Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:16, реферат
В XIV веке в Европе утверждается новое культурно-историческое движение, получившее название Возрождения (Ренессанса). Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм - это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Возрождение антропоцентрично. На первом месте здесь - человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.
Введение;
1. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе»;
2. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Рассуждениях»;
Заключение.
Вопрос в конечном счете сводится к вопросу о силе. Для достижения политической цели необходима сила того или иного рода. Этот очевидный факт прикрывается лозунгами, вроде «право восторжествует» или «торжество зла недолговечно». Если торжествует сторона, которую вы считаете правой, то происходит это потому, что на ее стороне находится перевес в силе. Правда, часто сила зависит от общественного мнения, а общественное мнение в свою очередь - от пропаганды; правда также и то, что в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника, а один из способов казаться добродетельным заключается в том, чтобы действительно быть добродетельным. Вот почему иногда может случиться, что побеждает именно та сторона, которая обладает большей частью того, что широкие массы считают добродетелью. Я думаю, мы должны согласиться с Макиавелли, что это было важным элементом роста власти церкви в XI, XII и XIII веках, равно как и успеха Реформации в XVI веке. Однако сказанное требует существенных оговорок. Во-первых, те, кто захватил власть, могут, держа в своих руках пропаганду, представить свою партию воплощением добродетели; никто, например, не смел бы заикнуться о преступлениях Александра VI в нью-йоркской или бостонской государственной школе. Во-вторых, бывают такие периоды хаоса, когда успех нередко сопутствует отпетым негодяям; к числу таких периодов относился и период Макиавелли.
Такие времена характеризуются
быстрым ростом цинизма, побуждающим
людей прощать любую мерзость,
лишь бы она была выгодна. Но даже в
такие времена, как заявляет сам
Макиавелли, желательно представлять
в личине добродетели перед невежественным
народом.
Вопрос может быть поставлен несколько
шире. По мнению Макиавелли, цивилизованные
люди почти наверняка являются беспринципными
эгоистами. Если бы кто захотел ныне основать
республику, говорит Макиавелли, то он
обнаружил бы, что легче добиться успеха
среди горцев, чем среди жителей больших
городов, ибо последние уже развращены.
Но если люди являются беспринципными
эгоистами, то правильная линия его поведения
зависит от населения, среди которого
ему предстоит действовать. Церковь периода
Возрождения стяжала всеобщую ненависть,
но только к северу от Альп эта достигла
достаточных размеров, чтобы вызвать Реформацию.
В то время, когда Лютер поднял знамя своего
бунта, доходы папства были, вероятно,
больше, чем они были бы, если бы Александр
VI и Юлий II вели себя более добродетельно,
и если это верно, то причиной тому был
цинизм Италии Возрождения. Из этого следует,
что политики добьются большего успеха,
когда они будут зависеть от добродетельного
населения, чем когда они будут зависеть
от населения, равнодушного к моральным
соображениям; они добьются также большего
успеха в обществе, где их преступления
(если они их, конечно, совершают) могут
быть преданы широкой огласке, чем в обществе,
где царит строгая цензура, контролируемая
ими самими. Конечно, известных результатов
всегда можно добиться при помощи лицемерия,
но количество их может быть значительно
уменьшено соответствующими учреждениями.
Хотя теория «государство
превыше всего» берет свое начало
от Макиавелли, от Италии, в действительности
же широкого развития в Европе она
не получила. Наблюдать ее мы можем
разве что в некотором
. В одном отношении
политическая мысль Макиавелли,
подобно политической мысли
Однако, ошибочно думать, что макиавеллизм порывает с моралью. На самом деле Макиавелли считал, что мораль частного человека не подходит государству. В политике есть своя особенная, политическая мораль, суть которой сводится к тому, что все, что полезно государству, укрепляет его, морально оправдано. А полезна государству рациональная, эффективная, оптимальная политика. Не могут разум и мораль противоречить друг другу.
Заключение
Подводя итог, отмечу , что мыслям Макиавелли о политике, в т.ч. о праве и государстве, мало уделяют внимания, рассуждая, как правило, о моральности-аморальности макиавеллистической политике. Однако, несмотря на почти 500 лет, отделяющие нас от времени написания «Государя» и «Рассуждений», мысли, изложенные в данных произведениях, не перестают быть актуальными, «живыми».
Политика для Макиавелли - это результат борьбы различных социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма - в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.
Список используемой литературы :
Информация о работе Учение о государстве и праве Н.Макиавелли