Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:46, лекция
Онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. Онтологические концепции объективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отношения и место в них человека, в то время как в онтологических концепциях субъективного бытия внимание акцентируется на исследовании психики, интимных душевных и духовных процессов.
В осмыслении того, что такое бытие в истории философской мысли выделились две тенденции - материалистическая и идеалистическая.
1.Учение о
бытие в истории философской
мысли.
В XVII веке картезианцами,
в частности Гоклениусом, был введен термин
"онтология", который используется
в современной философской литературе
для обозначения учения о бытии как таковом.
Онтология как учение о бытии
разрабатывалась и разрабатывается в
двух формах: объективного бытия и субъективного
бытия. Онтологические концепции объективного
бытия характеризуются стремлением познать
универсальные связи и отношения и место
в них человека, в то время как в онтологических
концепциях субъективного бытия внимание
акцентируется на исследовании психики,
интимных душевных и духовных процессов.
В осмыслении того, что такое
бытие в истории философской мысли выделились
две тенденции - материалистическая и
идеалистическая. Материалистически ориентированные
философы отождествляют бытие с чувственно
воспринимаемой материей, с фактическим
существованием чего бы то ни было материального.
В идеалистической философии говорят
о чистом существовании (Абсолюта, Логоса,
Бога) и причастных ему сущностях.
Идея единства, целостности
бытия позволяет утверждать, что существуют
и природное, и духовное начала. Поэтому
бытие нельзя сводить либо к материально-предметному
миру, либо к идеальной реальности в ее
объективной или субъективной форме. Первоначально
нерасчлененное бытие может проявляться
как в форме объективной реальности, так
и в форме реальности субъективной. В данном
случае под объективной реальностью понимается
не только материально-предметный мир,
но и объективизированный мир человеческого
духа, мир культуры. Субъективная реальность
как факт онтологии во многом формируется
через гносеологическое отношение субъекта
к объекту. Способность отражать мир как
объективную реальность предопределяет
появление человеческой субъективности
(психики, сознания). С развитием компьютерной
техники особым миром измененного состояния
человеческого сознания становится виртуальная
реальность.
Разными видами форм реальности
выступают материальное бытие, идеальное
бытие, бытие человека и социальное бытие.
Материальное бытие - это бытие природы,
ее состояний, явлений и процессов; это
мир вещей, созданных человеком. Идеальное
бытие порождено интеллектуальной деятельностью
человека. Это мир человеческих мыслей
и идей, это феномены личного и общественного
сознания. Бытие человека представляет
собой субъективную реальность - тот внутренний
мир, который он сам создает, - а также все
то, с чем он взаимодействует: природные
и социальные условия его жизни, отношения
с другими людьми, те идеи, которые "витают
в воздухе". Социальное бытие включает
в себя как индивидуальное бытие человека
в обществе и историческом процессе, так
и общественное бытие.
Каждая из основных форм бытия
в человеческом опыте предстает в виде
конкретных типов бытия: механического,
физического, химического, биологического,
социального. Основание и внутреннее содержание
этих типов составляют простейшие формы
бытия, т.е. формы бытия отдельных предметов,
явлений, процессов, состояний. Онтологические
категории - это наиболее общие и первоначальные
определения бытия объектов познания.
Они с различных сторон характеризуют
содержание и всевозможные проявления
бытия и представляют собой единую систему,
в которой фиксируется всеобщая связь,
взаимодействие и развитие всего существующего.
Бытие описывается посредством таких
онтологических категорий, как взаимодействие,
качество, количество, противоречие, единичное
и общее, сущность и явление, содержание
и форма, возможность и действительность,
система и элемент, целое и часть и др.
Бытие соотносится с ничто.
Бытие и ничто не существуют друг без друга.
Ничто - это отсутствие, небытие конкретного
сущего. Ничто как абсолютное небытие
является ключевой категорией лишь объективно-идеалистических
систем онтологии, в то время как материалистическая
философия, которая утверждает неуничтожимость
материального мира, отрицает чистое несуществование,
абсолютное небытие. Бытие характеризуется
как бесконечным многообразием вещей,
их свойств и отношений, так и их общностью.
Такое представление о мире получило выражение
в категориях "единичное" и "общее".
Единичное - это предмет или явление в
совокупности его неповторимых сторон,
свойств, признаков, составляющих индивидуальную
определенность предмета, которая отличает
его от всех других предметов и явлений.
