Учение ГФВ Гегеля об «абсолютном духе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:11, реферат

Описание работы

Эпоха Просвещения создала культ разума, возможности которого в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление проектов социального переустройства, предложенных идеологами французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.), не было воплощено в жизнь апологетами просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья лишь первые два могли считать себя реализованными, да и то в урезанном виде.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные философские идеи Г. Гегеля…………………………………..4
2. Философская система……………………………………………………...4
2.1. Философия духа…………………………………………………………..5
3. Диалектика Г. Гегеля…………………………………………………….......6
Заключение………………………………………………………………………8
Список использованной литературы…………………………………………..9

Файлы: 1 файл

гегель абсолютный дух.docx

— 28.60 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

«МГАВМиБ имени К.И. Скрябина»

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

Реферат по философии

 

«Учение ГФВ Гегеля об «абсолютном духе»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

гр. 18 Очуров Н.

 

 

 

 

Москва – 2012г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.     Основные  философские идеи Г. Гегеля…………………………………..4

2.     Философская система……………………………………………………...4

2.1.   Философия духа…………………………………………………………..5

3. Диалектика Г. Гегеля…………………………………………………….......6

Заключение………………………………………………………………………8

Список использованной литературы…………………………………………..9                                                  

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Просвещения создала  культ разума, возможности которого в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление проектов социального переустройства, предложенных идеологами французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.), не было воплощено в жизнь  апологетами просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья лишь первые два могли считать себя реализованными, да и то в урезанном виде. Немецкая классическая философия последней трети XVIII – первой трети XIX веков подвергла нелицеприятной критике аксиомы Просвещения. Глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став новым этапом развития западноевропейской философской мысли.

Немецкая классическая философия  – это определенный период в развитии немецкой философской мысли (с середины XVIII в. до середины XIX в.), который представлен учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Людвига Фейербаха. Все они – очень разные философы, но их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло, которое характеризуют две особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философское новаторство.

А вершиной немецкого идеализма  первой половины XIX века по праву считается  творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831гг.).

Основные принципы философских  идей Гегеля представлены в следующих  положениях:

·                  Принцип единства противоположностей.

·                  Систематика принципов и категорий  диалектики.

·                  Идея исторической закономерности.

·              Принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия.

Для Гегеля духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая «абсолютным знанием» - знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития.

Несомненной заслугой Гегеля является реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии, идеи которой сконцентрированы в  трех книгах под общим названием  «Наука логики».

1.     Основные  философские идеи Г. Гегеля 

Гегелем были выдвинуты и подробно разработаны:

- теория объективного  идеализма (стержневым понятием  которой является Абсолютная  идея – Мировой дух);

- диалектика как всеобщий  философский метод.

         Главная идея онтологии (учении  о бытие) Гегеля – отождествление  бытия и мышления. Результатом  данного отождествления становится  выводимое Гегелем философское  понятие «Абсолютная идея»,  являющееся  исходным пунктом его философии.

Абсолютная идея – это:

- единственно существующая  подлинная реальность;

- первопричина всего окружающего  мира, его предметов и явлений;

- Мировой дух, обладающий  самосознанием и способностью  творить.

Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие  и результат ее активности. «Начальной ступенью является совершенство, абсолютная тотальность, бог. Он был творцом, и  от него исходили искры, молнии, отображения, так что первое отображение было наиболее похоже на него. Это первое отображение в свою очередь не осталось бездеятельным и породило другие создания, но эти создания были уже менее совершенны, и так  продолжалось дальше в сторону ухудшения…»[1].

   

2. Философская система

Абсолютная идея существует вечно и независимо от природы  и человека. В своем движении она  проходит три  ступени:

·        логика;

·        философия  природы;

·        философия  духа.

 

Логика, по Гегелю, - система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, я из великой книги самой природы и общественного развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии – логика – опирается на огромный естественнонаучный, исторический материал, который был в распоряжении энциклопедически образованного мыслителя.

«Мыслями Бога» оказываются  наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе  всего стоит к диалектическому  материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм. Дело разумеется нельзя сводить  к простому «переворачиванию». Между  диалектикой Гегеля и материалистической диалектикой имеются существенные различия.

Исходным пунктом философии  Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли  о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей –  это одно и то же.

2.1 Философия духа

Это третья ступень гегелевской  системы, представляющая собой синтез логики и природы. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек часть природы. Однако человеческий дух – продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для себя бытия» (1.3.32).

Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая – «субъектный  дух» – индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три  вида: антропологию, феноменологию, психологию. Вторая ступень «объективный дух» –  человеческое общество и три его  главных формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень  – «абсолютный дух» – включает искусство, религию и философию.

