Учение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.

Файлы: 1 файл

Учение Платона о государстве.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Для людей, живущих в  условиях порочного государственного строя, характерны, по мнению Платона, ошибочный выбор ценностей, ненасытное стремление к ложно понятому и неверно осуществляемому благу (в тимократии — безудержная страсть к военным успехам, в олигархии — к богатству, в демократии к безграничной свободе, в тирании — к чрезмерному рабству). Именно это, согласно Платону, и губит данный строй. Таким образом, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

 

 

 

 

 

УЧЕНИЕ О СМЕШАННОЙ ФОРМЕ ГОСУДАРСТВА

 

Платон на склоне своих  лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э., в «Законах»  изложил второй проект наилучшего государственного устройства, уже гораздо более связанного с действительностью.

«Законы» — это  огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой диалог Платона.

«Законы» — детище престарелого, умудренного жизнью и во многих отношениях разочарованного в ней Платона, — представляют собою неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами, возвратами к прежним мыслям, с углублением и оттачиванием тонкостей законодательства того общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».

«Законы» обширны и охватывают самые разнообразные проявления человеческого общежития. «Внимательное рассмотрение этого трактата показывает, что Платон, создавая свою теорию государственного устройства, во многом отталкивался от реальности, и это обстоятельство в определенной степени придает труду философа характер исторического источника». Как бы разочаровавшись в возможности осуществления на практике идеала, изображенного в «Государстве», Платон в «Законах» отступает в ряде существенных положений, от требований, выдвинутых в первом произведении. Это была попытка философа путем различного рода уступок приблизить свой идеал к действительности.

Создание утопического государства в «Законах» мыслится как реальный процесс основания города и его социально-политического организма. Для основания города, прежде всего, необходимо выбрать подходящую местность, причем наиболее удобными для этого являются внутренние части суши, удаленные от моря. Количество «народонаселения» должно быть достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение порядка. Контингент колонистов устанавливается в 5040 человек; это, по мнению Платона, наиболее подходящее число граждан для нормального функционирования города. Установленное количество граждан должно всегда оставаться неизменным. Так, правители принимают меры, чтобы это количество никогда не увеличивалось и не уменьшалось, поощряя или воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в колонии.

 Наделение граждан  землей предполагается таким  образом, что участки должны  быть по возможности равными,  поэтому там, где почва хуже, они должны быть большими, а  где лучше - меньшими. Общее число  наделов — 5040 — должно соответствовать числу граждан. Каждый гражданин получает по жребию участок земли, разделенный на две части: одна ближе к городу, другая на окраине государства, для того, чтобы каждый имел живейший интерес в защите границ. В государстве частная собственность стесняется всеми мерами. Так, участки должны считаться принадлежащими государству; отчуждение их не допускается.

В связи с различным  имущественным положением граждане делятся на четыре класса, причем подати и почести распределяются как  можно более ровным образом, внутри тех или иных классов; при этом допускается из низшего класса в высший и наоборот согласно достатку.

В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые  занимаются земледелием, ремеслами и торговлей. Наличие рабства является одной из предпосылок платоновской конструкции второго по совершенству государства. Платон отмечает, что «граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов».

Платон в «Законах»  выступает за потребительское равенство  всех сословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть больше остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества».

Граждане должны посвящать  себя государственной жизни. Ремесленники сохраняют личную свободу, но прав гражданства не имеют; правительство распределяет  их по стране в соответствии с потребностями в их труде. Земледельческий труд осуществляется рабами. Таким образом, граждане живут за счет труда рабов и ремесленников.

Торговля подвергнута  серьезным ограничениям. Между гражданами не должно быть ни одного мелочного  торговца. Это унизительное занятие должно было предоставляться метекам (гражданам других греческих государств) и иностранцам. Частным людям воспрещается и внешняя торговля: «только правители могут ввозить из-за границы вещи, нужные для государства». При этом из-за границы ввозятся только предметы, совершенно необходимые для государства и граждан. Все граждане в «Законах» Платона составляют одно целое, «а воспитание для них указано то, которое в трактате «Государство» назначено для второго сословия – воинов. Забота государства о воспитании из детей будущих граждан начинается почти от самого их рождения; и дети, как только позволяет их возраст, определяются в школы. Средства первоначального образования заключаются в музыке и гимнастике, с присоединением самых необходимых познаний из арифметики, геометрии и астрономии.

Женщины должны принимать  участие в воспитании мужчин, и  даже в военных упражнениях. Женщины равноправны с мужчинами, но на высшие должности в государстве они не допускаются. Им отводится особые отрасли управления - воспитание, обучение, наблюдение за браками и т.д.

Браки должны быть строго регулированы, так как цель их произвести благородное и здоровое потомство. Определен возраст, в котором  граждане должны вступать в брак; уклонение  от брачных уз наказывается штрафом и другими средствами. При заключении брачных уз необходимо обращать преимущественное внимание на то, чтобы характеры супругов служили дополнением друг другу.

Расторжение браков с  разрешения правительства допущено в случае бесплодия, совершенного несходства характеров, и тяжких преступлений против детей. Вступление во вторичный бра дозволяется, если от первого детей не осталось; при наличии таковых, второй брак не дозволяется. Строго наказывается нарушение целомудрия.

В «Законах» Платон выступает  за смешанный вид государственного строя, в котором сочетаются элементы двух основных форм государства - монархии и демократии. Платон  отмечает, что персы и афиняне довели до крайности начала (подчинение и свободу) лежащие в основе этих форм правления. Правильная организация государства, согласно Платону, должна сочетав себе оба этих начала для достижения умеренности в вопросах политической свободы и подчинения.