У ряда единичных предметов всегда можно
выделить общие черты, которые объединяют
их в определенный класс. Общее - это сходные,
повторяющиеся стороны, свойства и признаки
предметов и явлений.
БЫТИЕ, философское понятие,
концептуализирующее наличие явлений
и предметов (самих по себе или как данности
в сознании), а не содержательный их аспект;
синоним понятий «существование» и «сущее».
Часто выступает как элемент понятийной
оппозиции (напр., бытие и сознание, бытие
и мышление, бытие и сущность). Проблемы
бытия изучает философская дисциплина
«онтология ».
Бытие в античной философии
Как самостоятельное
понятие бытие возникает в
раннегреческой философии, в учении
элеатов. Парменид формулирует тезисы,
ставшие одной из постоянных парадигм
западноевропейского
Платон предложил решение антиномий бытия в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, — это совокупность умопостигаемых форм или сущностей — «идей» — отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон проводит границу не только между бытием и становлением, но и между бытием и «безначальным началом» бытия, которое Платон называет также «благом». В онтологии неоплатоников это различение изображается как две последовательные ипостаси «единого» (сверхбытие) и «ума» (бытие). Важной особенностью платоновского понимания бытия явилась связь его с категорией истины. Истина есть результат восхождения к истинно сущему, т. е. к видам бытия.
В философии Аристотеля, следующего в основном платонизму, появляется ряд специфических сдвигов в понимании бытия: отрицание бытия как высшего родового понятия, отождествление его с субстанциальной сущностью единичной вещи, попытка расчленить различные смыслы употребления слова «есть». Однако задачей «первой философии» остается, как и у Платона, усмотрение бытия как такового.
Бытие в средневековой философии
Средневековая философия, опираясь на известное библейское самоопределение Бога: «Я есмь сущий» (Исход, 3,14), часто сближает понятия бытия и Бога, считая бытие единственно возможным безусловным предикатом Бога. Связанная с этим теоретическая проблематика разрабатывалась в т. н. онтологическом аргументе. Различные трактовки бытия выразились также в споре реалистов и номиналистов, соответственно тяготевших к платонизму и аристотелизму. Под влиянием онтологии арабских перипатетиков возникает различение сущности (essentia) и существования (existentia), в которой выделяются два аспекта бытия вообще: его идеальное содержание и его реальная положенность. Фома Аквинский подчеркивает момент творческой действенности бытия, в полной мере наличный в самом бытии (ipsum esse), то есть в Боге как actus purus (чистый акт). Он же вводит метод «аналогии сущего» как способ связи абсолютного бытия и его конечных проявлений.
Сложившаяся еще в античной философии иерархия уровней бытия, нижней границей которой является абсолютное небытие, а верхней — бытие как таковое, в философии средневековья сливается с иерархией добра и красоты. Бытие, таким образом, понимается как полнота реализации всех стремящихся к совершенству качеств, а небытие отождествляется со злом как полной лишенностью присутствия Бога. Такая онтологическая интерпетация зла служила основой для христианской теодицеи, в классическом варианте представленной Августином. Вместе с тем античная триада «Единое — Ум — Душа», в которой бытием в строгом смысле слова являлась вторая ипостась (Ум), оказалась плохой формой для теологического содержания и провоцировала периодически возникавшие (как на Западе, так и на Востоке) богословско-философские конфликты. Мыслители, испытавшие влияние неоплатонизма, тяготели к слиянию диалектики Единого и представлений о Боге (ср. Марий Викторин, «Ареопагитики », Эриугена, Экхарт), но возникавшее при этом разведение понятий бытия и Бога делало эти концепции не вполне ортодоксальными. Более приемлемым было отождествление бытия и Бога, первый вариант которого дал Филон. В онтологических построениях Григория Нисского, Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского богооткровенное имя (Сущий) трактуется как бескачественный предикат, открывающий бытие, но не дающий познания его сущности. Однако и этот вариант теологического истолкования категории бытия вызывал сомнения чрезмерным сближением умопостигаемого бытия со сверхразумным Богом. Францисканская оппозиция (Иоанн Дунс Скот, Оккам) стремится предельно отдалить разумную необходимость и божественный абсолют, с чем связаны такие концепции, как отождествление сущности и существования, повышение роли сверхразумной воли Бога, учение об «этости» (haeccaitas) предмета, не сливающейся с его эссенциальностью, «чтойностью» (quiditas) (Иоанн Дунс Скот). В философии Николая Кузанского (в первую очередь в учении о «бытии-возможности», possest) и Ф. Суареса вырабатывается компромиссный вариант связи категории бытия с основными онтологическими понятиями.
