Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 14:04, реферат
К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.
Введение 3
1. Понятие духовные ценности.
2. Структура духовных ценностей. Классификация духовных ценностей.
3. Учение Макса Шелера о ценностях.
4. Кризис духовных ценностей и пути его решения.
Заключение
Список литературы.
Следовательно, необходимо
предложить классификацию ценностей,
соответствующую различным
1. Ценности здоровья – показывают, какое
место в ценностной иерархии занимает
здоровье и все связанное с ним, какие
запреты являются более или менее сильными
в отношении здоровья.
2. Личная жизнь – описывают совокупность
ценностей, отвечающих за сексуальность,
любовь и другие проявления межполового
взаимодействия.
3. Семья – показывают отношение к семье,
родителям и детям.
4. Профессиональная деятельность – описывают
отношения и требования к работе и финансам
для данного конкретного индивидуума.
5. Интеллектуальная сфера – показывают,
какое место занимает в жизни человека
мышление и интеллектуальное развитие.
6. Смерть и духовное развитие – ценности,
отвечающие за отношение к смерти, духовному
развитию, религии и церкви.
7. Социум – ценности, отвечающие за отношение
человека к государству, обществу, политической
системе и т.п.
8. Увлечения – ценности, описывающие,
какими должны быть увлечения, хобби и
проведение свободного времени индивидуумом.
Таким образом, предложенная классификация,
на мой взгляд, отражает все типы жизненных
сфер, с которыми может сталкиваться человек
3.
Учение Макса Шелера о
Макс Шелер (нем. Max Scheler; 22 августа 1874, Мюнхен -- 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне) -- немецкий философ и социолог; профессор в Кёльне (1919--1928), во Франкфурте (1928); ученик Эйхена; противопоставил этике Канта учение о ценности; основоположник аксиологии (теории ценностей), социологии знания и философской антропологии -- синтеза разрозненных естественнонаучных знаний о природе человека с философским постижением различных проявлений его бытия; сущность человека усматривал не в мышлении или волении, а в любви; любовь, согласно Шелеру, -- это акт духовного единения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности объекта.
Главные
области его исследования -- описательная
психология, в частности психология чувства,
и социология знания, в которой он различал
ряд типов религиозного, метафизического,
научного мышления (в зависимости от их
установки по отношению и Богу, миру, ценностям,
действительности) и пытался поставить
их в связь с определенными формами общественной,
практически-государственной и экономической
жизни. Созерцающему и познающему человеку,
согласно Шелеру, противостоят объективные,
не созданные человеком предметные миры,
каждый из которых обладает своей доступной
созерцанию сущностью и своими законами
(сущностными законами); последние стоят
выше эмпирических законов существования
и проявления соответствующих предметных
миров, в которых эти сущности благодаря
восприятию становятся данными. В этом
смысле Шелер считает философию высшей,
наиболее широкой по объему наукой о сущности.
В конце своей духовной эволюции Шелер
покинул почву католической религии откровения
и развивал пантеистически-персоналистскую
метафизику, в рамки которой хотел включить
все науки, в том числе антропологию. Все
же от своей феноменологически-
Теория ценности Шелера
В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:
ценности святого против неценностей порочного;
ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;
ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;
ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;
ценности полезности против неценностей бесполезного.
«Беспорядок сердца» происходит всякий раз, когда человек предпочитает ценность более низкого ранга ценности более высокого ранга, или неценности -- ценностям.
Можно сказать, что кризис современного общества последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей. Антропоцентризм, как ведущая идея ренессанса, позволил развить многие учения о человеке, обществе. Ставя во главу угла человека как высшую ценность, система его духовного мира была подчинена этой идее. Несмотря на то, что многие добродетели, выработанные в эпоху Средневековья, были сохранены (любовь ко всем, труд и др.), все они направлялись на человека, как самого важного существа. Такие добродетели, как незлобие, смирение отходят на второй план. Для человека становится важным приобретение жизненного комфорта путем накопления материальных благ, что привело человечество к веку индустрии.
В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности.