«Философия духа» –  труд посвященный главным образом  индивидуальному и общественному  сознанию, а также диалектике исторического  развития.

Дух есть нечто единое и  целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к  высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение  к самому себе» (1.3.41). Действительная свобода состоит не в отрицании  необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое  имеет идеальный характер. История  человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Понимание свободы Гегелем  носило прогрессивный характер, т.к. было направлено против феодальных пережитков.

Философия истории у Гегеля носит теологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее  установленной цели. Мировую историю  философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная  эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознание достигло избранное меньшинство, а  что касается германских народов, в  первую очередь немцев, то они уже  достигли стадии свободы. Сословный  строй, монархия, вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство  он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.

События всемирной истории  являют собой диалектику отдельных  «народных духов». Каждый народ с  присущим ему «духом» представляет собой одну из степеней, или моментов всемирной истории. А всемирная  история осуществляет «абсолютную  цель мира». Однако подавляющее число  народов остается за пределами прогресса, являются неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного  духа. Особенно не повезло народам  Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем  развитии. Если всемирная история  берет начало на Востоке, то и финиш  ее на Западе. Здесь осуществляется абсолютная цель мира. Развитие человеческого  общества остановится перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина  и конец всемирной истории. Здесь  она «прекращает течение свое». Еще выше государства стоят в  системе Гегеля искусство, религия  и философия. Гегель полагал, что  сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия «единственная», «абсолютная», «философия вообще».

3.  Диалектика Гегеля.

В философии Гегеля главным  теоретико-методологическим принципом  является диалектика.

Диалектика, по Гегелю, –  основополагающий закон развития и  существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики состоит в следующем:

-       всё  – Мировой дух, “конечный дух”  – человек, предметы и явления  окружающего мира, процессы –  содержат в себе противоположные  начала (например, день и ночь, тепло  и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное  и белое, война и мир и  т.д.);

-       данные  начала (стороны единого бытия  и мирового духа) находятся в  противоречии по отношению друг  к другу, но, одновременно, едины  по своей сути и взаимодействуют;

-       единство  и борьба противоположностей  основа развития и существования  всего в мире (т.е. основа всеобщего  существования и развития).

Развитие имеет следующий  механизм:

-       существует  определенный тезис (утверждение,  форма бытия);

-       данному  тезису всегда находится антитезис  – его противоположность;

-       в результате  взаимодействия двух противоположных  тезисов получается  синтез –  новое утверждение, которое, в  свою очередь, становится тезисом,  но на более высоком уровне  развития;

-       данный  процесс происходит снова и  снова, и каждый раз в результате  синтеза противоположных тезисов  образуется тезис все более  и более высокого уровня.

Так, в качестве самого первого  тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис “бытие” (т.е. то, что существует). Его антитезис  – “небытие (“абсолютное ничто”). Бытие и ничто дают синтез –  “становление”, который является новым  тезисом и т.д. То есть, дальнейшее развитие абсолютной идеи является движением  понятия бытия к своим все  более конкретным и богатым формам.

Уже в первых трех понятиях гегелевской логики (“бытие” –  “ничто” – “становление”) в  неявном виде заключено все богатство  его диалектики, представлены ее основные принципы:

-       принцип  противоречивости всего сущего (об  этом сказано выше: см. положения,  раскрывающие механизм развития);

-       принцип  всеобщности развития. Абсолютная  идея, а значит, и сущее, находится  в постоянном изменении или  становлении. Покой в гегелевской  системе утрачивает статус самобытного  состояния. Он лишь момент движения. Уже на начальной стадии развитие у Гегеля обнаруживает свой особый ритм – триадичность: тезис – антитезис – синтез. Гегелевское отрицание не означает уничтожения предмета, а служит условием его возрождения в новой форме. Для характеристики этого (диалектического) отрицания Гегель вводит термин “снятие”;

-       принцип  всеобщей связи. Гегель показывает, что Абсолютная идея и мир,  как продукт ее деятельности, осуществляется (становится) и познается  в системе, т.е. через связь  с другим, или “свои иным”,  как говорит философ. 

Идея развития, описываемая  диалектикой, составляет сердцевину философской  системы Гегеля.

Однако у самого Гегеля его революционный философский  метод, т.е. диалектический метод, отвергающий  существование чего-либо раз и  навсегда установленного, пришел в  противоречие с его догматической  философской системой, которая согласно традиции того времени требовала  завершенности. Примером тому служат попытки  философа увековечить прусскую монархию, как государственное устройство, наиболее способствовавшее развитию наук, и собственную философию, как  абсолютно истинную науку о сущем  в его всеобщности. Это означает противоречие между методом, подразумевавшим  всеобщее развитие, и системой, по сути дела прерывающей это развитие.

Информация о работе Учение ГФВ Гегеля об «абсолютном духе»