Учение о государстве и праве Н.Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:16, реферат

Описание работы

В XIV веке в Европе утверждается новое культурно-историческое движение, получившее название Возрождения (Ренессанса). Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм - это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Возрождение антропоцентрично. На первом месте здесь - человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

Содержание работы

Введение;
1. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе»;
2. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Рассуждениях»;
Заключение.

Файлы: 1 файл

Учение о государстве и праве Н.Макиавелли.docx

— 45.87 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра: «Философия и история» 
 
 

 

 

 

 

 

 
 
РЕФЕРАТ 
На тему: «Учение о государстве и праве Н.Макиавелли» 
 
 
 
 

 

 

 

 

 
 
Проверил: преподаватель      Выполнил: ст. гр. Сот-112 
Тарасова.О.В.        Неугодников Д.М. 

 

 

 

 
 
Екатеринбург 2013

План:

Введение;

  1. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе»;
  2. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Рассуждениях»;

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к  войне.

Н. Макиавелли.

В XIV веке в Европе утверждается новое  культурно-историческое движение, получившее название Возрождения (Ренессанса). Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В  узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в  отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм - это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Возрождение антропоцентрично. На первом месте здесь - человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

Наряду  с антропоцентризмом специфика  Возрождения представлена также  секуляризацией, т. е. эмансипацией науки, политики и морали от религии. Идеалом  становится не религиозное, а светское знание, знание, опирающееся на конкретные факты, опыт и разум. Ошибочно было бы утверждать, что Ренессанс - время  безбожия или безразличия к религии. Просто религиозные вопросы перестали  быть центральными в научно-поисковой  деятельности философов, авторитет  античных мудрецов стал явно перевешивать авторитет Священного писания. Просто от Бога нередко оставалась только божественная красота, наполнявшая  многообразный и чувственно воспринимаемый мир.

Мыслители и художники эпохи Возрождения  противопоставляли эпоху света, в которую они жили средневековью  как периоду темноты и невежества. В свете, разгоняющем тьму невежества и обмана, они видели свою историческую миссию.

Одним из первых теоретиков новой эпохи  был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.)

 

 

 

1. Представления  о праве и государстве Н.  Макиавелли, изложенные в «Государе».

Николо Макиавелли (1469--1527 гг.) родился во Флоренции в семье  небогатого юриста. В юности Николо не получил широкого образования, в  отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил  самостоятельно -- с одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты своих наблюдений. От других философов Макиавелли отличался еще и тем, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. «Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях, которыми многие любят расцвечивать и уснащать свои сочинения, ибо желая, чтобы мой труд либо остался в безвестности, либо получил признание единственно за необычность и важность предмета Макиавелли Н.. Государь. Сайт: Lib.ru/ Макиавелли. Предисловие», - писал Макиавелли в «Государе».

Цель «Государя» - раскрыть на основании опыта истории современных  событий, как завоевывается княжеская  власть, как она удерживается и  как теряется. Италия XV века давала для этой темы множество примеров, больших и малых, ибо редкий правитель  мог похвастаться законностью своей  власти. Правила достижения успеха были совсем иными, чем они стали  во времена более спокойные, ибо  никого не ужасали жестокости и предательства.

Может быть, нашему веку вновь  дано лучше оценить Макиавелли, ибо  некоторые из наиболее знаменитых успехов  нашего времени были достигнуты методами, не уступающими по подлости любым  методам, которые применялись в  Италии Возрождения. Макиавелли, как  тонкий знаток государственного искусства, приветствовал бы такие акты Гитлера, как поджог рейхстага, чистку партии в 1934 году и послемюнхенское вероломство.

