Учение Демокрита. Понятие атома и пустоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 05:27, реферат

Описание работы

С глубокой древности человека волновали вопросы, связанные со стоением мира сущности бытия и значения человека в мироздании. Было созданно множество разнообразных концепций и учений, а одной из самых заметных концепций в рамках древнегреческой философской традиции была концепция атомизма. Основными представителями древнегреческого атомизма были три выдающихся философа Левкипп, Демокрит и Эпикур.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Предпосылки атомизма...................................…………………………….5
2. Философия Демокрита.............................................………………...……9
3. Атом и пустота..........……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Литература……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Копия Философия.docx

— 39.90 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Предпосылки атомизма...................................…………………………….5
  2. Философия Демокрита.............................................………………...……9
  3. Атом и пустота..........……………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………19

Литература……………………………………………………………………….20

 

Введение

 

С глубокой древности человека волновали вопросы, связанные со стоением мира сущности бытия и значения человека в мироздании. Было созданно множество разнообразных концепций  и учений, а одной из самых заметных концепций в рамках древнегреческой  философской традиции была концепция  атомизма. Основными представителями  древнегреческого атомизма были три  выдающихся философа Левкипп, Демокрит и Эпикур.

Левкипп (5 в. до н.э.) – древнегреческий философ, учитель и друг Демокрита, который, по свидетельству ряда античных историков философии, «первым пришел к мысли о допущении атомов». Ему, а не Демокриту, приписывали сочинение Большой мирострой, в котором излагались основы атомистической физики. Из-за крайней скудости и противоречивости информации о Левкиппе, некоторые современные ученые сомневались в самом его существовании. Основным аргументом в пользу того, что такой философ действительно был, считаются упоминания о Левкиппе у Аристотеля, который специально занимался атомистической философией. Все содержательные моменты сообщаемых им сведений совпадают для Левкиппа и Демокрита.

Демокрит родился в городе Абдеры во Фракии (ок. 460 до н. э. – ок. 370 до н. э.). За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором. Образ жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»)[1].

Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур (342/341 - 271/270 до н.э.) вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо».

Новое учение атомистов было необычно, они предполагали, что все во Вселенной состоит из атомов, не делимых физически частиц. Между атомами имеется пустое пространство, что они неразрушимы, находятся в движении, и существует их бесконечное количество а также разнообразие по форме и размерам. Атомисты считали, что все происходит в соответствии с естественными законами.

 

1 Предпосылки атомизма

 

