Учение о человеке и практика йоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Слово "йога" образовано от санскритского корня "юдж", означающего "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять", а также "направлять, сосредоточивать внимание", "употреблять", "применять".
В самом общем смысле «йога» - учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле йога составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3 стр.

История йоги …………………………………………………………………...……..4 стр.

Философия йоги………………………………………………………………………7 стр.

Практика йоги…………………………………………………………………………9 стр.

Заключение………………………………………………………………………………...13 стр.

Использованная литература ……………………………………………….……………..14 стр.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

     В современном  мире йога становится все более популярной. Про нее снимают телевизионные передачи, ею занимаются в фитнес-клубах, о ней рассказывают известные артисты. Однако, став общедоступной, йога во многом утратила свою эзотерическую часть, и люди сегодня стремятся жить лучше в этом мире с помощью методов йоги, не стремясь к миру запредельному, к сокровенной сути философии йоги.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИКА ЙОГИ

 

 

     Яма и нияма – это названия двух первых ступеней йоги, по классификации, приводимой мудрецом Патанджали. Это первое и основное указание человеку с чего начать путь своей личной эволюции, своего самосовершенствования.

     Яма в индуистской мифологии был первым человеком, который умер, впоследствии став богом царства мертвых. Он встречает души умерших людей, попавших в царство смерти, и ведет каждую душу в специально отведенное ей место. 5 правил ямы – это предостережения и указания людям, каких действий и внутренних состояний следует опасаться и избегать, если человек хочет хорошо прожить свою жизнь.

  1. Правило первое – «Ахимса» - запрет на причинение вреда, насилие, убийство;
  2. Правило второе – «Брахмачарья» - воздержанность и умеренность во всех проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий.
  3. Правило третье – «Астея» - неворовство, запрет на присвоение чужого.
  4. Правило четвертое – «Сатья» - искренность и правдивость по отношению к себе и к другим людям.
  5. Правило пятое – «Апариграха» - не принятие даров, необладание, запрет на желание обладать.  

Нияма – вторая ступень йоги. Это наоборот указания человеку на то, что следует включить в свою жизнь, каких правил придерживаться, как строить внутреннюю систему ценностей.

  1. Правило первое – «Шауча» - соблюдение внешней и внутренней чистоты.
  2. Правило второе – «Сантоша» - удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода.
  3. Правило третье – «Тапас» - самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему.
  4. Правило четвертое – «Свадхиайя» - постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.
  5. Правило пятое – «Ишвара Пранидхана» - посвящение себя и своих дел Богу.

     Если человек всем сердцем осознал необходимость соблюдения ямы, он сам естественным образом приходит к пониманию и осуществлению ниямы, в правилах которой красной нитью проходит необходимость к самодисциплине. И это та основа, тот фундамент, построив который можно переходить к следующим ступеням. 

     Как правило, при упоминании о йоге и йогах, человек первым делом вспоминает людей, находящихся в необычных позах – асанах. К сожалению, зачастую на этом представление о йоге и заканчивается. На самом деле, асаны – это глубоко продуманная система упражнений, дошедшая до нас из глубины веков, и прекрасно подходящая для людей любого пола, возраста и физической подготовки.

     Асана является третьей ступенью классической восьмиступенчатой йоги.

      У Патанджали асана определяется, как «любое удобное положение тела, способствующее сосредоточению». Если верить древним легендам, то в давние времена асаны были подарены людям Богом Шивой для сохранения здоровья души и тела. Упоминается разное количество данных им асан – от 84 до 84000. Так или иначе, в настоящее время используется несколько десятков наиболее важных из них. Этого вполне достаточно для сохранения здоровья на долгие годы.

     Во время выполнения йоговских асан происходит многоплановое воздействие на большое количество мышц, связок, сухожилий и суставов одновременно. Но это уже не только напряжение и расслабление, а и растяжение, и сжатие, и скручивание. Причём, за счёт статичности выполнения упражнений, мышцы, сухожилия и даже кости прорабатываются очень глубоко, вплоть до костного мозга, чего просто не возможно достичь другими видами упражнений. Более того, все асаны продуманы таким образом, что даже при обычном их выполнении начинается централизованное воздействие на все системы организма.

