Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 19:57, контрольная работа
Учение Канта о продуктивном воображении – одно из интереснейших звеньев его гносеологического наследия, непосредственным образом связанное с процессом зарождения экзистенциальной философии, развитием герменевтики.
В своей философии Кант трактует воображение как одну из важнейших познавательных способностей человека. В широком смысле он определяет его как уникальную способность представлять предмет также и без его присутствия.
1. Введение …………………………………………………………стр. 3
2. Понятие «воображение» по Далю …………………………….. стр. 5
3. Понятие «воображение» по Канту …………………………… .стр. 6
4. Виды и функции воображения………………………………….стр. 9
5. Продуктивное воображение в философии Канта………………стр. 13
Заключение……………………………………………………………....стр. 19
Список литературы……………………………………………………...
2
План:
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
3
Введение
Учение Канта о продуктивном
воображении – одно из интереснейших
звеньев его гносеологического
наследия, непосредственным образом
связанное с процессом
В своей философии Кант трактует воображение как одну из важнейших познавательных способностей человека. В широком смысле он определяет его как уникальную способность представлять предмет также и без его присутствия.
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема продуктивного воображения, разработанная Кантом, имеет большое теоретическое значение, раскрывая механизм человеческого творчества, обогащающего потенциал любой культуры. В свое время, Кант, подобно Копернику, решительно порывает с прошлой традицией. Он видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию - категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность, такую же возможность представляют собой и опытные данные - своего рода кирпичи, которые нужно уложить в ячейки конструкции. Чтобы выросло здание, требуется активный участник строительства, и Кант называет его имя - продуктивное воображение. И по сей день теоретические выводы Канта остаются актуальными и продолжают питать вновь возникающие представления о человеке и его творческих возможностях.
Мотивом к выбору данной темы послужил непосредственный интерес автора к воображению, как к одной из познавательных способностей человека, способности создавать образ, вселять в образ, способности воображать, подтягивать бытие до уровня реальности образа и иных реальностей.
4
В данной работе мы дадим
определение воображению как
таковому, выделим виды и функции
воображения, а также рассмотрим
понимание продуктивного
5
Для начала мы рассмотрим определение «воображения».
В словаре Даля по поводу воображения сказано следующее:
«ВООБРАЖАТЬ, вообразить что… давать вид, образ, вселять в видимый образ, олицетворять, представлять в образе… представлять себе мысленно, изображать умственно; думать, полагать, мнить… Воображение… способность изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин» [Толковый словарь В.И. Даля].
Из этого далеко нефилософского толкового определения можно выделить три философских аспекта понятия воображения:
1) Воображение-как – то есть, воображение как способность и, если более конкретно, как способность давать образ, вселять в образ, олицетворять.
2) Воображение-что – воображение, которое требует дополнения «что»: что принимает вид, что вселяется в образ, что олицетворяется? Либо это чувственные предметы либо отвлеченные предметы.
3) Воображение-где – воображение, которое требует пояснения, во что вселяется или в чем находится образ, т.е. какова его природа? Это может быть: 1) видимая природа (чувства, изображения, представления); 2) личная природа (олицетворение, субъект, личность); 3) умственная природа (в уме, в абстракции, в мыслях).
Теперь можно перейти к рассмотрению понятия воображения у Канта – в основном по одному из его трудов «Критике чистого разума» .
6
Кант характеризует воображение как одну из «способностей» [Критика чистого разума] человеческого сознания, при этом сохраняя один из основных языковых смыслов – «вселение в образ»: «...Воображение должно сводить многообразное [содержание] созерцания в один образ...» [Критика чистого разума].
Он вскрывает такие характеристики этой способности в аспекте воображения-как.
1) Априорность.
«…Воображение есть способность a priori определять чувственность…» [Критика чистого разума].
2) Трансцендентальность.