Атомистическая теория Левкиппа - Демокрита стала закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В учении Анаксимандра содержался намек относительно возможности выделения из "беспредельного" (апейрона) более чем одного мира[1]. Согласно Анаксимандру, "апейрон" находился в вечном движении, причина же этого движения - в нем самом. Ученик Анаксимандра - Анаксимен считал основой всех вещей в мире воздух. Все вещи возникают, учил он, из сгущения и разрежения воздуха. В космогонии Анаксимандра, а также Гераклита все процессы в природе происходят по закону необходимости, который Гераклит называл "логосом"[2].  
Пифагорейцы обратили внимание на огромное значение количественных отношений в мире и геометрических форм, ритма и симметрии в вещах. Они создали учение о мире, как мире всеобщей гармонии, находящей свое выражение в гармонии чисел, и особенно в гармонии противоположностей предела и беспредельного.  
Парменид-основатель элейской школы, учил, что бытие не возникает и не гибнет; оно едино, непрерывно, цельно, неделимо и однородно, и это бытие познается разумом. А элеец Мелисс сформулировал закон сохранения бытия: "из ничего никогда не может возникнуть нечто"[2]. Здесь же в философии элейцев впервые появилось различие между чувственно воспринимаемой и истинной реальностью.  
Философ Эмпедокл основой вещей считал корни - стихии, а их сочетание или разъединение - причиной возникновения или гибели вещей.  
Некоторые древнегреческие учения восходят к древневосточной науке. Восточная наука - предшественница греческой философии[2].  
В атомической системе объединены все перечисленные учения, иначе осмысленные и дополненные. Даже важнейшие принципы - принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимание физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения - все это было уже заложено в философских системах, предшествующих атомизму.  
Однако предпосылками атомистического учения и его философскими истоками были не только готовые учения и идеи, которые атомисты застали в свою эпоху. Еще большее значение для возникновения атомистической теории и всей системы Демокрита имели вопросы, поставленные предшественниками.  
Древнегреческая философия выросла и развивалась в благоприятных социально - экономических условиях, связанных с переходом от раннерабовладельческого к зрелому рабовладельческому обществу. Она формировалась в процессе качественного преобразования мифологического мировоззрения под воздействием становящейся науки. В отличие от мифологии философия не признавала первенство надприродного по отношению к природному, она подчиняла или растворяла его в природном и натуралистически объясняла мир. Противоречия между философским и мифологическим мышлением способствовало развитию философских идей древности. Это противоречие оставалось основным до тех пор, пока сама философия (в Греции это произошло в V в.) не разделилась на два лагеря: материализм и идеализм.  
Внутри философии возникли новые вопросы и "апории" - затруднения и противоречия[2]. Первые философы пытались определить первооснову, фундаментальное вещество мира. Затем обнаружились противоречия между движением и покоем, между единым и многим, между сущностью веще и явлений, наконец, между физическим и психическим. Каждая философская школа решала эти вопросы по -своему, развивая при этом зачатки различных областей науки и мировоззренческие взгляды. Атомизм Демокрита отвечал на вопросы, поставленные его временем. Именно это обусловило его большое влияние на дальнейшее развитие философии.  
Многие исследователи считают, что учения об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в "апориях" Зенона. В первые у элеатов из натурфилософии - умозрительного истолкования природы рассматриваемой в его целостности, начинает выделяться философия. В философии элеатов выясняются вопросы об отношении бытия и небытия и об отношении бытия и мышления, т.е. решается основной вопрос философии.  
К миру умопостигаемому, а следовательно, истинному, Парменид относил бытие, т.е. все то, что существует. К миру же чувственному, а следовательно, неистинному он относил небытие, т.е. то, что не существует. Под несуществующим элейцы понимали пустоту как "ничто". Из этого Парменид и элецы делали вывод, что бытие едино, цельно, непрерывно, однородно, неизменно и неподвижно. Не может быть ничего другого, кроме бытия, и отсюда вывод: бытие не возникает и не гибнет. Но отсюда и отрицание движения (двигаться бытие может только в небытие, а его нет), и отрицание изменения бытия во времени (не могло быть и не будет ничего другого, отличного от того, что есть в настоящем).  
Доводы Парменида поддержал его ученик Зенон. Он доказывал невозможность движения в ряде логических "апорий", которые улавливали действительную трудность: как выразить движение в логике понятий? как выразить множественность? В античное время апории Зенона не могли быть действительно научно разрешены. На уровне античной философии апории разрешала атомистика.  
Левкипп "пошел при изучении сущего не по тому пути, по которому шли Парменид и Ксенофан, но, по-видимому, но прямо противоположному". Аристотель объясняет это следующим образом: "Некоторые из древних полагали, что необходимо, чтобы бытие было едино и неподвижно. Ибо пустоты не существует, а при отсутствии пустоты невозможно движение... Исходя из таких рассуждений, некоторые ученые вышли за пределы ощущений и пренебрегли ими, так как считали что можно следовать разуму... Левкипп же был убежден, что у него есть теория, которая, исходя из доводов, согласных с чувствами, не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни движение, ни множественность вещей."  
Аристотель подчеркнул, что Левкипп и Демокрит строили свою теорию "исходя из того, что сообразно природе, какова она есть." Первые атомисты выступают как "физики", т.е. исследователи природы, причем природа понималась прежде всего как "сущность вещей". Они разрешили своей теорией поставленные элейцами вопросы, совершили коренной перелом в развитии греческой философии.  
Элейское бытие было понято как вся Вселенная, как совокупность всех вещей, и как таковая она не могла возникнуть из несуществующего или превратиться в ничто. Но это бытие стало из единого множественным, состоящим из бесконечного числа атомов, из которых каждый является неделимым, однородным, целостным, неизменным, полным, как элейское "единое бытие". Атомы постоянно движутся, а следовательно, бытие стало описываться как непрерывное, и это было правильное решение. "Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого". Но движение - это, согласно элейцам переход в небытие; Левкипп и Демокрит допустили существование небытия - пустоты. Исходное положение Атомизма системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными, многообразными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения; является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

 

