Учение Демокрита. Понятие атома и пустоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 05:27, реферат

Описание работы

С глубокой древности человека волновали вопросы, связанные со стоением мира сущности бытия и значения человека в мироздании. Было созданно множество разнообразных концепций и учений, а одной из самых заметных концепций в рамках древнегреческой философской традиции была концепция атомизма. Основными представителями древнегреческого атомизма были три выдающихся философа Левкипп, Демокрит и Эпикур.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Предпосылки атомизма...................................…………………………….5
2. Философия Демокрита.............................................………………...……9
3. Атом и пустота..........……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Литература……………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Копия Философия.docx

— 39.90 Кб (Скачать файл)

Однако  было бы неправильно на этом основании  сближать теорию познания атомистов  со скептицизмом: Демокрит отрицает достоверность  чувственного знания, но отнюдь не знания вообще. Он твердо убежден, что истинная действительность постигается с помощью мышления. Позиция Демокрита, таким образом, должна быть охарактеризована как рационалистическая: показания чувств не могут вывести нас за пределы «незаконнорожденной мысли», за пределы сферы «мнения». Демокрит, конечно, стремился объяснить также и чувственные качества вещей определенной формой, порядком и положением атомов; в этом отношении он также предвосхищает все последующие варианты атомизма, создавая объяснительную модель, которая сохраняет свое значение для естествознания на протяжении более чем двух тысячелетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атом и пустота

Вселенная это движущаяся материя, атомы веществ (бытие) и пустота (небытие), последнее  так же реально, как и бытие. Вечно  движущиеся атомы, соединяясь, создают  все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое - атом. Атомов бесчисленное множество.

Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Все тела состоят из атомов, реальные и подлинные свойства вещей те, которые присуще атомам.

Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - бытие, то пустота это небытие. С одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы и реального  множества и движений. Введение атомистами понятия пустоты как небытия  имело огромное философское значение. Категория небытия давала возможность  объяснить возникновение и изменение  вещей. Атомы, по Демокриту, были носителями множественности, пустота же воплощала  единство, в этом была метафизичность теории. Понятие пустоты привело  к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании  этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или  уменьшения, соединения или разъединения постоянных «квадратиков» бытия[6]. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.

Атомы абсолютно плотны и не имеют физических частей. Каждый атом конечен, ограничен  определенной поверхностью и имеет  геометрическую форму. Пустота, как  «беспредельная» наоборот, ничем  не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия - формы. Атомы  чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком  малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникающий через  окно в помещение. Они не воспринимаемы  еще и по тому, что не имеет  обычных чувственных качеств - цвета, запаха, вкуса.

Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Как известно, догадка об атомном весе принадлежит Эпикуру. Однако уже Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный  вес атомов, который в зависимости  от размеров бывает тяжелее или легче. Самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а  также душу человека.На основе своих  наблюдений и философского осмысления и переосмысления мифологической идеи о первоначальном «хаосе» Левкипп  пришел к своей гипотезе, о «вихре атомов» - так называемом начальном  состоянии и движущей силе возникновения  космоса. Демокрит целиком принял и  продолжил дальше развивать учение Левкиппа[6].

Первичное движение атомов - это природное  движение, им присущее, оно не требует  внешнего толчка. Только в дальнейшем сплетение и сочетание атомов в сложные тела происходит в результате толчков, ударов и силы притяжения подобного  к подобному, признание которой  характерно для ряда философских  систем того времени. Эта сила действует  в космогонической картине Демокрита  как закон природы, является первичной  причиной образования самого вихря. Вихрь же возникает не единожды. Хаотическое движение атомов в пространстве постоянно приводит к образованию  вихрей, из которых создаются бесчисленные миры. Все эти миры, в том числе  и наш, рождаются и погибают, но Вселенная вечна: безначальная и бесконечна. Она не имеет создателя- демиурга и в ней нет цели, все в ней подчинено закону необходимости, и ничто не случается без естественной причины. Множество миров, согласно его взглядам, существуют одновременно в пространстве на разных стадиях развития. Каждый из них рождается, расцветает и погибает. Исходя из атомистической теории, Демокрит рисует грандиозную космогоническую гипотезу. Вихреобразное движение, по Демокриту, было причиной образования и нашего мира, и этот мир подчинен естественным законам вселенной.