Бытие в философии нового времени
Философия нового времени выдвинула проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно существую» (cogito, ergo sum). От самоочевидности мыслящего «я» Декарт переходит непосредственно к абсолютному бытию при помощи т. н. онтологического аргумента. Главным результатом «открытия» бытия оказывается онтологическая гарантия истины, обоснование возможности науки. Бытие, таким образом, является для Декарта и всей рационалистической традиций 17 в. точкой пересечения мыслимого и существующего, а потому понятие бытия имеет объективную значимость, т. е. имманентно содержит свой объект. На этом принципе построены системы Мальбранша и Спинозы, разделяет его и Лейбниц. В то же время эмпиризм 17 в. толкует бытие как фактическую данность.
Вместе с темой бытия
как субстанции (в гносеологическом
аспекте — как совпадения понятия
и реальности) постепенно развивается
критика категории бытия. Неопределимость
бытия, отмеченная Паскалем, стремление
сущности к бытию у Лейбница, граница между
бытием и волей, проведенная Декартом
и Мальбраншем, — все это свидетельствует
о сужении сферы применения категории
бытия при сохранении традиционного тождества
бытия и умопостигаемости. Аналогичное
сужение характерно и для философии Беркли
с ее тезисом: «быть, значит быть воспринимаемым»
(esse est percipi), который позволил осуществить
парадоксальный переход от последовательного
эмпиризма к платонизму. Если у Беркли
бытие — это субстанциальный субъект
и его идеальное содержание, то в философии
Юма бытие утрачивает даже статус субъективной
субстанциальной очевидности, чем отрицается
картезианская интуиция cogito, открывшая
в свое время ряд онтологических построений
17 в. Юм трактует различие между идеей
и фактом как принципиальную несводимость
одного к другому, как фундаментальную
разнородность бытия и умопостигаемости.
2. Понятие бытия.
Формы и специфика.
Бытие — это философская
категория, обозначающая независимое
от сознания существование объективной
реальности — космоса, природы, человека.
Какой бы смысл (материалистический,
идеалистический, иррациональный) ни вкладывался
в категорию «бытия», в аналитических
целях обычно выделяют несколько форм
бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности,
имеющих специфические особенности существования.
К таким формам, как правило, относят:
1) бытие природы (вещей, процессов, состояний);
2) бытие социального (включающее в себя
как бытие общества в целом, так и бытие
отдельного человека);
3) бытие духовного, идеального (подразделяющееся
на субъективное идеальное, т.е. сознание
индивида и объективное идеальное, т.е.
надиндивидуальные его формы).
___Подчеркнем, что данные формы
бытия вычленяются исключительно в познавательных
целях, для удобства анализа. Самостоятельны
они только в абстракции, в теории. В реальности
же они неотделимы друг от друга. Ясно,
что бытие человека взаимопересе-кается
как с бытием природы (поскольку человек
— существо природное, материальное),
так и с бытием идеального, поскольку обладает
сознанием. Аналитическое же их разведение,
рассмотрение по отдельности позволяет
лучше увидеть и понять специфику, уникальные
особенности каждого слоя бытия.
___Бытие социального, а также
бытие объективированного идеального
будут в подробностях рассмотрены в разделе
IV учебника. Специфику природного и субъективно-идеального
бытия охарактеризуют следующие главы
(12 и 13) данного раздела. Сейчас же мы попробуем
в обобщенном виде представить те характеристики
всех форм бытия, которые стали очевидными
в результате развития философии и науки
XX века.
___Итак, только что ушедшее
столетие добавило к традиционным характеристикам
форм бытия следующие новшества.
___В области бытия природы современное
миропонимание опирается на три фундаментальные
характеристики природы:
- системность;
- универсальный эволюционизм;
- самоорганизация.
___Сегодняшняя философская
мысль видит в природе не вещи, в которых
проявляется тот или иной субстрат, а системы,
сущность которых определяется способом
взаимодействия элементов, т.е. структурой.
Считается, что «архитектуру» мироздания
определяет не исходный материал, а его
системно-структурная организация.
___Именно она обеспечивает
как разнообразие мира, так и его единство
и устойчивость.
Другой важной характеристикой природного
бытия ныне признается его способность
к эволюции. Все известные науке естественные
системы (а не только живые, как считалось
в XIX в.) представляют собой результат эволюции.