     Разучивание той или иной асаны можно разделить на несколько этапов. Вначале находиться в ней очень не удобно и хочется поскорее вернуться в привычное положение. Со временем тело постепенно начинает слушаться и человек уже перестаёт испытывать дискомфорт. И только после этого наступает момент, когда выполнение асаны  начинает приносить определённое удовольствие. Так вот, только тогда, когда человек освоил третью стадию выполнения упражнений, и начинается настоящая йога, потому, что занимающийся уже может не отвлекаться на положение тела, а переключает своё сознание на внутреннюю работу.

     Пранаямы – это четвертая ступень йоги в классификации Патанджали.

     Пранаямами называются специальные дыхательные упражнения. Древние йоги обнаружили, что контролируя внешний механизм дыхания, человек может управлять внутренней жизненной силой, праной, а следовательно и самой жизнью во всех её проявлениях. Так обретается контроль над работой всех органов тела.

     При выполнении пранаям прослеживаются две основных ступени:

• умение контролировать дыхание;

• сознательная работа с энергией, праной;

     Процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха. Многие люди дышат ртом, хотя единственный орган, предназначенный для дыхания – это нос, при вдохе воздух, проходя через носовые ходы, очищается и принимает температуру человеческого тела. Рот используется в некоторых случаях только для выдоха. Поэтому первое, чему следует научиться, если этого не сделано в детстве, - дышать через нос.

     Кроме того, после вдоха можно сделать задержку и некоторое время не выдыхать, так же как и после выдоха не сразу вдыхать. То есть существуют четыре фазы дыхания: вдох – задержка – выдох - задержка. С этими фазами и происходит работа в пранаямах. Регулируется их длительность, интенсивность. Особое внимание уделяется концентрации внимания на отдельных участках тела. Важную роль играет наблюдение за дыханием, которое позволяет ощутить тонкие процессы, происходящие в организме. Пранаяма – это осознанное дыхание.

     Работа с дыханием – это первая ступень погружения человека в самого себя. Поэтому тренировка дыхания – это ключ к управлению эмоциями, психикой, всем тем, что можно назвать скрытой жизнью тела, и, чтобы научиться ею управлять, следует овладеть этим ключом.

     Пратьяхара является пятой ступенью классической восьмиступенчатой йоги. Заключается она в удалении чувств от соответствующих им внешних объектов и сохранение их под контролем ума.

     Субстанция разума  по своей природе сознательна,  чиста и свободна от всяческих  волнений. Однако, помимо разума, человек  обладает множеством других составляющих, например, органами чувств, которые  дарят нам все ощущения окружающего  мира. Органы чувств имеют естественную тенденцию стремиться к удовлетворению соответствующих им объектов чувств. Так, глаз стремится к наслаждению цветом; ухо – к наслаждению мелодией и другими звуками; язык жаждет насладиться вкусами; нос – различными ароматами; а орган осязания стремится ощутить приятные прикосновения. При каждом стремлении чувств к своим объектам, субстанция мышления распространяется вовне и уподобляется этим объектам. Но пока наши органы чувств стремятся к праздным вещам, они остаются их пленниками. Индивидуальная субстанция разума постоянно пытается возвратиться в своё естественное осознанное состояние, но органы чувств тянут её обратно. Это происходит потому, что чувства стремятся к тому, что приятно, а сознание – к тому, что полезно и благоприятно. Процесс пратьяхары заключается в том, чтобы удержать, остановить это противодействие чувств и заново утвердить субстанцию разума в разумности. Когда органы чувств находятся под контролем ума, в контроле и ориентации нуждается сам ум.

     Когда ум становится пригодным для концентрации, он обретает огромное количество психической энергии, которую прежде отвлекали чувства для слияния со своими объектами. 

    Дхарана или концентрация – это шестая ступень в классической восьмиступенчатой йоге.

Концентрация – это умение удерживать ум на одной мысли, идее или образе, когда, что очень важно, устраняются разного вида беспокойства и колебания и ум фиксируется на одном объекте. В обычном состоянии наше сознание как бы рассеяно по разным направлениям, т.е. по разным объектам. В момент же глубокого сосредоточения, настоящей концентрации, сознание сфокусировано на одной точке. Когда наш ум заинтересован чем-то, сосредоточен на чем-то одном, мы не замечаем того, что происходит вокруг нас. Мы не слышим звуков, запахов, мы даже забываем про свое физическое тело.

