Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 05:27, реферат
С глубокой древности человека волновали вопросы, связанные со стоением мира сущности бытия и значения человека в мироздании. Было созданно множество разнообразных концепций и учений, а одной из самых заметных концепций в рамках древнегреческой философской традиции была концепция атомизма. Основными представителями древнегреческого атомизма были три выдающихся философа Левкипп, Демокрит и Эпикур.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Предпосылки атомизма...................................…………………………….5
2. Философия Демокрита.............................................………………...……9
3. Атом и пустота..........……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Литература……………………………………………………………………….20
Однако было бы неправильно на этом основании сближать теорию познания атомистов со скептицизмом: Демокрит отрицает достоверность чувственного знания, но отнюдь не знания вообще. Он твердо убежден, что истинная действительность постигается с помощью мышления. Позиция Демокрита, таким образом, должна быть охарактеризована как рационалистическая: показания чувств не могут вывести нас за пределы «незаконнорожденной мысли», за пределы сферы «мнения». Демокрит, конечно, стремился объяснить также и чувственные качества вещей определенной формой, порядком и положением атомов; в этом отношении он также предвосхищает все последующие варианты атомизма, создавая объяснительную модель, которая сохраняет свое значение для естествознания на протяжении более чем двух тысячелетий.
Атом и пустота
Вселенная это движущаяся материя, атомы веществ (бытие) и пустота (небытие), последнее так же реально, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое - атом. Атомов бесчисленное множество.
Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Все тела состоят из атомов, реальные и подлинные свойства вещей те, которые присуще атомам.
Атомы
отделены друг от друга пустотой. Если
атом - бытие, то пустота это небытие.
С одной стороны, если бы не было
пустоты, то не было бы и реального
множества и движений. Введение атомистами
понятия пустоты как небытия
имело огромное философское значение.
Категория небытия давала возможность
объяснить возникновение и
Атомы абсолютно плотны и не имеют физических частей. Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет геометрическую форму. Пустота, как «беспредельная» наоборот, ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия - формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникающий через окно в помещение. Они не воспринимаемы еще и по тому, что не имеет обычных чувственных качеств - цвета, запаха, вкуса.
Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Как известно, догадка об атомном весе принадлежит Эпикуру. Однако уже Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов, который в зависимости от размеров бывает тяжелее или легче. Самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека.На основе своих наблюдений и философского осмысления и переосмысления мифологической идеи о первоначальном «хаосе» Левкипп пришел к своей гипотезе, о «вихре атомов» - так называемом начальном состоянии и движущей силе возникновения космоса. Демокрит целиком принял и продолжил дальше развивать учение Левкиппа[6].
Первичное
движение атомов - это природное
движение, им присущее, оно не требует
внешнего толчка. Только в дальнейшем
сплетение и сочетание атомов
в сложные тела происходит в результате
толчков, ударов и силы притяжения подобного
к подобному, признание которой
характерно для ряда философских
систем того времени. Эта сила действует
в космогонической картине
В процессе вихревого движения осуществилась качественная дифференциация материи. В результате действия закона притяжения подобного подобным, атомы, более или менее однородные по форме, объединились вместе, в результате чего возникла Земля и небесные светила. Но, тот же закон имел и обратное сторону - несходные атомы отталкивали друг друга.
Таким
образом, процессы притяжения и отталкивания
привели к образованию всего
окружающего мира. Все происходящее
в мире, по Демокриту, подчинено не
сверхъестественной силе, а закону
необходимости. Необходимость Демокрит
понимал как бесконечную цепь
причинно-следственных связей. Он не искал
первопричины мира - он ее отрицал. Но он
постоянно искал причинные
Демокрит, широко пользуясь распространенным в древности принципом аналогии микрокосмоса и макрокосмоса, приводил в своих сочинениях примеры, главным образом, из человеческой практики.
По
Демокриту, если человек нашел клад
- это не случайно, ибо причиной было
вскапывание земли, или посадка
оливкового дерева. Любое явление
имеет свою причину, поэтому нет
случайностей. Точно так же и миры
и вещи возникаю не случайно, а по
причине сталкивания и
Таким образом, хотя Демокрит и детерминист но, согласно его взгляду, закономерности, управляющие движениями атомов, оставляют неограниченное поле возможностей для образования самых разных миров. То же разнообразие атомов создает различные цепи причин и следствий, которые требуют исследования в каждом отдельном случае.
Заключение
Атомистическая теория строения материи стала основой дальнейшего развития теоретического естествознания. Идея об атомах была открыта физикой только в новейшее время, когда ученые получили в свое распоряжение новые мощные средства.
Много раз возникали и теории строения материи. И в них подтверждалось мнение, высказанное еще Демокритом и Эпикуром.
Законы живой и неживой природы были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии атомизма. В наше время они являются фундаментальными законами науки.
Теории Демокрита и Эпикура заложили в себе мысли о сущности мира и атомистической его природе.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что теория атомизма, выдвинутая еще в глубокой древности Демокритом и Эпикуром, является одной из самых значимых теорий объясняющих строение мира и вещества. Атомизм был новым явлением во всей древнегреческой философии, хотя он и опирался на предшествующую философскую традицию, он привнес много новых идей в философию древности и стал одним из фундаментальных учений в рамках древнегреческой философской традиции.
Сейчас
атомизм является, неактуальным, так
как имеет много недочетов
выявленных современной физикой, в
наше время было доказано, что атом
делим и т.д., но учитывая, что концепция
атомизма была составлена много столетий
назад можно сделать вывод, что
идеи Демокрита и Эпикура с
поразительной точностью
Литература
1
Асмус В.Ф. Античная философия,
2 Виц Б.Б. «Демокрит», М., 1979. -41c, 352с.
3
Дынник Н.А. Материалисты
4
История философии:
5 Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. Кн. 1, М., 1996. - 197c.
6 Философия от античности до современности: Досократики. Директмедиа 2005. - CD№1.
7 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006. - CD№1.
8 Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. - 323c.
Информация о работе Учение Демокрита. Понятие атома и пустоты