Героем «Государя», которому Макиавелли расточает величайшие похвалы, является Чезаре Борджа. Он задался трудной целью: во-первых, убив собственного брата, одному пожать плоды династического честолюбия своего отца; во-вторых, силой оружия завоевать от имени папы территории, которые после смерти Александра VI должны были стать собственность не папского государства, а самого Чезаре; в-третьих, обработать коллегию кардиналов, чтобы следующим папой стал его друг. С большим искусством Чезаре преследовал эту трудную цель; его поведение, заявляет Макиавелли, должно служить поучительным примером для нового князя. Правда, Чезаре потерпел неудачу, но только вследствие «необычайной и крайней враждебности судьбы». Случилось так, что в момент смерти отца сам Чезаре был также опасно болен; а к тому времени, когда он выздоровел, враги его собрались с силами и папой был избран его злейший недруг. В день этих выборов Чезаре говорил Макиавелли, что он предусмотрел все, что могло произойти, «не подумал лишь об одном: что, когда отец будет умирать, он окажется при смерти сам». Макиавелли, которому была известна вся подноготная преступлений Чезаре, заканчивается так: «Подводя итог делам герцога (Чезаре), я не мог бы упрекнуть его ни в чем; наоборот, мне кажется, что его можно, как я это сделал, поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы с помощью чужого оружия»См.: Рассел Б. История западной философии. - Р н/Д: «Феникс», 2002. С. 575-576.. Однако Макиавелли восхищался Чезаре Борджа не за цели, которые он перед собой ставил, а только за то искусство, с которым он их преследовал.

Николо Макиавелли проявил  себя сторонником самого жесткого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обычного человека.

Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочайшему убеждению, что человек -- это существо сугубо эгоистическое, во всех своих поступках руководствующееся лишь собственными интересами. Вообще, по мнению Макиавелли, интерес -- это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности. Проявления интереса достаточно различны, однако самый важный интерес связан с сохранением собственности, имущества и с приобретением новой собственности и нового имущества. Он утверждал, что «люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества» Макиавелли Н.. Государь. Сайт: Lib.ru/ Макиавелли. Гл. XVII.. Макиавелли показывает, что человек -- это бесконечное сочетание добра и зла, и зло столь же присуще человеческой природе, как и добро.

Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало, что человек во всем подчинен высшему  Божественному Провидению, заранее  определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое понимание  человеческой судьбы. Он говорит о  том, что судьба человека не «фатум», а «фортуна». Судьба-фортуна никогда  не может полностью определить жизнь  человека. Более того, в «Государе» флорентийский мыслитель пытается даже вычислить соотношение - насколько жизнь человека зависит от высших обстоятельств, а насколько от него самого. И приходит к выводу, что «фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» Там же: гл. XXV. .

В своих работах Макиавелли приходит к выводу, что главное  в человеке - это способность к  деятельности, воля, стремящаяся к  осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. В работах  Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение все предшествующие гуманистические  рассуждения о сущности человеческой личности. Отказавшись от чисто религиозно-философских  рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные правила и нормы человеческого  общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает  в сочинениях Макиавелли во всей своей  неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями  и злыми поступками.

Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыслителем в рассуждениях на тему власти и  значении государя. По мнению Макиавелли, государь должен опираться не на теории и философские представления о жизни, а на саму реальную жизнь, ибо «расстояние между тем, как люди живут и тем, как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру» Там же: гл. XV.. Люди не могут быть только добрыми и хорошими, они -- и хорошие, и плохие одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в своем правлении опираться и на хорошее, и на плохое. Иначе говоря, в руках государя должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок.

Николо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель государства  обязан «по возможности не удаляться  от добра, но при надобности не чураться и зла Там же: гл. XVIII.», по сути дела признает - реальное управление государством невозможно без насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя «нового государя», он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца.

Однако у Макиавелли нет  воспевания насилия и жестокости. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы  только в том случае, когда они  подчинены государственным интересам, когда целью их применения является государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать - утверждает флорентийский мыслитель.

Обсуждая «Государя» Николо Макиавелли, хочется отметить удивительную многогранность и неоднозначность  этой книги. Множества смысловых  слоёв, открывающихся при внимательно  чтении этого произведения, хватило  бы на объёмистый том, а не на короткое эссе, в котором Макиавелли смог уместить все свои идеи.

На первый взгляд «Государь» является своеобразным руководством по управлению государством, причём как  в любом хорошем руководстве

автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их возможных последствий, рассматривает  оптимальные пути достижения желаемой цели, и этот труд интересен уже  с точки зрения удачного сочетания  богатого личного опыта с глубоким анализом соответствующих теме античных источников. Оценивая «Государя» как  учебник для начинающих политиков, необходимо отметить и чёткую логичность изложения, и умение называть вещи своими именами. Таким образом, «Государя» можно считать хорошим практическим трудом, он обобщает опыт прошедших  веков и современные ему политические события, содержит оригинальные выводы и полезные рекомендации опытного практика, специалиста в своём деле.