Согласно потребительской идеологии, ограничение потребления может негативно сказаться на экономическом росте. Однако связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией становится все очевиднее. В основе современной экономической парадигмы лежит либеральная система ценностей, главный критерий которой свобода. Свобода в современном обществе это отсутствие препятствий для удовлетворения человеческих желаний. Природа рассматривается как резервуар ресурсов для удовлетворения бесконечных желаний человека. Результатом явились различные экологические проблемы (проблема озоновых дыр и парникового эффекта, истощение природных ландшафтов, пополняющееся число редких видов животных и растений и т. д.), которые показывают, каким жестоким стал человек по отношению к природе, обличают кризис антропоцентрических абсолютов. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей, которая бы могла стать общей для многих народов мира. Еще русский ученый Бердяев, говоря об устойчивом ноосферном развитии, разрабатывал мысль обретения общечеловеческих духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.
В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению авторов, все эти явления результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого объективированного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей.
Какую роль ценности играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? На эти вопросы и попытались ответить авторы на примере России, как государства уникального, полиэтнического, поликонфессионального.
Также Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На наш взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.
На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы — вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность — совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воздержание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовоспитания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.
Проследим, какова сегодняшняя ситуация
в России. Многие российские люди остаются
неверующими: они не верят ни в
Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие
утрачивают любовь и надежду, становясь
озлобленными и жестокими, впуская
в свои сердца и души ненависть. Сегодня
в российском обществе первенство принадлежит
западным материальным ценностям: материальные
блага, власть, деньги; люди идут по головам,
достигая своих целей, наши души черствеют,
мы забываем о духовности, морали. На
наш взгляд, за выработку новой
системы духовных ценностей несут
ответственность представители
гуманитарных наук. Авторы данной работы
являются студентами специальности
социальная антропология. Мы считаем,
что новая система духовных ценностей
должна стать основой устойчивого
развития России. На основе анализа
необходимо выявить те общие ценности
в каждой религии и разработать
систему, которую важно внедрять
в сферу образования и
Если в процессе развития умаляется или игнорируется его духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.
Заключение
Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Ценностные ориентиры определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение.
Система социальных ценностей вырабатывается культурно-исторически, на протяжении тысячелетий, и становится носителем социального, культурного наследования, культурно-этнического или культурно-национального наследования. Таким образом, различия в ценностном мировоззрении - это различия в ценностных ориентациях культур народов мира.
Проблема ценности явлений окружающего нас мира, человеческой жизни, ее целей и идеалов всегда была составляющей частью философии. В XIX веке эта проблема стала предметом многочисленных социальных исследований, получивших название аксиологических. В конце XIX - начале XX веков проблема ценностей занимает одно из ведущих мест в творчестве русских идеалистических философов Н. Бердяева, С. Франка и др.
Сегодня, когда человечество вырабатывает новоеобщепланетарное мышление, когда различные общества и культуры обращаются к единым общечеловеческим ценностям, проблема их философского изучения -практическая и теоретическая необходимость, обусловленная включением нашей страны в общеевропейскую и обще планетарную системы ценностей. В настоящее время в обществе происходят болезненные процессы отмирания ценностей тоталитарных режимов, возрождения ценностей, связанных с христианскими идеями, инклюзия уже принятых народами Запада ценностей демократических государств. Лабораторией для философского изучения этих процессов и формирования новых ценностей являются средства массовой информации, развитие которых в нынешнем столетии поставило их вровень с такими общепринятыми коммуникативными факторами культуры, непосредственно синтезирующими социальные ценности, как религия, литература, искусство.
Масс-медиа стали одним из компонентов психо социальной среды обитания человечества, они претендуют, и не без основания, на роль очень мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества. Им принадлежит лидерство в области идеологического воздействия на общество и личность. Они стали трансляторами культурных достижений и, бесспорно, активно влияют на принятие, либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры.
Список использованной литературы
1.
Алексеев П.В. Философия:
2.
3. Джеймс У. Воля к вере / У.Джеймс.-М.: Республика, 1997.
4.
Бережной Н.М. Человек и его
потребности. Под редакцией В.
5. Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. 2006.
6. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1996. № 2.
Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. - М.: МАКС Пресс, 2003.
7. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
8. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. М., 1989.
10. Пусторолев П.П. Анализ понятия о преступлении. М.: 2005.