     Развивать в себе умение концентрироваться лучше с простых упражнений. Эти упражнения полезны и показаны всем. Для начала лучше взять самый простой обыденный предмет, не вызывающий никаких эмоций и впечатлений, например небольшую картонную коробку. Так легче сконцентрироваться на самом предмете, поскольку ассоциации, какие-то образы или воспоминания уведут ум в сторону от самого объекта. А коробка – это такой предмет, которому мы не придаем никакого значения. Прежде чем направлять свое внимание на коробку, нужно сесть удобно и расслабиться. После этого какое-то время просто смотрите на предмет, потом закрыть глаза и удерживайте этот предмет внутри себя, т.е. в своем воображении сколько возможно. Когда образ исчезнет, нужно открыть глаза, снова смотреть на предмет, потом закрыть и опять представлять его в своем воображении и так далее. Концентрация – это умственный процесс, поэтому не должно быть никакого физического напряжения. Во время упражнения в голове сразу же появится много мыслей. Важно стараться не обращать на них внимания, просто мягко возвращатьсяь снова и снова к выбранному вами предмету, не допуская физического напряжения. Первая попытка не должна быть очень долгой, время лучше увеличивать постепенно. Главное – регулярность! Если практиковать сосредоточение нерегулярно, то ум никогда не станет внимательным и устойчивым. Ум станет послушным только при систематической практике. Задача этого и подобных ему простых упражнений заключается в том, чтобы научиться фиксировать свой ум на одном объекте, что развивает у человека внимательность, умение долго находиться в сосредоточенном состоянии, улучшает память.

     Когда человек может удерживать свое внимание на выбранном им объекте сколь угодно долго, автоматически наступает переход из стадии Дхараны в стадию Дхьяны. Дхьяна – это седьмая ступень в Йоге. Если Дхарану Патанджали определяет как «фиксацию сознания на одном месте», то Дхьяна –это уже размышление на заданную тему, размышление над каким-то объектом. Трудно уловить момент перехода от концентрации к размышлению. На стадии Дхараны человек собирает факты, всю необходимую информацию об изучаемом им объекте. Он ничего с ними не делает, просто вспоминает и удерживает в своей памяти. А дальше начинается естественный процесс сопоставления фактов, который неизбежно приведет его к тому, что он начнет анализировать, думать над данной проблемой, оперируя всей собранной информацией.

     Стадия Дхьяны считается освоенной, когда человек может не просто свободно размышлять, но, что самое главное, самостоятельно рождать новые мысли и знания о заданном объекте. Когда человек размышляет над каким-то конкретным объектом, рассматривая его со всех сторон, то рано или поздно обязательно наступит такой день, такой миг, когда все его мысли приобретут совершенно иное качество. И тогда человек увидит и поймет, в чем была истинная причина его проблемы. И тогда у него внутри наступит ощущение очень сильного облегчения, как будто гора с плеч упала. Вот это и есть то, что называют Самадхи. Самадхи (восьмая ступень в Йоге) – это понимание истины. Когда человек что-то понял, его сознание сразу окажется в другой плоскости, поднимется в какое-то другое пространство. С этого момента оно будет жить там и никогда не сможет вернуться обратно на прежний уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     "Йога является бесценным даром для умного человека - она помогает ему стать мудрым. Мудреца же она сделает богом. Глупый человек принимаясь за "практику йоги" неизбежно превращается в идиота, а идиота занятия йогой всегда приводят к смерти. Обычному же, заурядному человеку заниматься йогой не нужно и некогда - у него есть

дела поважнее.  
     Поэтому, прежде чем прикоснуться к этому удивительному учению, постарайтесь быть предельно искренними с самим собой. Спросите себя: Кто я? И зачем мне это? От этого зависит Ваша дальнейшая судьба".  (Напутствие Учителя)

     Для того  чтобы разобраться в возможных  последствиях своих действий  придется прочесть не одну  толстую книжку. И, скорее всего, не одной культурной традиции. 
    Во все времена Учителя передавали ученикам не только голые практические методы, но и обязательно знакомили с мифами, легендами, философскими трактатами – то есть культурным наследием предков. В литературе заключен опыт тысячелетий, плоды трудов многих людей, посвятивших свою жизнь познанию Природы. От степени эзотерической грамотности в конечном итоге зависит результативность духовных практик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

  1. «Большой Энциклопедический Словарь», издательство АСТ, г.Москва, 2005 г.;

Информация о работе Учение о человеке и практика йоги