жизнь, чуждая корыстолюбивых  расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Она посвящена познанию, поиску истины, т.е. представляет собой высший вид духовно-творческой деятельности. Лишь в процессе этой деятельности человек может приблизиться к безмятежному счастью, к чистому блаженству, которое доступно лишь богам. Для античных мыслителей познанием является отношение человека к миру, отношение микрокосмоса к макрокосмосу, установление связи с первоначалом. Познание всеобщего означает нахождение  за многообразием вещей и явлений их общего принципа, главенствующего начала.

   В древности “этика” (“учение о нравственности”) означала жизненную мудрость, “практические“  знания относительно того, что такое счастью и каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек - существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.

   Согласно Аристотелю, “всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное...”. Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То же самое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер воплощает в своем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию. Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки в строгом смысле слова. Практическая наука занимается получением знания для реализации идеала (поведение человека или производство продукта). В области “Практических” наук цель мышления не познание, но поступки и деятельность. Ведь не достаточно знать добродетель, нужно и поступать соответственно, т.е. осуществлять ее, стать добродетельным человеком. Аристотель пишет, что творчество и поступки не одно и то же. Поступки нераздельно связаны с человеком, с его деятельностью, со свободным выбором, с общими нравственными и правовыми нормами граждан общества, а творчество направлено на создание произведений искусства,  которые оцениваются только по своим достоинствам,  независимо от поступков человека.

   Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере “деятельности”, связанной со свободой воли, человек “выбирает” личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.

   Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.    

4.Учение Аристотеля о человеке и душе.

   Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал что сама душа не может двигаться. Аристотель различал четыре вида движения (изменения):

(1.) возникновение и уничтожение;

(2) качественное изменение, т.е. изменение свойства;

(3) количественное изменение,  т.е. увеличение и уменьшение (рост, убыль);

(4)перемещение, перемена места.

   Собственно к движению он относит изменения вида (2)-(4), поскольку изменение вида (1) есть скорее просто измерение, состоящее в переходе одной вещи в другую. Между тем, утверждает философ, возникновение и уничтожение совершаются относительно сущности; для нее же “нет движения, так как ничто существующее ей не противостоит”.

   Так как имеется четыре вида движений, то душа должна иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется не привходящим образом, то движение должно быть ей присуще по природе, а если движение, то место: ведь все названные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом. Если движение присуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в движение и посторонней силой, а если бы и посторонней силой, то и от природы. Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и от природы находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действием посторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое.

   Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя под действием посторонней силы. Аристотель определил душу как “первую энтелехию органического тела”, т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы.

   Соответственно своим функциям душа делится на три рода. Функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку.

   Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут. Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения.

   Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении  имеется одна душа в действительности (энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души. А именно: каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в  пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание.

   Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего. А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.

   Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного  движения. Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения;  тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному.

   Энтелехия (греч. entelecheia -  имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология (греч teleos -цель, logos - учение)- каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель)), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.

   Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так.  Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально.  Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как  возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т.е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению. А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.

   Говоря иначе, энтелехия - это “программа” изменения. Если для тел, создаваемых искусством  цель и “программа” лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее мастером, то в природных вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь имеет в себе “начало движения”, т.е. способны к самодвижению.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий философ. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. И  вся  жизнь  Аристотеля  состояла  в  бесконечном  стремлении найти,  проанализировать,  схватить  истину,  докопаться  до  смысла окружающего  мира.  В  своих  зоологических  трактатах  Аристотель устанавливает  и  характеризует  более  400  видов животных.  Он  описал  158 различных  греческих  и  негреческих  законодательств.  Вся  V  книга  его основного  трактата  "Метафизика"  специально  посвящена  философской терминологии,  и  каждый  термин  у  него  выступает  в  5  -  6  значениях.

   Аристотель  был  сильным  человеком.  И  когда  оказалось,  что  деваться уже  некуда,  и  с  ним  могут  расправиться  как  до  этого  с  Сократом он,  как  можно  предполагать,  принял  яд.  Так  кончилась  жизнь Аристотеля.  И  всё  же  его  искания,  вся  его  жизнь  свидетельствуют  о небывалом  мужестве  великого  человека,  для  которого  даже  сама  смерть стала  актом  мудрости  и  невозмутимого  спокойствия.

   

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1.     Антология  мировой философии Москва , 1969г,  т 1.

2.     Аристотель. Метафизика. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. Москва, 1969.

3.      Богомолов  А.С. Античная философия Москва 1985г.

4.      И. М.  Невлева. Философия. Москва, 1999.

5.      А Н.  Чанышев. Аристотель. Москва, 1981. 

6.      Асмус В.Ф.Античная философия. – М.: Высшая школа, 1998.

7.      Аристотель. Сочинения в 4-х томах, том 4.3.      Богомолов А.С. “Античная философия”. М.: Высшая школа, 1996


Информация о работе Учение Аристотеля