Необходимо отметить, что  чисто практический подход сочетается в «Государе» с теоретическими изысканиями, то есть отвечая на вопрос «как», Макиавелли пытается одновременно объяснить «почему» в жизни государства происходят те или иные явления; он ставит цели, к которым должен стремиться правитель, и даже пытается предложить некую идеальную модель управления страной и соответствующего ей идеального главу государства.

Внутри «Государя» Макиавелли рассматривает, каким должен быть государь, чтобы вести народ к основанию  нового государства. Уже из названия и далее, из всего текста становится ясным, что единственно возможным  разумным государственным устройством  Макиавелли считает только монархию (не по названию, но по внутренней сути), то есть власть одного сильного человека - не деспотизм, но тиранию - чистое страшное господство, необходимое и справедливое, коль скоро оно конституирует  и сохраняет государство. Таким образом, для Макиавелли высшей целью политики вообще и государственного деятеля в частности является создание нового и при этом жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или поддержание и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном случае цель - жизнь страны - оправдывает практически любые, лишь бы приводящие к успеху, средства, даже если эти средства не укладываются в рамки общепринятой морали. Более того, для государства не имеет силы понятие о хорошем и дурном, позорном и подлом, о коварстве и обмане; оно выше всего этого, ибо зло в нём примирено с самим собой.

Макиавелли явно стремится  заботиться о благе народа, причём он даже находит этому вполне практическое объяснение для государей - ибо недовольный, презирающий своего вождя народ - это более страшная угроза для  любого правителя, нежели самый сильный  внешний враг. Первая заповедь и  первейший долг государя - это внушить  своим подданным если не любовь (во-первых, это довольно сложно и не слишком  надёжно в силу присущей людям  неблагодарности, а, во-вторых, не подкреплённая  грубой силой любовь может быть легко  предана), то хотя бы почтение, основанное на уважении, восхищении и примитивном  страхе. Макиавелли настойчиво убеждает, что сильное государство можно  получить только неустанно заботясь о благе народа. При этом в качестве приемлемого средства борьбы с противниками Макиавелли упоминал даже физическое устранение непокорного и опасного меньшинства, лишь бы только эта акция  действительно была необходимой  и имела более - менее законный вид в глазах остальных граждан. Самой большой угрозой спокойному правлению Макиавелли считал скрытое  недовольство народа и, как следствие  этого, возникновение различных  заговоров и тайных обществ.

Особенно интересно положение  о воспитании народа. Соответственно ему, государь должен стремиться к тому, чтобы народ если уж и боялся, то уважал своего правителя, к тому, чтобы большинство было довольно своей жизнью и законами, к тому, чтобы не допускать злоупотреблений  своей властью - например, не посягать на честь и имущество обычных  граждан. «Тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен  знатью, которая почитает себя ему  равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться. Кроме того, нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворять притязания знати, но можно - требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Сверх того, с враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью - можно, ибо она малочисленна» Там же: гл. IX.. Таким образом идеальный князь добивается сознательной поддержки народа, и Макиавелли настойчиво призывает добиваться активного согласия народных масс на единственно возможный в то время вид демократии - абсолютную монархию, разрушающую феодальную и сеньориальную анархию.

Среди прочих практических проблем в "Государе" Макиавелли

рассматривает и вопрос обороны  государства от внешних и внутренних врагов. Против первых Макиавелли предлагал  только два оружия: удачные политические союзы и сильная армия. Что касается внешней политики, то тут Макиавелли советует государю опираться не только на свои ум и силу, но и на «звериную» хитрость. Именно на внешнеполитическом поприще должно пригодиться ему умение быть не только «львом», но и «лисом». Таким образом, для успеха на ниве внешней политики государь должен быть умён, хитёр, изворотлив, он должен уметь предвидеть последствия каждого сделанного им шага, должен отбросить в сторону все принципы чести и понятия морали и руководствоваться единственно соображениями практической выгоды. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью.

Информация о работе Учение о государстве и праве Н.Макиавелли