Тот же вывод верен и по отношению ко Вселенной,
миру в целом. Феномен эволюции не локален,
но универсален.
___Вполне возможно, что универсальны
и механизмы эволюции. В качестве главного
из них сегодня рассматривается явление
самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного
перехода открытой неравновесной системы
на более высокий уровень организации
и порядка.
___Такая форма бытия, как бытие
социального, проявила в последнее время
следующие тенденции:
- технологизацию;
- институциализацию;
- глобализацию;
- виртуализацию, информатизацию и др.
___Первая тенденция — технологизация
означает, что в составе социального бытия
все больший вес набирают технические
средства адаптации человека к природной
среде и регуляции собственно социальной
жизни. Институциализация свидетельствует
о том, что нарастает степень организации
и формализации общественной жизни: роль
субъектов действия все больше переходит
к социальным институтам.
___Тенденция к глобализации
заключается в растущей взаимозависимости
различных регионов мира, «сжатии» социального
пространства, неизбежной стандартизации
образцов социального действия. Последняя
же из упомянутых выше тенденций выражает
появление в социальном бытии некоего
нового слоя, к которому все больше смещается
активность людей. Структуру социальной
реальности начинают определять не вещные
(сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы
и потоки, а информационные. Взрывообразное
расширение знаковой, информационной
среды меняет (возможно, коренным образом)
саму структуру социального бытия, увеличивая
в нем долю и значение нематериальных
компонентов.
___Бытие духовного — эта форма
бытия напрямую зависит от состояния социального
бытия в целом и поэтому фактически повторяет
(воспроизводит) основные тенденции его
развития. Вместе с тем, будучи образованием
относительно автономным, духовное (идеальное)
бытие получило в XX в. и некоторые специфические
характеристики:
1) в полную мощь проявлена инструменталъностъ,
т.е. практическая, материальная значимость
идей (энергия, атом, ген и т.д.);
2) обнаружены индивидуальные и коллективные
неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»),
степень влияния которых на социальную
жизнь пока точно не установлена;
3) та часть духовного бытия, в которой
формируются социальные ценности, не подчинилась
тенденции к стандартизации и унификации,
но, напротив, обнаружила стремление к
нарастанию многообразия; в результате
ценностные критерии стали размываться,
и главными правилами поведения в этой
сфере стали плюрализм и толерантность;
4) духовное бытие потеряло «ориентацию
во времени», потускнела перспектива общественного
прогресса, рухнули идеологии общих целей;
5) новые коммуникационные технологии
видоизменяют как формы представления
духовного бытия (образы и понятия замещаются
моделями и символами), так и традиционные
способы формирования его структур (манипулирование
общественным мнением — крайний тому
пример); духовное бытие становится менее
устойчивым, хуже укорененным в социальной
реальности, но зато более гибким и динамичным
3.Понятие материи
и ее основные свойства
Философское понимание материи
проистекает из онтологического постулата:
все то, что реально существует, обладает
способностью материальных вещей, иных
образований и духовных проявлений быть,
иметь место, есть бытие. В разных странах и в разные
эпохи постепенно складывается субстанциональный
Со временем
оба философских направления
в понимании субстанции эволюционировали
в сторону все более
Одновременно прогресс самого философского знания способствует более глубокому и всестороннему исследованию обще-теоретических проблем, касающихся материи. Это относится и к философскому вопросу о субстрате – основе единства и однородности различных предметов, их совокупности.
Одна из таких проблем, имеющих принципиальный характер, - несводимость учения о материи к гносеологической теории о том, что первично и что вторично, т.е. к противоположности материи и сознания. При всей важности этой теории она представляет собой лишь аспект учения о материи. За пределами данной противоположности материя и сознание различаются не абсолютно, а относительно. Известно, что сознание является свойством высокоорганизованной материи – человеческого мозга.
В настоящее
время проблема соотношения материи и сознания рассматривается
в более широком контексте, чем прежде.
В значительной мере это связано с возникновением
в начале
70-х гг. XX в. синергетики. Эта междисциплинарная научная
дисциплина ставит своей задачей исследование
общих закономерностей и принципов, которые
лежат в основе процессов самоорганизации
систем различной природы и сложности:
от физических до социальных.
Материя, как
объективная реальность характеризуется
бесконечным количеством
Информация о работе Учение о бытие в истории философской мысли