Воображение имеет «трансцендентальную (априорную форму познания, которая обуславливают и определяет возможность всякого опыта и организовывает наше познание) функцию», которая лежит в его основе как некое условие. «Это первоначальное и трансцендентальное условие есть не что иное, как трансцендентальная апперцепция ( восприятие)».
3) Спонтанность.
«…Способность самостоятельно производить представления, т.е. спонтанность…» [Критика чистого суждения]. «…Мы должны… отличать простую восприимчивость внешнего созерцания от спонтанности, характеризующей всякое воображение». Спонтанность – это субстанциальная самостоятельность и естественная самодеятельность воображения.
4) Синтетичность.
«Синтез многообразного», пожалуй,
одна из главнейших характеристик воображения.
«Под синтезом… я разумею
7
представлений друг к другу и понимание их многообразия в едином акте познания». При этом «…синтез созерцаний сообразно категориям должен быть трансцендентальным синтезом способности воображения…» [Критика чистого разума].
5) Ассоциативность.
Ассоциативность (связывание) близка к синтезу, но всё же эти понятия следует развести, поскольку синтез у Канта более примыкает к трансцендентальному, а ассоциативное связывание, скорее, к эмпирическому и рассудочному сознанию. «...Связывание не есть дело одного лишь чувства и созерцания...». «...Воспроизведение представлений должно подчиняться правилу, согласно которому представление вступает в связь в воображении скорее с одним, чем с другим представлением. Это субъективное и эмпирическое основание воспроизведения согласно правилам называется ассоциацией представлений» [Критика чистогоразума].
6) Продуктивность.
«Поскольку способность воображения есть спонтанность, я называю её иногда также продуктивной способностью и тем самым отличаю её от репродуктивной способности воображения, синтез которой подчинен только эмпирическим законам, а именно законам ассоциации, вследствие чего оно нисколько не способствует объяснению возможности априорных знаний…» [Критика чистого разума].
7) Ноэматичность (мысленное представление о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли).
Этой характеристики у Канта нет, но её нужно добавить [Борчиков], иначе теория воображения не получает логической законченности.
Так как воображение есть вселение по Далю или сведение по Канту в образ, поэтому такое свершение осуществляется человеком либо осознанно, либо нет. В части характеристик (1-3): априорности, трансцендентальности и спонтанности, оно осуществляется только неосознанно, в части же
8
характеристик (4-6): синтеза, ассоциативности и продуктивности, оно происходит осознанно, хотя пределы осознания весьма подвижны. За нижними пределами – отскок в неосознанность трансцендентальной спонтанности, за верхними – перескок в мыслительное воображение, которым человек способен пользоваться исключительно целеположенно. «Исключительно» не означает, что мыслительное воображение возникает потому, что кто-то так захотел. Нет, и в мыслительном воображении заложена характеристика спонтанности. Однако невозможно пользоваться продуктами мыслительного воображения, не зная, что оно есть, и тем более не зная, что оно есть в качестве своей творческой модификации.
9
Воображение есть способность сознания в аспекте бытия образа. С этим, пожалуй, никто не спорит. Расхождения начинаются при попытке уяснить: чувственная или мыслительная природа у воображения? А также тогда, когда пытаются определить его репродуктивные потенции. Воображение – это способность схватывать и оживлять бывшие и наличные образы? Или же способность продуцировать и создавать новые образы? А , возможно, даже и новые свои модификации? Ответ проявляется в концептуальном синтезе. Воображение есть чувственно–мыслительная способность сознания, обладающая содержанием, формой, объектным воплощением и соответствующими им гносеологическими функциями.
С точки зрения обладания содержанием, воображение может быть:
1) репродуктивным – воспроизводящим и длящим во времени им или не им полученные образы,
2) продуктивным – полагающим и создающим новые образы, но исключительно в поле одного спонтанно воспроизводящегося модуса (способа существования, характера бытия или события),
3) творческим – подпадающим под категорию творчества и продуцирующим не только новые образы, но и новые способы воображать и творить.