В процессе вихревого движения осуществилась  качественная дифференциация материи. В результате действия закона притяжения подобного подобным, атомы, более  или менее однородные по форме, объединились вместе, в результате чего возникла Земля и небесные светила. Но, тот  же закон имел и обратное сторону - несходные атомы отталкивали  друг друга.

Таким образом, процессы притяжения и отталкивания привели к образованию всего  окружающего мира. Все происходящее в мире, по Демокриту, подчинено не сверхъестественной силе, а закону необходимости. Необходимость Демокрит понимал как бесконечную цепь причинно-следственных связей. Он не искал  первопричины мира - он ее отрицал. Но он постоянно искал причинные основания  всех временных явлений. Найти причины  явлений - это была, по Демокриту, одна из главных задач науки и деятельности ученого. Философия, теория ощущений, учение о происхождении живой природы, вопросы зоологии, ботаники, психологии - таков был круг научных интересов  Демокрита. И рассмотрение каждого  вопроса было насыщено у него причинными объяснениями.

Демокрит, широко пользуясь распространенным в древности принципом аналогии микрокосмоса и макрокосмоса, приводил в своих сочинениях примеры, главным  образом, из человеческой практики.

По  Демокриту, если человек нашел клад - это не случайно, ибо причиной было вскапывание земли, или посадка  оливкового дерева. Любое явление  имеет свою причину, поэтому нет  случайностей. Точно так же и миры и вещи возникаю не случайно, а по причине сталкивания и отталкивания атомов, и весь космос из вихря. По мнению некоторых ученных (Эпикура) необходимость  в философии Демокрита фатальна[7]. Но если вдуматься в учение Демокрита, станет ясно, что он не был фаталистом. Он отбрасывал случай только в прямом значении, т.е. отрицал слепую «судьбу». Он был приверженцем необходимости как естественного хода явлений. С другой стороны, он отрицал и неизбежный рок. Бесчисленные миры могут быть различны. В некоторых нет ни Солнца, ни Луны, а в других Солнце и Луна больше наших, в третьих же их может быть больше. Могут быть и такие миры, где нет воды и там нет растений и животных.

Таким образом, хотя Демокрит и детерминист  но, согласно его взгляду, закономерности, управляющие движениями атомов, оставляют  неограниченное поле возможностей для  образования самых разных миров. То же разнообразие атомов создает  различные цепи причин и следствий, которые требуют исследования в  каждом отдельном случае.

 

 

 

 

 

Заключение

Атомистическая  теория строения материи стала основой  дальнейшего развития теоретического естествознания. Идея об атомах была открыта  физикой только в новейшее время, когда ученые получили в свое распоряжение новые мощные средства.

Много раз возникали и теории строения материи. И в них подтверждалось мнение, высказанное еще Демокритом и Эпикуром.

Законы  живой и неживой природы были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии атомизма. В наше время  они являются фундаментальными законами науки.

Теории  Демокрита и Эпикура заложили в себе мысли о сущности мира и  атомистической его природе.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что теория атомизма, выдвинутая еще в глубокой древности Демокритом и Эпикуром, является одной из самых значимых теорий объясняющих строение мира и  вещества. Атомизм был новым явлением во всей древнегреческой философии, хотя он и опирался на предшествующую философскую традицию, он привнес  много новых идей в философию  древности и стал одним из фундаментальных  учений в рамках древнегреческой  философской традиции.

Сейчас  атомизм является, неактуальным, так  как имеет много недочетов  выявленных современной физикой, в  наше время было доказано, что атом делим и т.д., но учитывая, что концепция  атомизма была составлена много столетий назад можно сделать вывод, что  идеи Демокрита и Эпикура с  поразительной точностью подошли  к истине и атомизм заслуживаем  внимания как одна и величайших философских  теорий древности.

 

Литература

1 Асмус В.Ф. Античная философия,  М., 2005. – 136-137c, 140c,539с.

2 Виц Б.Б. «Демокрит», М., 1979. -41c, 352с.

3 Дынник Н.А. Материалисты древней  Греции. Собрание текстов Гераклита,  Демокрита и Эпикура. М., 1955. - 253с.

4 История философии: классические  труды - М. Директмедиа. 2005. - CD№1

5 Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. Кн. 1, М., 1996. - 197c.

6 Философия от античности до современности: Досократики. Директмедиа 2005. - CD№1.

7 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006. - CD№1.

8 Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. - 323c.

 


Информация о работе Учение Демокрита. Понятие атома и пустоты