Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:46, лекция
Онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. Онтологические концепции объективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отношения и место в них человека, в то время как в онтологических концепциях субъективного бытия внимание акцентируется на исследовании психики, интимных душевных и духовных процессов.
В осмыслении того, что такое бытие в истории философской мысли выделились две тенденции - материалистическая и идеалистическая.
Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:
пространственное перемещение;
– электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
– гравитационную форму движения;
– сильное (ядерное) взаимодействие;
– слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
– химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
– геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):
– биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;
– социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).
Очевидно, что развитие
науки и дальше будет постоянно
вносить свои коррективы и в эту
классификацию форм движения материи.
Однако, представляется, что в обозримом
будущем она будет
Особенности
соц. Пространства и времени
Важнейшими формами бытия
являются пространство, время. Вопрос о
познавательном статусе категорий пространства
и времени решался по-разному. Одни философы
считали пространство и время объективными
характеристиками бытия, другие — чисто
субъективными понятиями, характеризующими
наш способ восприятия мира. Были и философы,
которые, признавая объективность пространства,
приписывали чисто субъективный статус
категории времени, и наоборот.
Но пространство и время являются
столь же объективными характеристиками
бытия, как его материальность и движение.В
истории философии существовали две точки
зрения об отношении пространства и времени
к материи. Первую из них можно условно
назвать субстанциальной концепцией.
В ней пространство и время трактовали
как самостоятельные сущности, существующие
наряду с материей и независимо от нее.
Соответственно отношение между пространством,
временем и материей представлялось как
отношение между двумя видами самостоятельных
субстанций. Это вело к выводу о независимости
свойств пространства и времени от характера
протекающих в них материальных процессов.
Вторую концепцию можно именовать
реляционной (от слова relatio — отношение).
Ее сторонники понимали пространство
и время не как самостоятельные сущности,
а как системы отношений, образуемых взаимодействующими
материальными объектами. Вне этой системы
взаимодействий пространство и время
считались несуществующими. В этой концепции
пространство и время выступали как общие
формы координации материальных объектов
и их состояний. Соответственно допускалась
и зависимость свойств пространства и
времени от характера взаимодействия
материальных систем.
Психологическое (перцептуальное)
время связано с восприятием и переживанием
времени индивидом: время то «бежит», то
«замедляется», что зависит от тех или
иных конкретных ситуаций (одно дело, когда
мы кого-то с нетерпением ожидаемой другое,
когда заняты чем-то интересным); в детстве
нам кажется, что время течет медленно,
а в зрелом возрасте — что оно ускорило
свой бег. Это субъективное чувство времени,
и оно лишь в целом соответствует реально-физическому
времени. Как отмечают специалисты, психологическое
время включает: оценки одновременности,
последовательности, длительности, скорости
протекания различных событий жизни, их
принадлежности к настоящему, удаленности
в прошлое и будущее, переживания сжатости
и растянутости, прерывности и непрерывности,
ограниченности и беспредельности времени,
осознание возраста, возрастных этапов,
представления о вероятной продолжительности
жизни, о смерти и бессмертии, об исторической
связи собственной жизни с жизнью предшествующих
и последующих поколений и т.п. Так или
иначе, но психологическое время своеобразно
в сравнении с физическим временем, хотя
по многим направлениям и определяется
им.
5.Философское
понимание единства мира. Картина
мира и ее развитие.
Картина мира — система интуитивных
представлений о реальности. К.м. можно
выделить, описать или реконструировать
у любой социопсихологической единицы
— от нации или этноса до какой-либо социальной
или профессиональной группы или отдельной
личности. Каждому отрезку исторического
времени соответствует своя К.м. К.м. древних
индийцев не похожа на К.м. средневековых
рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м.
их современников-монахов.
Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.
Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.
Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.
Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.
Научная картина
мира (НКМ) — целостная система
представлений об общих свойствах
и закономерностях
В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.
Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём
Информация о работе Учение о бытие в истории философской мысли