Учение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:18, реферат

Описание работы

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.

Файлы: 1 файл

Учение Платона о государстве.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Платон различает правильные и неправильные законы. «Правильны лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. В последнем случае, согласно Платону, и вовсе государственная организация жизни».

В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые  законы, которые скрупулезно и жестоко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства путем внушения представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение и т.п.

Последние две книги  «Законов» наполнены множеством правил относительно осуществления гражданских прав и обязанностей. Сироты – должны пользоваться покровительством государства. При «несовместимости характеров» мужа и жены, они должны, быть разводимы. Колдовство наказывается смертью. В стране не должно быть нищих. Ни один человек, моложе сорока лет, не может путешествовать за границей. Трупы должны быть выставляемы в течение трех дней до погребения, с целью узнать действительно ли они безжизненны. Должностные лица обязаны отдавать ежегодный отчет в своей службе перед известными публичными, следователями. Последние должны быть тщательно избираемы и, если окажутся того достойными, должны пользоваться особым почетом в течение жизни, а по смерти торжественными публичными похоронами, не сопряженными с горем и жалобами; тело следует облечь в белую одежду; хоры юношей и мужчин должны воспевать похвалы покойникам, и на их могиле должны происходить ежегодно состязания в музыке и гимнастике.

В «Законах» Платон формулирует  актуальный и по сей день принцип  неотвратимости наказания за совершенное  преступление.

«Вообще никто никогда  не должен оставаться безнаказанным  за какой бы то ни было поступок, даже если совершивший его бежал за пределы государства». К видам наказания он относит: смерть, тюремное заключение, палочные удары,  унизительные места для сидения и стояния или стояние возле святилищ на окраине страны; либо наказанием должна быть денежная пеня.

Цель уголовного наказания. По учению Платона о законах, заключается в предупреждении повторения преступлений. Наказание налагается не ради совершившегося преступления, а ради предупреждения их повторения в будущем. Наказание приводит к достижению этой цели трояким способом: 1) исправлением самого преступника, для которого оно является как бы лекарством, исцеляющим его нравственный недуг; 2) устранением влияния дурного примера на сограждан; 3) избавлением государства от опасного, вредного члена.

В «Законах» Платона большинство преступлений карается смертной казнью. «А за оскорбление богов, родителей и государства Платон помимо смерти предлагает еще и вечные муки».

Существуют преступники  «неизвинимые»: осквернитель храмов, изменник или заговорщик, желающий стать тираном и намеренно проливающий невинную кровь; все они должны подвергаться крайнему наказанию. «Платон различает неодинаковые роды человекоубийства; в некоторых случаях достаточною карою он признает пеню; в других изгнание; отцеубийце же он назначает более страшную казнь: тот должен быть умерщвлен по суду; тело его должно быть выставлено на соединение трех дорог, а затем брошено на окраину дороги; «преступник, уничтоживший жизнь, которая должна бы была быть ему дороже чем чья-либо, именно собственную», должен быть похоронен один в пустоши, без указания места его погребения могилою или памятником».

В диалоге «Законы», последнем  своем произведении, Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая последний к реальной действительности греческих полисов.

Этот строй, сохраняя некоторые черты, роднящие его в  «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т. п.), именно и свои отличительные  особенности:

  1. допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья;
  2. деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу;
  3. производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов;
  4. предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии, (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).

В «Государстве» Платон наделял правителей абсолютной властью  и ставил их выше всяких законов, потому что предполагал в них философское  образование, открывающее доступ к истине. «Законы» являются более подробным политическим проектом, и это объясняется крайним недоверием Платона к людям и его стремлением все предусмотреть и предначертать. Он хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для безусловного исполнения.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Платона можно считать  одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.

Множество людей  уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают  лучшим  сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема  общественного,  государственного  устройства  перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и  свободы  личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона «Государство». В первую очередь, Платон пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие  государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем  проблема построения «лучшего» государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо  стремиться. 

Следовательно,  вопрос  о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен,  важнее  то,  что это не существующее государство, но его "идея".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Асмус В.Ф. Платон. — М., 1975.
    2. Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви. — М., 1999.
    3. Виндельбанд В. Платон. — С-Пб., 1994.
    4. Виндельбанд В. История древней философии. — Киев, 1995.
    5. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М., 1979.
    6. Нерсесянц В.С. Платон. — М., 1989.

 


Информация о работе Учение Платона о государстве