Организация государственных  властей в «Законах» Платона  довольно сложная. Правители избираются путем многоступенчатых выборов. Сперва граждане выдвигают любых кандидатов, принося в храм  дощечку с именем кандидата. Должностные лица отбирают 300, получивших наибольшее число голосов. Подобным образом из 300 отбираются 100, а из 100 - искомые 37.

Круг деятельности номофилаков (правителей) широк. Прямая их обязанность — охранять законоуложение, добавлять упущенное законодателями. Причем на восполнение упущенного по представлению соответствующих магистратур отпускается 10 лет, по истечении которых изменения могут быть допущены лишь с согласия всего народа. Номофилаки надзирают за искусством, решая, к примеру, вопрос о допуске и высылке из страны поэтов вместе с их произведениями. Следят за проведением свадебных пиров, гимнов и плясок в честь богов. В их ведении находятся вопросы ввоза и вывоза товаров. Законодатели обладают широкими судейскими полномочиями. И правом надзора над некоторыми судебными органами, а также отдельными культовыми правами. В случае принятия номофилаком явно несправедливых решений, последний может быть отстранен от должности через суд. Однако этим его подотчетность и ограничивается, в связи с тем, что правильного и регулярного контроля за его деятельностью нет.

Вторым органом должен быть совет из 360 членов, избираемых по классам. Из каждого класса граждан намечаются прежде всего кандидаты, в чем могут участвовать граждане всех четырех классов совместно. Для выбора кандидатов от первых двух классов общее участие граждан обязательно; для выбора кандидатов от третьего класса, обязательно участие граждан только  первых трех классов; для кандидатов четвертого - только двух первых. Из списка намеченных кандидатов граждане избирают для каждого класса по 180 человек, и затем жребием решается, какой половине из них быть членами совета.

Совет Эвномополиса играет не слишком заметную роль в жизни страны. Его члены рассматривают совместно с Народным собранием прошения иностранцев и метеков остаться в стране пожизненно, назначают суд по государственным делам, избирают и составляют высший суд для частных лиц. Однако оговаривается отстранение их от избрания  попечителем воспитания, что, вероятно, обусловлено многочисленностью Совета и сугубой важности роли указанного должностного лица в общей философской концепции Платона. Пританы (члены Совета) должны предупреждать внутренние волнения, с этой целью они облекаются властью созывать Народное собрание не  только, «установленные законами», но и в экстренных случаях. Кроме того, они осуществляют надзор за городом и заботятся о приеме официальных посланце других государств.

Помимо вышеуказанных  органов, имеется также Ночное собрание. Оно состоит из получивших знаки  отличия жрецов, десяти старейших  законодателей и попечителей воспитания и лиц, путешествовавших, «с целью розыска, нет ли где чего-нибудь подходящего для охраны законов» и предварительно проверенных магистратами. Каждому из них предлагается привести наиболее достойного молодого человека (от 30 до 40 лет). Собирается этот орган до восхода солнца, отчего и получил свое название. Функции Ночного собрания сводятся к тому, что, выслушивая иностранных гостей и собственных феоров, они обсуждают свои и чужие законы, причем полезное старейшины вводят, а младшие изучают.

Существующее в «Законах»  Народное собрание может посещать каждый желающий. Причем граждане первого и второго имущественных кланов всегда обязаны его посещать (под страхом наказания), а низшие классы - лишь в случаях, специально объявленных должностными лицами. Народному собранию представлены довольно значительные полномочия. Ему принадлежит возбуждение и окончательное решение судебных дел по процессам государственной важности, оно может заменить несправедливого законохранителя, совместно с Советом рассматривает заявления иностранцев, желающих пожизненно остаться в стране, избирает законохранителей, евфинов, стратегов и гиппархов. Правда, инициативу при выборах последних, имеют законохранители, но оговаривается, что любой, желающий предложить другую кандидатуру, может это сделать. Однако, упоминание о Народном  собрании слишком резки, чтобы предполагать, что по замыслу Платона оно могло пользоваться в полной мере всеми указанными правами.

Кроме вышеуказанных  высших органов власти, предполагается избрание множества подчиненных гражданских и военных должностных лиц: агорономов (блюстители порядка на рынках), астеномов (блюстителей порядка в городах), агрономов, евфинов (осуществляют проверки), стратегов и др.

Судебных инстанций  для гражданских дел должно быть три: первую образует третейский суд  по назначению сторон; если он окажется недействительным, то дела должны быть сначала рассматриваемы в «местных судах» где судьи должны быть назначены по жребию; третья инстанция - верховный суд, в выборе членов которого должны принимать участие все сановники государства. Для уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных по жребию судей. Лишь для преступлений, наказываемых смертной казнью, устанавливался особый суд, состоящий из «стражей законов» и «членов совета». Дела же о преступлениях против государства должны быть рассмотрении всего Народного собрания.

УЧЕНИЕ О  ЗАКОНАХ

 

Большое внимание Платон уделял вопросу о законе, являющемуся  одним из главнейших во всей его системе политических взглядов. Платон связывает понятие закона со справедливостью. Закон есть то, что устраивает всех людей, делает их жизнь в сообществе друг с другом вполне приемлемой: «Людям необходимо установить законы, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». Платон считал, что закон и порядок понятия тождественные. Закон - основная опора, на которой держится государство. Защищая интересы граждан,  он все-таки высшей целью имеет благо государства.

Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний  имеет пределы, обусловленные ограниченностью  ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным сознанием их разумности, пользы и даже  необходимости. Способность подчиняться философ ставит выше умения властвовать.

Право менять закон Платон представляет властителям. И хотя философ  неоднократно подчеркивает мысль о  том, что закон должен быть полезным прежде всего для государства, т. е. соблюдать интересы всех граждан, он  понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям.

Информация о работе Учение Платона о государстве