Философия Демокрита

Из  наследия Демокрита, сохранилось только 298 фрагментов, в основном этических, так называемых Гном Демокрита, и  несколько гном у Стобайоса. Предположительно в конце III. до н. э. Во второй половине V в. н. э. Демокриту приписали авторство сборника алхимических рецептов, оказавшего большое влияние на позднейшие произведения этого рода. Демокрита считали также автором многочисленных изречений и моральных максим. Важнейшим произведением Демокрита был «Микрокосм». По Демокриту двумя основами существования мира являются вечные, неизменные и неделимые атомы (atomos - неделимый) и пустота (kenon), признаваемая нематериальным бытием или небытием. В беспредельной пустоте в непрестанном движении находятся атомы, из которых складывается бесконечное разнообразие конечных миров. Движение атомов не имеет начала и является изначальным законом природы. Атомы имеют только количественные характеристики, то есть различаются между собой величиной, формой (как буквы A и N), порядком (AN и NA) и расположением (N и Z)[3]. Атомисты не признавали целесообразности мира, и все явления объясняли механистически. Что касается теории познания, то Демокрит различал истинное познание, опирающееся на разум, и обманчивое познание, опирающееся на ощущения.

Демокрит  не отбрасывал окончательно свидетельства  органов чувств, но стремился, чтобы  оно критически оценивалось разумом. Чувственные характеристики (сладость, горечь, тепло, оттенки цвета) он считал субъективными. Человек воспринимает предметы тогда, когда отделяющиеся от них подобия достигают его  глаз. В его теории нет места  надприродным элементам, ибо боги являют собой соединения мельчайших шаровидных атомов, которые, хотя и долговечны, в конце концов, погибают. Несмотря на подчиненное место теологии в  атомистической философии Демокрита, нельзя сказать, что религиозные представления не имеют для него никакого значения и являются всего лишь выражением приспособления к традиционным верованиям. Боги, существа более совершенные, чем люди, поскольку они в большей степени познали законы, управляющие миром. Они могу помогать или препятствовать людям (поэтому Демокрит не отвергал молитвы), а также предсказывать будущее. Он оспаривал взгляды Эпикура, говоря о кровном родстве людей и богов, основанном на общности их природы, но признавая богов за образец, согласно которому человек может формировать свою собственную жизнь.

Демокрит  объяснял происхождение религии  двояким образом:

1) Наблюдение природных явлений,  вызывающих в сердцах людей  глубокое почтение, связанное с  определенным страхом, склонило  некоторых мудрых людей к признанию  существования божества, правящего  миром;

2) источником религиозных представлений  были огромные и внушающие  страх видения в человеческом  облике, являвшиеся людям во сне  (вероятно, речь идет о возникновении  народной антропоморфной религии). Демокрит был первым прозаиком,  писавшим труды на этические  темы. Самый значительный из них  - «О спокойствии духа». Этика  была связана с атомистической  теорией, счастье, чаще определяемое  как «спокойствие духа», основывается  на гармоничном и симметричном  движении атомов души. Согласно  этому учению, разум человека  мог оказывать влияние на движение  психических атомов. Вероятно, поэтому  он придерживался в сочинения  по этике гномического стиля,  чтобы более легкие для запоминания  афоризмы влияли в нужном направлении  на движение атомов и обеспечивали  людям счастье. Основным принципом  этики было подчинение воли  и чувства разуму человека. До  недавнего времени считалось  доказанным, что он был создателем  концепции о развитии общества  от первобытных, почти животных форм к все более совершенным. В настоящее время, однако, полагают, что идея о развитии общества и культуры под давлением неизбежности и необходимости является коллективным порождением софистической мысли V в. до н. э., которая порвала с мифом о золотом веке. Демокрит был сторонником демократии, но он видел также и изъяны современных ему демократий. Писавший о всех областях знания своего времени, был самым разносторонним философом до Аристотеля. Цицерон хвалил прекрасный ионический стиль Демокрита и сравнивал его со стилем Платона, а простой стиль противопоставлял запутанному языку Гераклитах[4].