С точки зрения объектного воплощения, воображение может быть:
1) предметным – создающим или схватывающим предметы и вещи,
2) олицетворяющим – создающим или схватывающим личностные и культурные образы (обыденные, мифологические, идеологические, религиозные, художественные и т.п.),
10
3) мыслительным – создающим или схватывающим умопостигаемое содержание (воплощенное в идеях, феноменах, мыслях, категориях, понятиях, рефлексиях и т.п.)
По форме воображение может быть:
1) спонтанным – когда осуществляется вне или даже параллельно с сознательной установкой субъекта пользоваться этой способностью,
2) целеположенным – когда осуществляется благодаря установке субъекта осуществлять деятельность воображения по своей воле и знаниям, хотя бы и параллельно со спонтанностью,
3) моделируемым – когда конструируется благодаря специально созданной теоретической методологии или метафизической теории.
Сам Кант давал подробнейшую классификацию видов воображения. Основанием этой классификации служат темпоральные (интенсивность развития) различия. Можно воспроизводить прошлые события в качестве прошлых, можно – безотносительно времени. Кроме того, воспроизведение можно использовать для предвосхищения будущего. Репродуктивное воображение существует в произвольной и непроизвольной форме. В случае произвольного воспроизведения прошлых событий мы имеем дело с припоминанием. Если же измышляется что-то, что не может по своему содержанию целиком сводиться к прошлому опыту, значит в работе продуктивное воображение.
Однако, это не все виды воображения, которые выделяет Кант. В «Критике чистого разума» продуктивное воображение показано Кантом как способность, бессознательно формирующая мир явлений, а не занятая созданием химер. Т. е. речь там идет о совсем другой разновидности продуктивного воображения, которая, в свою очередь, распадается на три подвида – «трансцендентальное» продуктивное воображение, «чистое» и «эмпирическое». Правда, в самой «Критике» эта классификация выражена Кантом не очень четко. Она скорее подразумевается. Кант выделяет четыре
11
разновидности продуктивного воображения. Первая – создание образов, которые не имеют точного соотношения с прошлым восприятием. Механизм здесь прозрачен – новое соединение уже имеющихся (простых) представлений. Создание же псевдо-простых представлений путем слияния каких-либо других, кажется Канту невозможным.
Также Кант классифицирует виды продуктивного воображения в его трансцендентальной функции. Оно может быть:
1) собственно трансцендентальным,
2) чистым,
3) эмпирическим.
Здесь именно иерархия способностей. Эмпирическое продуктивное воображение зависит от чистого, а чистое – от трансцендентального. Трансцендентальное воображение направлено на «вещи вообще», чистое – на априорные темпоральные формы. Наконец, эмпирическое продуктивное воображение реализует себя в «синтезе схватывания». Этот синтез играет ключевую роль в познании. Благодаря ему ощущения, имеющие источник в так называемых «трансцендентальных предметах», вбираются в душу и остаются в ней. Затем они могут воспроизводиться, вспоминаться, ставиться в отношение к другим представлениям, на основе их могут создаваться новые образы и т. д. Вбирание представлений в душу происходит по определенным правилам. Эмпирическое продуктивное воображение черпает эти правила из чистого воображения, чистое – из трансцендентального. Форма синтезов трансцендентального воображения задается чистым рассудком и его категориальной структурой.
Также многообразны гносеологические функции воображения. Выделим лишь некоторые. Первая – воображение служит связующим звеном между чувственностью и рассудком в деле познания [Кант, Хайдеггер, С.Катречко, В.Васильев]. Вторая – оно освобождает духовную жизнь [Фихте]. Третья – воображение переводит сознание на новый метауровень,
12
путем создания соответствующих априорных форм [С.Катречко]. Четвертая – воображение определяет и обосновывает культуру и историю [Вышеславцев, Коллингвуд].