Учение о человеке и практика йоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Слово "йога" образовано от санскритского корня "юдж", означающего "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять", а также "направлять, сосредоточивать внимание", "употреблять", "применять".
В самом общем смысле «йога» - учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле йога составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3 стр.

История йоги …………………………………………………………………...……..4 стр.

Философия йоги………………………………………………………………………7 стр.

Практика йоги…………………………………………………………………………9 стр.

Заключение………………………………………………………………………………...13 стр.

Использованная литература ……………………………………………….……………..14 стр.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

                   Предмет  Философия

 

Тема Учение о человеке и практика йоги

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2008г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………………3 стр.

 

  1. История йоги …………………………………………………………………...……..4 стр.

 

  1. Философия йоги………………………………………………………………………7 стр.

 

  1. Практика йоги…………………………………………………………………………9 стр.

 

Заключение………………………………………………………………………………...13 стр.

 

Использованная литература ……………………………………………….……………..14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     Слово "йога" образовано от санскритского корня "юдж", означающего "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять", а также "направлять, сосредоточивать внимание", "употреблять", "применять".

     В самом общем смысле «йога» - учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле йога составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования.

     Основные идеи йоги: параллелизм микрокосма - человеческой психофизиологии - и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космических сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологическими телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок.

     Основные понятия и действия йоги: подчинение функций и отправлений тела - яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела - асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта - дхарана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, - дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов) - самадхи.   

     На основе идей и понятий йоги развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие йога получила в тантристских сектах и школах индуизма, а также в буддизме махаяны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ЙОГИ

 

 

 

     Неподвластная времени мудрость Индии нашла свое выражение в Ведах - древних санскритских текстах, охватывающих все области человеческого знания. Санскритское слово "веда" означает "знать". Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Вйасадева записал Веды для людей этого века, Кали-Юги. Он разделил Веды на четыре части: "Риг", "Сама", "Йаджур", "Атхарву".

     После этого Вйасадева составил 18 Пуран и эпос "Махабхарату", историю Индии. Всё это: Пураны, "Махабхарата", состоящая из 110000 шлок (стихов), четыре Веды и 108 Упанишад - составляет ведическую литературу. В Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории. В Упанишадах главным образом описывают безличный аспект Абсолютной Истины. Слово Упанишады образовано от приставок упа (возле), ни (вниз) и корня шад (сидеть). Оно означает сидение возле гуру с целью получения духовного наставления. Упанишады - это философская часть Вед, древнейших священных текстов индуизма. В Упанишадах говорится о природе человека и вселенной, о союзе индивидуальной души, или Я, со Вселенской Душой.

     Основы ведического  знания начинается с понимания того, что душа отлична от тела. Душа в Ведах называется дживой или дживатмой, т.е. "живым существом". Основные качества души - это вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда).

     Материальное тело  состоит из восьми элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго. При этом первые пять элементов составляют грубое тело, а остальные три: ум, разум и ложное эго составляют тонкое тело живого существа. В момент смерти, по Ведам, душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело. Затем, через некоторое время, душа, всё еще находясь в тонком теле, вместе с семенем отца входит в лоно матери и формирует там свое будущее тело. Какое тело будет в следующей жизни зависит от состояния тонкого тела в момент смерти, главным образом ума. Души эволюционируют от низших форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческой форме жизни. Здесь живое существо обладает достаточно развитым сознанием и максимальной свободой воли, поэтому последующая эволюция души зависит в большей степени от самого себя. Живое существо в человеческом теле способно сознательно выбирать свое следующее тело; в том числе, выбрав духовное тело, оно может перейти в духовный мир, в свое изначальное сотояние. Веданта-сутра начинается с афоризма: "теперь, когда вы получили человеческое тело, пришло время вопрошать об Абсолютной Истине". Для познания Абсолютной Истины необходимо подняться по восьмиступенчатому пути Йоги Патанжали.

     Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде "Йога-сутра" обобщил опыт прошлых поколений, собиравших эти знания, и выпустил книжку в виде сутр - поучительных изречений. По традиции древних мудрецов, Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в “Йога-сутре”, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

     "Йога-сутра" состоит  из 194 афоризмов, которые раскрывают  смысл практики, описывают средства  для достижения цели и препятствия,  стоящие на пути практикующего.

     Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют ее восьмиступенной или восьмичастной йогой Патанджали:  

 

 

1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;

2) нияма — предписания образа жизни;

3) асана — разнообразные позы и положения тела;

4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;

5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;

6) дхарана — концентрация мысли;

7) дхьяна — медитация, регулируемый поток сознания;

8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.

     Эти восемь ступеней  можно разделить на три группы. Первая группа включает две  первых ступени: Яма и Нияма  и определяет этическое, морально-нравственное  развитие человека.

     Вторая группа отвечает  за физическое развитие и включает  в себя Асану и Пранаяму.

     Наконец, третья группа, развивающая психические силы  человека, включает в себя четыре  высшие ступени. 

     Последняя ступень  восьмеричного пути — это самадхи,  творческое озарение, особое состояние  тела и ума, когда перед человеком  исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Йога учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверенно выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. 

     Распространение йоги на протяжении Кали-Юги было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентуирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей. 

     Среди таких частных  направлений йоги можно отметить  следующие: 

— хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;

— раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;

— карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;

— бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;

— джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.

     В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.

     В результате миссионерской  деятельности Вивекананды, в конце XIX века йога становится популярной в США и развивается по новым направлениям.

Отметим общество “Трансцендентальной медитации”, которое основал в б0-х годах Махариши Махеш Йоги, использующий специфическую психотехнику медитации.

     В результате просветительской  деятельности Вивекананды и Аткинсона, учение йоги в начале XX века приобретает широкую известность в России.

В прошлом веке стали известны такие  российские авторитеты йоги, как Георгий Гурджиев и Борис Сахаров.

     Требование восстановления  первоначальной целостности учения  привело к возникновению в  Индии, уже в наше время,  интегральной йоги Ауробиндо Гхоша — системы, утверждающей необходимость синтетического использования методов йоги в условиях динамичной социальной жизни. Получивший юридическое образование в Кембриджском колледже, Ауробиндо применил к различным системам йоги аналитические методы западной философии и создал учение, которое впоследствии было названо Интегральной Йогой. Пытаясь связно объяснить и классифицировать пережитые им во время медитативных практик духовные озарения, он изложил свое учение в многотомных трудах

     За последнее время  стали известны и другие интегральные  системы, пытающиеся восстановить  и развить некогда единое учение  йоги 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ

 

 

     Изучая философию классической йоги, необходимо выделить две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

     Пракрити (материя)  – это все, что мы видим,  слышим, осязаем или способны  почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

     Пуруша –  это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им

     До соединения  Духа и материи, последняя находится  в не проявленном состоянии.  Это означает, что вселенной не  существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

     В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Человек – это также  результат соединения Пуруши и Пракрити.

     Буддхи-Махат  – это стадия развития Пракрити  и основа вселенной. В нем  как этап эволюции материи  образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я - физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. - относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

     Пуруша в  человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я.  Йога предполагает существование  множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Информация о работе Учение о человеке и практика йоги