Демокрит  не основал философской школы, но в IV в. до н. э. объявились его последователи - Метродор Хиосский, Диоген из Смирны, Анаксагор из Абдер (учитель Пирона из Элиды), Навсифан (учитель Эпикура). Эпикур тоже первоначально называл  себя последователем Демокрита, однако впоследствии стал подчеркивать свою оригинальность. Философия Демокрита  дала начало двум школам: эпикурейской (продолжающей атомизм и этику  Демокрита.) и скептической (основанной Пирроном, который поставил на первый план теорию субъективных ощущений). Его  учение стало известно повсюду благодаря  Аристотелю и перипатетикам, а также  Волосу из Менда, связавшему взгляды  Демокрита с мистико-алхимическими  представлениями, и прежде всего - Эпикуру.

Специфическая особенность учения Демокрита состоит, во-первых, в том, что философия, как  ее понимает Демокрит, должна объяснить  явления физического мира. В этом отношении Демокрита вполне можно  отнести к досократикам - «физикам»[5].

Во-вторых, само объяснение физического мира понимается атомистами как указание на механические причины всех возможных изменений  в природе. Все изменения в качестве своей причины имеют, в конечном счете, движение атомов, их соединение и разъединение, причем чувственно воспринимаемые качества эмпирических предметов объясняются, только формой, порядком и положением атомов.

В-третьих, объясняющий принцип (атомы и  пустота) и долженствующий быть объясненным  объект (эмпирический мир) существенно  отделены: атомы это то, что невозможно видеть, их можно только мыслить. Правда, как поясняет Демокрит, они невидимы «из-за их малости», но, как мы знаем, у Демокрита было весьма детально разработано учение, позволяющее  принципиально отделить мир эмпирический (как мир субъективного восприятия) и мир истинно существующий (объективного знания)[4].

В-четвертых, специфической чертой атомизма является наглядность объясняющей модели. Хотя то, что происходит поистине (движение атомов в пустоте), отличается от нашего субъективного «мнения», т.е. того, что  мы воспринимаем с помощью органов  чувств, но, несмотря на это, сами атомы, их форма, порядок, их движение (носятся  в пустоте), их соединения не просто мыслятся нами, но и представляются вполне наглядно. Мы в состоянии  видеть как бы оба мира одновременно: «качественный» мир чувственного опыта, звучащий, окрашенный и т.д., и мир  движущегося множества атомов - не случайно атомисты ссылались на «движение  пылинок в луче света» как на наглядный  образ движения атомов. Этот наглядный  характер атомистической объясняющей  гипотезы оказался одним из важных ее преимуществ, заставлявших многих ученых (и не только в древности, но и  в новое время) обращаться к атомизму в поисках наглядной модели для  объяснения физических явлений.

В-пятых, важной особенностью объяснительной теории атомистов является то, что их теоретическая  модель непосредственно соотносится  с эмпирическими явлениями, которые она призвана объяснить. Между теоретическим и эмпирическим уровнями нет никаких посредствующих звеньев. Шагом вперед по сравнению с атомистической физикой является физика Аристотеля, впервые попытавшегося дать понятийный аппарат для определения движения. Важно отметить значение атомистической теории с точки зрения эволюции науки. Несмотря на то, что атомистическое учение, как оно сложилось в V в. до н.э., не могло дать удовлетворительного объяснения движения, значение его для науки трудно переоценить. Это была первая в истории мысли теоретическая программа, последовательно и продуманно выдвигавшая методологический принцип, требовавший объяснить целое как сумму отдельных составляющих его частей. Характерной особенностью античного атомизма как метода «собирания целого из частей» является то, что при этом целое не мыслится как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику, несводимую к специфике составляющих его элементов. Оно мыслится как составное, а не как целое в собственном смысле этого слова. Согласно Демокриту, скопления (сцепления) атомов только кажутся некоторыми единствами, целостностями (вещами) нашему субъективному восприятию; объективно же они остаются чисто механическими соединениями, т.к. по мнению Демокрита, «совершенно нелепо, чтобы две или еще большее число (вещей) стали когда-либо единой (вещью)»[5]. Таким образом, все явления эмпирического мира, по Демокриту, суть лишь агрегаты, соединения атомов. Последовательно проводимое разделение действительного бытия мира, как он существует объективно, и мира субъективного, каким является чувственный мир, - еще одна существенная черта учения атомистов. Какую бы из последующих форм атомизма мы ни рассмотрели, всякий раз мы увидим ту же разделенность мира на объективный и субъективный.

Информация о работе Учение Демокрита. Понятие атома и пустоты